Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития у детей. Причины, проявления, лечение

Задержка речевого развития у детей. Причины, проявления, лечение.

Развитие ребёнка представляет собой непрерывный процесс. С самого рождения идёт формирование новых моторных и речевых навыков и умений. При этом до года этот процесс очень динамичный: уже к 2 месяцам малыш умеет держать головку, в 3 месяца появляется гуление, воркование. К 6-7 месяцам появляется продолжительный лепет, малыш начинает сидеть, к году многие детки начинают ходить самостоятельно и говорить первые слова. В 2,5 года-в речи много слов, появляются фразы. Уже к 3 годам многие дети умеют говорить сложными предложениями.

Речевые и языковые навыки являются наиболее сложными функциями и тесно связаны с интеллектуальным развитием. Даже незначительная задержка в речевом развитии может быть показателем задержки психического развития. Дети с расстройствами речи и языковых навыков плохо воспринимают информацию на слух, и в дальнейшем у них часто возникают трудности с обучением в школе.

У маленьких детей разборчивость речи, словарный запас, построение фразы, понимание речи оцениваются с учётом их возраста. Это очень непростая задача, и существует множество причин, которые могут привести к задержке речевого и психического развития.

Одной из главных причин задержки развития речи является патология формирующегося мозга ребёнка.

Неблагоприятные факторы могут действовать на мозг ребёнка как до рождения, так и после появления его на свет.

До рождения — это и тяжёлые роды, различные внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, генетическая патология. Обычно такие малыши с рождения растут с задержкой формирования моторных и речевых навыков. Даже когда моторные навыки формируются вовремя, проблемы с речевым развитием могут, в дальнейшем, выходить на первый план.

После рождения ребёнка к задержке речевого развития могут приводить различные инфекции, травмы головного мозга, генетические нарушения нервной системы (например, наследственные болезни обмена, ранний детский аутизм и т.д.).

Кроме того, для нормального развития речи очень важно в каких социальных условиях растёт ребёнок, нет ли ограничения его в общении. Показательно, что дети без патологии мозга, но лишённые полноценного общения в раннем возрасте, например, растущие в детских домах, в асоциальных семьях, предоставленные сами себе, развиваются с задержкой речевого развития.

При этом при регулярных занятиях, направленных на стимуляцию речи, у детей с поражением нервной системы речь может развиваться в соответствии с возрастом.

Следует сказать, что все дети с задержкой речевого развития должны проходить проверку слуха. Даже незначительное снижение остроты слуха может приводить к выраженной задержке речи.

Какие же специалисты должны осмотреть ребёнка с задержкой речевого развития? Обязательна консультация невролога, генетика, сурдолога, психиатра, логопеда.

Если при осмотре выявляется патология, то специалистом назначается соответствующее лечение. При этом лечение должно быть последовательным и регулярным, проводиться в условиях стационара или амбулаторно. При любой причине задержки речевого развития обязательно проводятся занятия с логопедом, дефектологом, используются стимуляции мозга с помощью различных методик.

Итак, с самого рождения необходимо обращать внимание на формирование доречевых, а потом и речевых навыков у малыша. Ведь чем раньше выявлена причина задержки речи, тем благоприятнее прогноз психического развития ребёнка.

Задержка речевого развития (ЗРР): симптомы и лечение, что делать

Учим говорить при ЗРР в 3 года

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Читать еще:  Гастрит у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Задержка речевого развития

Лечение ЗРР в Москве

Каждая мама с нетерпением ждёт того момента, когда её малыш скажет первое слово. Но иногда родители с тревогой начинают замечать, что речь у ребёнка не развивается, он молчит или только лишь мычит, когда как его сверстники говорят уже фразами. Обычно взрослые чувствуют, когда происходит задержка речевого развития у детей, но есть ряд определённых признаков, по которым можно точно понять, стоит ли беспокоиться или же это всё страхи родителей.

Признаки ЗРР у детей

Признаков, указывающих на неправильное речевое развитие, существует очень много. Прежде чем ставить диагнозы ребёнку, нужно понять, как он развивается в целом:
Как происходит физическое развитие ребёнка (соответствуют ли его возрасту двигательные навыки или нет).
Нет ли у ребёнка перенесённых тяжёлых заболеваний.
Не имеется ли каких-либо неврологических заболеваний.
Не было ли у ребёнка психологических травм.
Как ребёнок общается с людьми. Здесь нужно обратить внимание на то, стесняется ли он посторонних или нет. Больные дети одинаково общаются со знакомыми и чужими людьми.
Отзывается ли ребёнок на собственное имя.
Хорошо ли ребёнок понимает речь родителей, воспринимает ли он её на слух.
Говорит ли ребёнок чисто, использует ли при разговоре мимику и жесты.
Появляются ли в словарном запасе ребёнка слова или же звуки, похожие на них.
Может ли ребёнок активно пользоваться речью, решает ли он диалогом свои проблемы или же ему трудно говорить, и поэтому он всё старается делать сам.
Хорошо ли развита у ребёнка мелкая моторика, нет ли каких-либо врождённых нарушений речевого аппарата (расщелина губы, например).

Читать еще:  Головная боль у ребенка 12 лет причины и лечение

Если же родители нашли хотя бы один из признаков ЗРР, нужно срочно обследовать ребёнка. Порой признаки слабо выражены, но малышу нужна помощь. Он не может ничего сказать взрослым, однако, он болен. Не надо ждать, что ребёнок заговорит сам, чем раньше этой проблемой займутся специалисты, тем быстрее малыш заговорит.
Когда уже диагноз поставлен, остаётся лишь один вопрос: что делать? В зависимости от причины возникновения ЗРР, назначается курс лечения. Обычно нарушения речи происходят из-за биологических факторов, таких как беременность с патологиями, наследственные заболевания, влияющие на речь, некоторые тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем детстве, травмы головы, нарушение органов чувств (слуха или зрения). Иногда на ход развития речевого процесса влияют мировоззрение малыша и его характер. Если ребёнок замкнутый, то его очень трудно разговорить. Обычно в такой ситуации прибегают к помощи психологов, и в скором времени занятия дают свои плоды.
Дети до трёх лет нуждаются в развитии речи каждый день. Чтобы помочь им правильно и своевременно заговорить, научить их овладеть речевыми навыками, иногда требуется помощь специалистов.

Лечение задержки речевого развития (ЗРР)

В Клинике биоакустической коррекции в Москве проводят лечение ЗРР, которое начинается с посещения врача. Он проводит осмотр и назначает лечение, состоящее из комплекса физиотерапевтических процедур, например, таких как биоакустическая коррекция и транскраниальная микрополяризация, доказавших свою эффективность в лечении ЗРР.

Подробнее о возможностях использования данного метода при задержках речевого развития у детей читайте в статье по ссылке.

Задержка речевого развития у детей

задержка речевого развития у детей

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Стоит отметить, что современных мам и пап условно можно разделить на 2 группы.

  • Для первых задержка речевого развития у детей сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки.
  • Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже слишком поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать. Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем . К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Нужно учитывать, что при некоторых симптомах риск развития серьезных патологий с ЗПР у детей заметно повышается. Помните, что оперативное выявления недуга способствует эффективному лечению.

Причины появления задержки речи

Стоит отметить, что отставание развития у детей может быть вызвано различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью.

лечение задержки речи

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме, как:

  • вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),
  • Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),
  • цитомегаловирус (cytomegalovirus),
  • краснуха (ruberella),
  • токсоплазма (toxoplasma), носителями которых является подавляющее большинство люде на планете,

могут передаваться от матери к плоду во время внутриутробного развития малыша.

При совокупности ряда факторов, таких как:

  • вирус-носительство,
  • родовая травма,
  • гипоксия,
  • ослабленный иммунитет ребенка в целом,

может произойти сбой в ЦНС, в частности могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения ЗПР и других психоневрологических расстройств.

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок:

  • адекватно реагирует на обращения в свой адрес
  • способен выполнять различные просьбы,
  • он откликается на взрослых,
  • узнает родных,
  • активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У такого ребенка не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции, ведь задержка речевого развития в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственным отставанием развития. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Что такое «детская речь»?

Давайте попробуем разобраться в вопросе, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы. К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака). Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Ниже приведены некоторые признаки, являющиеся свидетельством задержки развития речи у детей:

  • В четыре месяца ребенок не реагирует на присутствие взрослых
  • Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;
  • С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);
  • К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5-10 слов;
  • К полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;
  • В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Лечение задержки речевого развития в Израиле

задержка речевого развития

В израильских клиниках для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию. Данная методика также стимулирует циркуляцию спинномозговой жидкости и как следствие, меняется симптоматика различных патологий, в том числе улучшается речевая активность ребенка.

Читать еще:  Открытое овальное окно в сердце у ребенка 7 лет лечение

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

Задержка речевого развития

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом.

Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Разновидности задержки речевого развития

Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е. из всех психических функций нарушается исключительно речь.

Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития

С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3–4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.

Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития.

Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи.

Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.

При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития

  • Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения — психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.
  • Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
  • К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
  • Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.

Диагностика и обследования при задержке речевого развития

В случае задержки речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.

    Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.

Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого родничка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector