Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АУТИЗМ. Как распознать проблему

АУТИЗМ. Как распознать проблему?

7 Апреля 2017
Распространенность детского аутизма составляет 4-5 случаев на 10000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки). Но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение, и, как правило, в этих семьях уже встречались случаи с нарушениями познавательного процесса.

Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии. Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя развитие и реализацию способностей.

Причины развития раннего детского аутизма

Причина аутизма, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом периоде, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.

Диагностика аутизма:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

3) недостаточность взаимодействия с людьми с использованием речи;

4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

5) страх изменений в окружающей обстановке;

6) непосредственные и отставленные неконтролируемые повторения слов, услышанных в чужой речи;

7) задержка развития «Я»;

8) стереотипные игры с неигровыми предметами;

9) клиническое проявление признаков аутизма не позднее 2-3 лет.

Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно. К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на повторяющихся действиях и задержек психического развития. Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям. Риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии. Мимические эмоциональные проявления носят, будто, показной характер. Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине не рекомендуется оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.

Общие признаки детского аутизма индивидуальны для каждого ребенка. При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью. Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия через прикосновение и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.

Часто ребенок-аутист стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое словесное общение редкими, короткими фразами. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления аутизма, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением.

Лечение детского аутизма

Следует обращаться к психиатру, если у ребенка Детский аутизм.

Включает в себя три направления:

1. Лечение нарушений поведения.

2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

3. Семейная терапия.

4. Медикаментозное лечение.

Необходима разноплановость, разносторонность и комплексность лечебно-реабилитационных мероприятий с единством биологических и психологических методов. Медико-педагогическая и психологическая помощь наиболее продуктивна на основных этапах формирования личности (до 5-7 лет).

В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, игровая терапия, терапия искусством, реабилитация посредством лечебной верховой езды на лошади, дельфинотерапия, трудотерапия, система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилам, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных т.е внешних факторов, правильно питаться.

Подготовил медицинский психолог Г.С. Ганиева

Разработка версии для слабовидящих — Интернет-лаборатория «Делиссимо». Все права защищены.
Любая попытка неправомерного копирования и/или использования преследуется по закону.

​Правила общения с ребёнком-аутистом

ребенок аутист

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

Читать еще:  Когда ребенку можно давать банан в ниблере

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Марина Александровна Бебчук

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Читать еще:  Низкий гемоглобин у ребенка 5 лет причины и лечение

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Новости

В преддверии Всемирного дня распространении информации об аутизме, который отмечается 1 апреля, расскажем о статистике, причинах, проявлениях, путях помощи людям, имеющим расстройства аутистического спектра.

Что такое аутизм?

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип искаженного нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Вместе с тем, популяция таких детей, в том числе и в школьном возрасте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра (РАС).

О чем свидетельствует статистика?

По данным Министерства здравоохранения, в России в 2016 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте до 18 лет, существенно выросло, по сравнению с 2015 годом. Так, в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысячи случаев, а в 2016 году — уже более 22 тысяч.

По данным Минздрава России, на конец 2017 года распространенность расстройств аутистического спектра составляет около 1% детского населения. В фонде содействия решению проблем аутизма

«Выход» посчитали, что в Москве, на самом деле, может проживать более 20 тысяч детей с аутизмом. По статистике — 2,6 тысячи. В Санкт-Петербурге количество детей с РАС может доходить до 9 тысяч, но год назад в комитете по здравоохранению Правительства города заявили только о 402 детях с аутизмом. По данным департамента здравоохранения Приморского края, в 2016 году насчитывалось 364 ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Психические и поведенческие расстройства с 2014 года лидируют среди причин детской инвалидности в России. И эта цифра растет: если три года назад инвалидами стали 16,6 тысячи детей, то в 2016 году их число составило 17,8 тысячи. Это почти четверть от общего количества детей, впервые получивших инвалидность за год.

Никто до сих пор не знает, сколько в России детей с аутизмом. В 2012 году, после конференции «Аутизм. Маршруты помощи», фонд «Выход» получил от Министерства здравоохранения письмо, где сказано, что РАС имеет около 1% детского населения России, и это соответствует мировой статистике по распространенности данного нарушения. Тем не менее, по сводным данным, полученным из регионов РФ Министерством труда и социальной защиты населения в 2015 году, в России диагностировано всего 7,5 тысяч детей с РАС, т.е. почти в 40 раз меньше прогнозного количества в 1%.

Без знания о том, сколько же людей в России имеют расстройства аутистического спектра, невозможно выстроить грамотную систему государственной помощи этим людям в области здравоохранения, образования, социальной защиты. Таким образом, изучение распространенности аутизма у нас в стране — насущная задача. Возможные причины увеличения количества детей с РАС заключаются в улучшении диагностики данного нарушения в развитии, а также генетической предрасположенности и воздействии негативных экологических факторов.

Читать еще:  Можно ли делать вместе прививку от гепатита и полиомиелита?

Каковы причины аутизма?

На сегодняшний день нет точных данных о причинах возникновения аутизма. Однако существует большая вероятность того, что генетические и нейрофизиологические отклонения являются лишь предпосылкой к развитию аутизма, в то время как на развитие аутизма могут влиять и такие внешние факторы, как экологические условия, инфекционные заболевания, ослабленность иммунной системы, недоношенность и пр.

Как проявляется аутизм?

Каждый из нас, кто так или иначе сталкивался с людьми, имеющими аутизм, обращал внимание на особенности их поведения и общения. Отметим, что аутизм очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека»? Это правда. Аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития, и детей с блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания, избирательной одаренностью.

Обобщим проявления искаженного развития и выделим ведущие признаки:

— нарушение социального взаимодействия, отсутствие реакций на эмоции других людей, изменения социальной ситуации;

— коммуникативные нарушения (неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытку вступить в беседу с человеком, речь обращенная к самому себе);

— своеобразное речевое развитие (от полного отсутствия речи до вычурной «взрослой» речи, недостаточная гибкость речевого выражения, нарушенное использование интонации, использование в речи нетипичных звуков, выкриков);

— использование периферического зрения при всех видах контакта (аутист не смотрит в глаза, взгляд «сквозь» или сбоку);

— стереотипность, повторяемость поведения;

— склонность к жесткому заведенному раз и навсегда порядку в повседневной жизни, болезненная реакция на изменения данного порядка;

— ограниченный круг интересов (узкоспециальные незаурядные интересы);

— привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписанием);

— нарушения и избирательность в приеме пищи, выборе одежды, игрушек, видов деятельности

— нарушение чувства самосохранения;

— страхи, нарушения сна, вспышки гнева и агрессии.

Таким образом, аутизм характеризуется триадой ядерных симптомов — это нарушение коммуникации, социального взаимодействия и стереотипность поведения, а также факультативными признаками, которые могут встречаться и при других расстройствах в развитии.

Какие подходы к обучению лиц с аутизмом на сегодняшний день наиболее востребованы?

Данный вопрос интересует как родителей, так и педагогов, которые работают с этой категорией детей. Сегодня существует многообразие подходов к работе с лицами с РАС. Получил наибольшее распространение и в настоящее время горячо обсуждается с позиции гуманности по отношению к лицам с аутизмом Applied Behavior Analysis (ABA) или Прикладной анализ поведения («наблюдаемое поведение», теория «стимул-реакция»). Он включает планирование, применение и оценку воздействия на факторы в окружающей среде, которые приводят к изменениям в человеческом поведении на основе социальной значимости. К категориям лиц, которым рекомендован данный подход, относятся лица с тяжелой формой аутизма, тяжелой степенью умственной отсталости и синдромом Дауна. Целью АВА является увеличение желательного и снижение нежелательного поведения, которое затрудняет обучение и социальное взаимодействие. Иными словами, это стратегия «положительного подкрепления» и «функциональной оценки поведения».

Следующий подход, востребованный родными детей с аутизмом, это Ayres sensory Integration (ASI) — метод сенсорной интеграции Джин Айрес. Его суть заключается в налаживании взаимодействия всех сенсорных систем для возможности выстраивания адекватных отношений с другими людьми, овладения разными способами взаимодействия с предметами в повседневной жизни.

Методика ТИЧ (TEACH) или Структурированное обучение/Structured Teaching — известна в настоящее время и получила широкое распространение в мире. Включает следующие типы структурирования: Физическая организация/Physical organization; Расписание/Daily schedule; Организация рабочего процесса/Work System. Целью данной работы является обучение детей бытовым навыкам и социализация аутичных детей. Преимуществами методики является возможность добиться управляемости ребенка в ограниченном пространстве и отсутствие необходимости 100%-го включения в работу родителей. Подходит для детей с наиболее тяжелыми и множественными нарушениями развития. Элементы данной методики — визуальное расписание, зонирование помещения, основанное на предлагаемых видах деятельности, минимизация помех и стимуляции — широко используются в работе дефектологов.

Современный эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра разработан отечественными психологами (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг, и др.). Он основан на исследованиях, выявивших специфику психического дизонтогенеза при аутизме. Имеет гуманистические корни и активно используется российскими дефектологами в работе с детьми с РАС.

Известно, что особенностью нарушения психического развития при аутизме является его распространение на все сферы психики ребенка, его аффективное и когнитивное развитие. Аффективная сфера рассматривается как система смыслов, направляющих развитие взаимоотношений человека с самим собой и с окружающим миром. При аутизме система смыслов выстраивается более как система защиты, и это становится причиной искажения психического развития ребенка.

Для помощи такому ребенку в формировании более активной и конструктивной позиции в отношениях с миром, вне которой нормализация его развития невозможна, разрабатывается и используется эмоционально-смысловой подход. Смысловой, потому что основная задача — накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением. Эмоциональный, потому что при этом основное средство помощи ребенку — это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего. При всей трудности установления эмоционального контакта, потребность в нем у детей с аутизмом существует, при понимании специфики нарушения психического развития при аутизме, эта задача достаточно надежно решается специалистом.

Эмоциональный контакт с аутичным ребенком гарантированно устанавливается при условии учета доступных ему параметров организации общения: дистанции, продолжительности, ритма, интенсивности и формы, сенсорной модальности привлекаемых впечатлений. Первые, стабильно воспроизводимые контакты, возникают на основе присоединения специалиста к занимающим ребенка приятным впечатлениям, разделения и усиления привычного удовольствия ребенка собственной эмоциональной реакцией. Цель их — дать ребенку опыт общего удовольствия, общего интереса, вовлечь его в совместно-разделенное переживание, в котором развивается и закрепляется потребность в общении (Баенская Е.Р., 2014).

Эмоциональное заражение позволяет тонизировать ребенка, и это дает ему возможность легче переносить дискомфорт, повышает активность в контактах и стимулирует появление подражания, открывает перспективу внесения разнообразия в привычные приятные впечатления. Объединение в общем приятном занятии, в которое взрослый с самого начала вносит эмоциональный смысл, создает возможности превращения их в игру, включающую стойкие, повторяющиеся эпизоды взаимодействия. Эти эпизоды выстраиваются и развиваются на основе приятной предпочитаемой ребенком сенсорной стимуляции, но в то же время и осмысляются как проигрывание знакомых ему и тоже приятных моментов реальной жизни. В совместном эмоциональном проживании этих эпизодов актуализируется, положительно осмысляется и осмысленно организуется повседневный жизненный опыт ребенка, который становится основой и опорой развития его собственных более активных и сложных форм взаимодействия с окружением. Стереотип жизни, отстаиваемый ребенком, постепенно осмысленно дифференцируется и, обогащаясь, становится менее жестким, т.е. сближается с осмысленным укладом обычной и уютной домашней жизни, а картина его мира становится более связной и обжитой.

Это постоянная и длительная работа. Она осуществляется на специальных занятиях, в совместной игре, рисовании, чтении, просмотре мультфильмов и диафильмов. Понятно, что цель занятий — не развитие игровой или изобразительной деятельности и не предоставление ребенку возможности просто «выплеснуть» впечатления. Это, прежде всего, общение с ребенком, и оно может быть организовано на самой разной основе. Цель его одна — совместное осмысление происшедшего в домашней жизни, в детском саду, увиденного на прогулке, в зоопарке, в цирке, на приеме в поликлинике и т.д. И такая же работа ложится на плечи близких ребенка, в совместном проживании повседневной жизни, с помощью эмоционального комментария они осмысленно организуют для ребенка впечатления происходящего.

В этом же видится и основная задача работы тьютора, сопровождающего ребенка в детском саду и в школе. Накопление положительного опыта открывает возможность постепенной помощи ребенку в освоении более активных и сложных форм индивидуальной жизни. В разработке избирательности не отгораживающей, а связывающей его с миром, в достижении возможности не паниковать и рассматривать неожиданное препятствие как преодолимое, т.е. как условие разрешимой задачи, вступать в диалог с обстоятельствами, ориентироваться на эмоциональную оценку другого человека.

В совместном проживании и переживании взрослый помогает ребенку связать, преодолеть ощущаемый им дискомфорт или испуг, изменить при необходимости эмоциональный смысл неприятного, пугающего впечатления. И каждый успешный шаг в нормализации аффективного развития такого ребенка дает нам новые возможности помощи ему в интеллектуальном и социальном развитии, потому что развитие психических функций ребенка начинает организовываться реальными запросами активного взаимодействия с близким человеком и окружением.

В заключение следует отметить, что каждый родитель аутичного ребенка в праве самостоятельно выбирать методы и подходы к его обучению и развитию, исходя из своего взгляда на перспективы его дальнейшей социализации. Однако не надо забывать о том, что каждый ребенок с аутизмом, это Личность со своими интересами, увлечениями, талантами, навыками, трудностями и возможностями, поэтому очень важно не навредить ребенку, не помешать его развитию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector