Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нельзя так сидеть

Почему нельзя так сидеть?

Многие родители слышали рекомендации физиотерапевтов о том, что ребенку нельзя сидеть в позе лягушки: «попа между ног, пятки врозь». Почему нельзя, чем опасна эта поза, как помочь ребенку, привыкшему так сидеть — об этом статья американского физиотерапевта, которую мы перевели, а также попросили нашего специалиста прокомментировать ситуацию.

imgp3815

Заходя в группу, я каждый раз вижу по крайней мере троих детей, которые сидят на полу, сложив ноги английской буквой W (смотри фото, дальше в тексте W-поза). Они напоминают изрядно подтаявшего снеговика. Их ноги разложены широко вокруг попы, корпус скрючен и наклонен вперед, очень часто во время игры эти дети не в состоянии нормально двигать руками широко вокруг себя, т.к. положение становится неустойчивым. Я постоянно напоминаю: «Поправьте ноги!», «Не сидите в такой позе!». Чем же так плоха W-поза? Давайте выясним.

Как выглядит ребенок, сидящий в W-позе?

W-поза выглядит так: ребенок сидит на полу, его попа находится между коленей согнутых ног, при этом голени вывернуты наружу. Если посмотреть на ребенка прямо сверху, его ноги сложены в форме английской буквы W. У любого ребенка может развиться привычка сидеть в W-позе. В этом положении зона опоры ребенка шире и центр тяжести находится ниже, что делает его более устойчивым в области бедер и туловища. Это удобное положение для игры, потому что ребенку не приходится тратить усилия на поддержание равновесия в то время, как он занят игрушками.

В чем же проблема W-позы для детей?

В этой позе ребенок не может активно двигаться всем корпусом, свободно поворачиваться, переносить вес тела со стороны на сторону, таким образом ему тяжело достать игрушки, до которых нужно дотянуться. Для ребенка очень важно научиться переносить вес тела и свободно вращать корпусом для того, чтобы развить жизненно важные умения поддерживать равновесие и быстро реагировать на изменяющийся баланс (например, необходимость сгруппироваться при падении во время бега), а также для формирования навыка пересечения средней линии тела (очень важно в дальнейшем для обучения письму). Двусторонняя координация (умение эффективно пользоваться обеими сторонами тела синхронно) будет развиваться с задержкой. Каждый новый двигательный навык, который осваивает ребенок, является результатом важных достижений, сделанных до того. Таким образом, если у ребенка имеются сложности с двусторонней координацией, у него вероятны задержки умений в дальнейшем, например, в рисовании, письме, прыганье через скакалку, бросании мяча и т.д.

W-поза вызывает укорачивание и затвердевание мышц бедер и икр, что может привести с развитию ходьбы с вывернутыми наружу ступнями и повысить вероятность болей в спине и области таза во взрослом возрасте. Есть исследования о связи W-позы в дошкольном возрасте с развитием двустороннего плоскостопия ((European Journal of Pediatrics, Chen KC, 2010).

Чем можно помочь?

Если ваш ребенок часто выбирает w-позу, проблема может быть в целом в неразвитости мышц, которая может привести к плохой осанке, задержкам в развитии, гиперкомпенсации других групп мышщ. Что можно сделать для коррекции его положения? Первое и главное, поощряйте его сидеть на полу в других позах: сидим в позе «ноги сбоку», сидим с вытянутыми вперед ногами, поза «по-турецки», на низкой табуретке или скамеечке. Самое важное – ваша настойчивость и последовательность!

Если вашему ребенку тяжело поддерживать любую другую позу на полу, кроме w-позы, стоит обратиться к физиотерапевту за рекомендациями, как скорректировать положение тела и выяснить, нет ли у ребенка слабости или, наоборот, затянутости некоторых мышц. В идеале, родителям рекомендуется сразу не допускать развития такой привычки у ребенка. Напоминайте ребенку, что надо сидеть высоким, сильным и гордым, как снеговик на морозе и не допускать позы снеговика, который вот-вот растает.

Перевод с английского: Юлия Кузнецова (специально для www.mamatus.lv)

Дополнение специалиста:

В этой позе экстремальное положение занимают тазобедренные и коленные суставы, неестественно выпрямляется поясничный отдел позвоночника. Если это краткосрочный вариант, ребенок так садится не часто, тогда поза остается динамичной, и ничего страшного не происходит. Если такое положение становится постоянным, ребенок принимает такую позу регулярно и дольше, чем на пару-тройку минут, необходимо задуматься об ее коррекции

Корректируется w-поза непросто, ибо, как известно, привычка – вторая натура, даже у детей. Родителям нужно обратить внимание, как обустроена среда: есть ли удобное место для игр за столом, достаточно ли места для свободного движения во время игры.

Нужно переключать детское внимание на более подвижные игры, которые требуют регулярно менять позу. Например, мяч катим не прямо ребенку, а чуть в сторону, машинки вдруг собираются и активно уезжают на дальнюю бензоколонку, куклам надо принести еды из кухни и т.д.

Конечно, за один день привычка никуда не исчезнет, обязательно потребуется терпение и внимание родителей.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Читать еще:  Можно ли делать вместе прививку от гепатита и полиомиелита?

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Когда ребенок начинает сидеть

Когда ребенок начинает сидеть

Для правильного формирования опорно-двигательного аппарата важно, чтобы ребенок развивался в соответствии с физиологическим возрастом. Сначала он должен научиться держать голову, затем переворачиваться, приподниматься на руках. Примерно в 6 месяцев, как только спинные мышцы и позвоночник становятся достаточно крепкими, он начинает учиться садиться. Данный навык важен не только для укрепления его опорно-двигательного аппарата. Малыш, который может сидеть самостоятельно, становится менее зависимым от родителей. От того, насколько быстро он приобретет этот навык, зависит, во сколько месяцев он начнет учиться ползать, стоять и ходить. В статье мы опишем признаки того, что ребенок готов сидеть, а также расскажем, как ему в этом помочь и нужно ли вообще это делать.

Читать еще:  Как называется прививка в ногу детям?

Когда ребенок должен сесть

Опорно-двигательный аппарат ребенка полностью формируется примерно к 6 месяцам. К этому моменту позвоночник уже достаточно окреп, мышцы приобретают нужную силу и эластичность. Полугодовалый малыш начинает предпринимать первые попытки сесть. Некоторые дети пытаются садиться уже в 4 месяца. Однако педиатры не рекомендуют поощрять их. В возрасте 4-4,5 месяцев позвоночник еще недостаточно сформирован, поэтому вертикальные нагрузки могут привести к проблемам в будущем. Все, что могут сделать родители, – наблюдать за тем, как ребенок тренирует позвоночник, и следить, чтобы он не получил травм.

Примерно до полугода малыш должен активно ползать, переворачиваться, держать шею и голову. Чем дольше он будет находиться в горизонтальном положении, тем крепче будут его опорно-двигательные функции. Такая физическая активность поможет укрепить мышцы и позвоночный столб, чтобы к 6 месяцам начать предпринимать попытки сидеть.

При том, что лучшим возрастом для приобретения навыка сидения считается 6 месяцев, педиатры уверены, что все зависит от физиологических особенностей конкретного малыша. Как правило, недоношенные дети и дети, которые, наоборот, быстро набирают вес, развиваются медленнее. В этом случае, даже если в полгода малыш ленится сидеть самостоятельно, родителям нужно только набраться терпения и не торопить его. Обычно к 9 месяцам, при условии отсутствии проблем со здоровьем, большинство детей успешно осваивают навык сидения.

Признаки того, что ребенок готов сесть

Дети развиваются в соответствии со своими биологическими часами. Поэтому способность долго удерживать тело в вертикальном положении у каждого ребенка формируется в свое время. Если в 6 месяцев у малыша нет противопоказаний, можно проверить, готов ли он начать сидеть самостоятельно. Делают это в кабинете педиатра или дома в безопасных условиях. Для проверки используют стол для пеленания, обычный стол или хотя бы упругий диван. Вы можете действовать по следующему алгоритму:

1. Уложите грудничка на стол для пеленания.

2. Возьмите его за руки и слегка приподнимите их.

3. Если малыш крепко ухватился за пальцы, медленно потяните его к себе.

Если в такой позиции грудничок попытался приподнять корпус тела, значит, его позвоночник уже достаточно окреп. Если же он слабо держится за ваши пальцы, откидывает голову назад или просто висит, держа вас за руки, значит, ему еще рано начинать сидеть.

У педиатров есть своя методика определения степени готовности спинных мышц к сидению в 6-месячном возрасте. Для этого они берут ребенка на руки, держа его вертикально лицом от себя. Далее врач одной рукой обхватывает грудную клетку, а другой – ноги ребенка. Если малыш не может выпрямиться, это говорит о слабости мышц спины. Если в вертикальной позиции спина выгибается, позвоночник заваливается или искривляется, а плечи свисают, это также указывает на слабость опорно-двигательных функций. Значит, малыша рано подвергать таким нагрузкам.

Как развиваются мальчики и девочки

По мнению педиатров, то, во сколько месяцев дети осваивают навык сидения, не зависит от их пола. На это влияет только степень развития позвоночного столба и мышц спины. Однако есть некоторые различия в том, как развиваются мальчики и девочки. Причиной тому служит мозг, который растет и совершенствуется у них с разными темпами. Приведем несколько примеров:

1. Та часть мозга, которая отвечает за умение ориентироваться в пространстве, у мальчиков формируется быстрее. Соответственно у девочек пространственные навыки развиты хуже.

2. Зрительная память мальчиков улавливает общую картину происходящего вокруг них, у девочек – мелкие детали.

3. Мальчики гораздо дольше удерживают внимание на одном предмете, без особой охоты переключаясь с одного занятия на другое. Зато девочки легче переключаются как между предметами, так и между занятиями.

4. Девочки гораздо более коммуникабельные и общительные, поэтому они быстрее адаптируются к новым условиям. Мальчики, особенного грудного и дошкольного возраста, даже к родственникам дольше привыкают.

5. Большинство девочек начинает говорить уже в годовалом возрасте. У мальчиков речевые навыки развиваются ближе к 15-18 месяцам.

Разницу можно заметить не только в психическом или когнитивном, но и в физическом развитии. Девочки быстрее начинают сидеть, ползать, ходить. Особенно если этому способствует обстановка. Если ребенок постоянно находится на руках у родителей, не имея возможности самостоятельно осваивать двигательные навыки и чувствовать себя в пространстве, это, независимо от пола, задерживает его физическое развитие.

Нужно ли «присаживать» малыша

Вопрос, во сколько ребенок начнет самостоятельно садиться, ползать, ходить, говорить, беспокоит всех родителей. Однако одни полностью полагаются на природу и стараются не вмешиваться в физическое развитие малыша, другие – начинают подсаживать его раньше времени. Оба варианта являются крайними мерами. Врачи против того, чтобы «торопить» ребенка или полностью пускать все на самотек. Родители могут оказывать помощь в приобретении физических, психических или когнитивных навыков, при условии, что это не навредит его здоровью.

Что делать родителям, когда ребенок ленится сидеть

Родителям 6-месячных малышей, которые отказываются садиться и долго находиться вертикально, нужно в первую очередь проконсультироваться с педиатром. Если нет проблем со здоровьем, то и повода для беспокойства тоже нет.

Читать еще:  С какого возраста можно давать ребенку лазолван

Родители могут самостоятельно определить, насколько гармонично развивается ребенок. Судить об этом можно по тому, что он:

· переворачивается с боку на бок, лежа на спине или животе;

· ощущает свои руки и ноги в пространстве;

· подтягивает ноги к животу, когда лежит на спине;

· хорошо держит спину, шею и голову, когда лежит на животе;

· крепко хватается за указательные пальцы родителей и пытается за ними тянуться.

Эти признаки свидетельствуют о том, что малыш развивается в соответствии со своим возрастом, а значит, рано или поздно он сможет самостоятельно сесть. Подталкивать его не нужно. Чем дольше ребенок будет находиться в горизонтальном положении, тем крепче к 6-7 месяцам будут его мышцы и позвоночный столб.

Многие педиатры рекомендуют до того, как освоить навык сидения, научить малыша ползать. Попробуйте положить его на живот и поставить перед ним игрушку. Так он начнет активнее двигаться, находясь в горизонтальном положении. Это поможет укрепить мышцы спины и подготовить позвоночник к нагрузкам.

Если даже в 7 месяцев ребенок ленится сидеть самостоятельно, можно начинать подключать дополнительные нагрузки. Обычно педиатры рекомендуют:

Массаж должен состоять из поглаживающих движений. Делать это может профессиональный детский массажист, который знает, как и сколько должна длиться процедура. Плаванием можно заниматься в специальном бассейне или дома в ванной под наблюдением взрослых. Для занятий домашней гимнастикой понадобится фитбол. В комнатах лечебной физкультуры с малышом должен заниматься тренер.

Если вместо того, чтобы торопить малыша, внимательно наблюдать за ним и создавать комфортные условия для его всестороннего развития, рано или поздно он начнет самостоятельно сидеть и станет менее зависимым от родителей.

Почему у детей болят суставы

Почему у детей болят суставы

Бывает, что дети пяти лет и старше жалуются на боли в суставах. Чаще всего говорят, что болит коленка, но взрослые не всегда обращают на это внимание, а просто отмахиваются от проблемы, отвечая примерно так: "Ты вчера набегался, вот и болит ножка. А может, где-то ударился, посиди и все пройдет". Да, бывает, что боль сама проходит, но далеко не всегда. Все зависит от причины болезненных ощущений. О них рассказал заведующий травматологическим отделением Житомирской областной клинической детской больницы Виктор Панчишин.

Болезнь роста

Боль в суставах у детей 5-6 лет может быть связана с проблемами роста. Ведь в этот период дети начинают очень активно расти. Рост тела опережает рост самих костей, которые не успевают вытянуться до нужной длины и потому болят. Ведь только за одну ночь ребенок может вырасти на целый сантиметр! Рост увеличивается быстро, причем это происходит скачками, поэтому сопровождается неприятными болезненными ощущениями и без повышения температуры. Это самая простая причина болей в суставах, и она быстро проходит. Но если такие жалобы повторяются неоднократно, нужно показать ребенка ревматологу и ортопеду.

Также читайте
Мононуклеоз у детей: что это такое, каковы симптомы, осложнения и лечение

Артрит как следствие ОРВИ

Если у ребенка температура и он жалуется на боль в суставе, который к тому же припух, нужно сразу обратиться к врачу. Специалист назначит необходимые исследования, в частности, УЗИ, МРТ или рентген. У ребенка может быть транзиторный, то есть проходящий артрит. Это воспаление сустава, которое начинается обычно спустя неделю-две после перенесенной вирусной инфекции. Когда инфекция попадет в организм, она обычно «бьет» по самому слабому органу, часто по суставам. Но такие транзиторные артриты довольно быстро и эффективно лечатся. Врач прописывает ребенку нестероидные, противовоспалительные препараты, рекомендует пить больше жидкости, и что очень важно – исключить ходьбу.

Также читайте
Гаджеты и зрение: есть ли связь

Артриты бывают и ревматологического характера (то есть аутоиммунный процесс). Это может определить только врач и дополнительные лабораторные исследования. Кроме того, если ребенок жалуется на боль в суставе и при этом у него повышенная температура, то может быть и воспаление кости – остеомиелит. Это серьезное заболевание, при котором ребенок нуждается только в стационарном лечении детскими хирургами. Здесь нужна командная работа врачей и родителей больного ребенка, а самолечение приведет лишь к ухудшению состояния.

Также читайте
Нужно ли удалять ребенку гланды и аденоиды

Травмы и плоскостопие тоже отражаются на суставах

Боли могут быть и следствием ортопедических проблем. Недолеченные подвывихи и вывихи могут давать постоянные боли в суставах и их слабость. Суставы могут ныть из-за искривления позвоночника, плоскостопия, или когда одна нога короче другой, а еще при растяжении и ушибах в тех местах, которые соприкасаются с суставами. Боли может давать и болезнь Пертеса, когда патологические изменения происходят в головке бедренной кости и тазобедренного сустава. Причем ребенок иногда даже не понимает, что именно его беспокоит. Например, он может ощущать боль в колене, хотя сама проблема – в тазобедренном суставе.

Поэтому, если ваш ребенок жалуется на боль в суставах, не стоит говорить, что он все это придумал, чтобы не пойти в детсад или школу, прогулять тренировку или занятие танцами. Необходимо выяснить причину болей, а сделать это может только квалифицированный специалист.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector