Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок начал заикаться в 5 лет причины и лечение

Ребенок начал заикаться в 5 лет причины и лечение

Причины и лечение заикания у детей

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

Читать еще:  Капли для лечения насморка у ребенка 3 лет

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% – улучшение речи разной степени.

5 причин заикания у ребенка

Чаще всего заикание возникает у детей 2,5-6 лет — в период активного становления речи. Но может начаться и в подростковом возрасте. Что же тому причиной? И как лечится заикание?

Автор: Марина Кременчугская

Дата публикации: 08.09.2020

Как правило, заикание у детей начинается внезапно. Ребенок все четко говорил, и вдруг у него возникают запинки в речи. Он повторяет первую букву или первый слог, например «че-че-че-модан» (клонический тип заикания) либо долго его тянет: «чееееемодан» (тонический тип). У многих детей встречается смешанный тип заикания – с повторами и растягиваниями одновременно.

Почему же раньше речевых трудностей не было, а сейчас — появились? Причин несколько:

Физиологические нарушения: гипоксическое поражение нервной системы во время внутриутробного развития или родов, перинатальная патология, задержка развития (в том числе — моторного развития на первом году жизни, а также задержка или нарушение развития речи), частые ОРВИ, перенесенные нейроинфекции — менингит, менингоэнцефалит — все это способствуют развитию заикания у детей.

Невротическая настроенность. Заикание – это часть логоневроза, связанного с судорогами мышц языка, губ, неба, гортани. Как правило, логоневроз возникает у впечатлительных, ранимых, тревожных детей. Обычно – под влиянием стресса: острого или хронического. Например, ребенок может начать заикаться после сильного испуга – скажем, если на него напала собака или он впервые оказался в больнице без мамы. У ребенка постарше острым стрессом может стать ссора с одноклассниками: подросткам важно самоутвердиться в социуме. Хронический стресс, как правило, связан с конфликтами в семье. Возможно, родители часто ссорятся на глазах у наследника, либо чрезмерно строги и требовательны по отношению к нему.

Переучивание левши в правшу. Левши – нежные создания. Они эмоциональны, чувствительны, ранимы. Попытка сделать из них правшу может обернуться сильным стрессом. А стресс — спровоцировать развитие логоневроза.

Подражание кому-то из друзей. Иногда бывает и такое: в детсадовской группе кто-то заикается, и малыш начинает за ним повторять. Сначала – просто играет. Но у невротически настроенных детей это действие может закрепиться. В медицинской литературе сейчас активно обсуждается роль так называемых зеркальных нейронов, благодаря которым ребенок подражает действиям других — учится держать ложку, рисовать и пр. Но он может «отзеркалить» не только хорошее, но и плохое. Например, начать за компанию с кем-то заикаться или часто моргать.

Большие нагрузки. Многие родители переживают, что их чадо в четыре года еще не умеет читать, считать до ста и не знает ни одного слова по-английски. Поэтому начинают водить его на всевозможные развивающие занятия. С одной стороны, это неплохо. Если ребенку интересно, он будет быстро схватывать новые знания. С другой, есть опасность перегрузить малыша избыточной информацией. Недаром в школу дети идут только в 7 лет – к этому моменту большинство из них могут спокойно сидеть на уроках, слушать учителя и воспринимать большой объем информации. А с дошкольниками можно заниматься лишь в игровой форме. Причем дозировано. Если ребенок устал, капризничает, отказывается выполнять задания – родители должны отступить. Иначе у ребенка могут появиться неврозы, в том числе и логоневроз.

Читать еще:  Лечение кашля у ребенка 7 лет народными средствами

Это пройдет!

Как правило, заикание с годами проходит. Но ребенка нужно показать неврологу или психоневрологу: возможно, понадобится медикаментозное лечение. Обычно детей стараются не перегружать серьезными препаратами. Если и назначают, то мягкие ноотропы, противотревожные средства, успокоительные травяные сборы.

Рекомендуется и немедикаментозное лечение – рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура, особенно – с элементами восточных техник: ребенка учат правильно напрягать и расслаблять мышцы. Это способствует тренировке нервной системы и повышению стрессоустойчивости.

Кое-что родители могут сделать и сами. Например, не проговаривать слова, а… петь. И предлагать чаду делать то же самое. Этот простой прием помогает восстановить плавность речи при легких формах заикания. Большое значение имеют и занятия с логопедом-дефектологом.

Иногда родители по ошибке принимают за заикание неуверенную речь. Например, малыш без труда произносит маленькие слова: «дом», «кот», а слово «кошка» выговорить не может. И заменяет его на «ко». Иногда на «ко-ко». Но это не заикание, а этап становления речи.

Важно также проконсультироваться с психологом. Не исключено, что именно семейные проблемы провоцируют развитие невротических реакций у наследника. В таком случае взрослым придется скорректировать свое поведение. Например, перестать ждать от чада сплошных рекордов и уделять ему больше времени.

В речи ребёнка появились запинки. Что делать?

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того ни с сего, ваш двух- или трёхлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И всё-таки поддаваться панике не надо. Помните, что запинки имеют отдалённое отношение к заиканию.

Заикание или запинки?

Физиологические запинки, или итерации, часто встречающееся явление в речи детей двух-пяти лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание, и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим.

Итак, как только вам послышались в речи ребёнка «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания. Обратите внимание на то, как реагирует ребёнок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками — лучше.

Бывает, что запинки проявляются, когда ребёнок особенно напряжён (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбуждён и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Таким образом, велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных.

Проанализируйте все ситуации, в которых участвует ребёнок. Минимизируйте или исключите возможные стрессы. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

Соблюдайте правила!

При коррекции запинок необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Пересмотрите своё поведение в отношении воспитания ребёнка: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение — всё это может спровоцировать запинки.
  2. При появлении запинок говорить с ребёнком нужно тише и медленнее. Следует избегать эмоциональных обсуждений. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на своеобразии его речи. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так». Просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шёпотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приёмов запинок нет.
  3. Общаясь с ребёнком, дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово. Также не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберёт слова и верную грамматическую форму для высказывания. Старайтесь обращаться к ребёнку с просьбами, которые он может выполнить, задавайте вопросы, требующие только односложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги.
  4. Особо серьёзные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры. Перед сном включайте тихую музыку.
  5. Если ваш ребёнок стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается.
Читать еще:  Информированное добровольное согласие на обследование и лечение ребенка

Логопед поможет и научит

Если запинки в речи ребёнка проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают его самого, – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. Логопед в игровой форме научит малыша приёмам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю над плавностью речи.

При правильном психолого-педагогическом подходе речевые запинки проходят сами собой.

Мы ждём вас в отделении помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ивантеевский «Теремок» по адресу: г. Ивантеевка, Студенческий пр-д, д. 39, контактный телефон 8(496)536-04-86. Наши специалисты окажут квалифицированную помощь.

А.В. Филатова, логопед ОПСиД СРЦН «Ивантеевский «Теремок»

Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение слогов, звуков или слов, а также частые остановки или проявление нерешительности в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Нарушение ритма и плавности речи провоцирует проблемы в устном общении.

При заикании характерны судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, которые возникают чаще вначале речи (реже в середине). В результате этого ребенок, страдающий заиканием, вынужден задерживаться на каком-либо звуке. Подобная симптоматика весьма схожа с клоническими и тоническими судорогами. Для клонического заикания характерно повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание характеризуется тем, что не позволяет ребенку сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука (дыхательное заикание).

Специалисты выделяют две формы заикания:

  • Невротическое (психологическое) заикание, возникновение которого характерно для здоровых детей, испытавших какой-либо стресс;
  • Неврозоподобное заикание, свойственное детям с заболеваниями нервной системы.

Причины заикания условно разделяются на: предрасполагающие и провоцирующие. К первой группе причин принято относить:

  • наследственность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы.

Способствовать возникновению и развитию заикания также могут:

  • нарушения в развитии моторики;
  • скудное эмоциональное развитие;
  • скрытые психические нарушения;
  • нарушения чувства ритма;
  • повышение реактивности.

Причины и лечение заикания у детей всегда носят индивидуальный характер. Если говорить о возрасте развития патологии, то стоит отметить, что заикание у подростка означает, как правило невротическую форму, а заикание у дошкольников может быть как следствием стресса, так и связано с наличием заболевания нервной системы. Далее мы постараемся ответить на вопрос «Можно ли вылечить заикание?»

Лечение заикания. Можно ли вылечить?

Диагностика заикания предполагает наличие следующих признаков:

  • нарушение темпоритмики речи;
  • трудности при устной речи;
  • частые запинки;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений.

Если вышеперечисленные расстройства не проходят длительное время (более трех месяцев), ребенку диагностируется заикание.

Работа с детьми с заиканием начинается с консультаций невролога и логопеда. Нередко проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга и МРТ-диагностику с целью исключения органических заболеваний ЦНС. Успешное лечение заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. При коррекции данной патологии принято применять специализированный терапевтический подход, включающий в себя психотерапевтические методы (применяемые как в индивидуальной, так и в групповой формах). Логопедическая работа при заикании направлена на коррекцию речевых нарушений.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических центрах лечения заикания. В этом случае, специалисты делают акцент на игровую терапию и логоритмику. При неврозоподобном заикании применяется медикаментозное лечение. Лечение заикания у детей должно сопровождаться профилактической работой. Профилактика заикания подразумевает:

  • соблюдение режима дня;
  • полноценное питание;
  • постоянный уход;
  • профилактику и предупреждение запинок в речи; — формирование правильного звукопроизношения.

Профилактическая работа проводится родителями (при необходимости, совмещается с посещением логопеда) и позволяет организовать правильное речевое развитие ребенка, укрепить здоровье и обеспечить нормальное функционирование нервной системы.

Устранение заикания предполагает дальнейшее создание соответствующей обстановки и режима для ребенка, что будет способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Первый детский медицинский центр предоставляет полный комплекс логопедических услуг по лечению заикания в Саратове. Для Вашего удобства, мы предусмотрели возможность записаться на прием к специалисту в режиме онлайн.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector