Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития – патология, которая характеризуется замедлением процесса развития речи на фоне психической отсталости. В большинстве случаев причиной является органическое поражение мозга. Прогноз для жизни зависит от времени постановки диагноза, тяжести поражения нервной системы.

Причины

Основные причины патологии:

  • инфекционные болезни (менингит);
  • гипоксию, когда церебральные клетки не получают достаточное количество кислорода;
  • ДЦП;
  • синдром Дауна;
  • эпилепсию;
  • лейкодистрофию;
  • аутизм;
  • расстройства ликвородинамики;
  • внутричерепную гипертензию;
  • психические болезни.

К числу предрасполагающих факторов следует отнести:

  • инфекционные заболевания у беременной;
  • пагубные привычки у будущей матери во время вынашивания плода;
  • сильные стрессы;
  • родовые травмы;
  • тяжелые болезни у малыша в возрасте 2-3 лет;
  • психологические травмы;
  • физическое насилие в семье.

Точное установление причины психоречевой дисфункции позволяет достичь хороших результатов терапии.

Симптоматика

Явные признаки задержки речевого развития:

  • отсутствие реакции годовалого ребенка на слова, обращенные к нему;
  • неспособность повторить слова, действия в 2 года;
  • отсутствие словосочетаний в 2-3 года;
  • дизартрия (дефекты произношения слов);
  • отсутствие речи;
  • преобладание мимики, жестикуляции в общении над словесным высказыванием мыслей;
  • неосмысленное повторение заученных фраз из мультфильмов.

В дальнейшем наблюдается дисграфия, дислексия (нарушение процесса обретения навыков письма, чтения). Симптоматика ЗПР представлена следующими признаками:

  • трудности в высказывании своих мыслей;
  • отсутствие концентрации внимания на определенных предметах;
  • гиперактивность;
  • трудности в слуховом восприятии информации;
  • преобладание зрительной памяти над вербальной;
  • неполное запоминание информации;
  • невозможность построения логической цепочки;
  • резкие изменения настроения;
  • инфантильность;
  • нарушения координации движений.

Диагностика

Диагностический процесс направлен на установление причины патологии, определение ее тяжести, а также исключение аутизма. Пациента консультирует ЛОР-врач, невролог, логопед, педиатр. Обязательно проводится сбор анамнеза, оценка речевого развития, назначается компьютерная томография, ЭЭГ, нейропсихическое тестирование.

Лечение

Комплексный подход дает возможность оказать квалифицированную помощь ребенку и устранить дефекты психоречевого развития. В лечение входят:

  • занятия у логопеда, психолога в индивидуальной форме, группах;
  • занятия по физическому развитию.

Работа также проводится с родителями детей, ведь лечение должно осуществляться не только в клинике, но и домашних условиях. Врач дает рекомендации по созданию благоприятной обстановки в семье, совместному выполнению специальных упражнений. В игровой форме удается улучшить мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление малыша.

В медицинском центре Особоливий, расположенном в Киеве, ведут прием лучшие специалисты в своем направлении (невролог, кардиолог, логопед, психолог, педиатр, отоларинголог, хирург, физический терапевт). Врачи проводят консультации для малышей с особенностями развития (высокофункциональным аутизмом, умственной отсталостью, синдромами Аспергера, Прадера-Вилли, Ретта, Веста). Доктора имеют большой опыты работы с детьми, что позволяет сделать визит в клинику для них максимально комфортным.

Детский врач проводит полное обследование с использованием специальных методик, что необходимо для постановки точного диагноза, определения лечебного объема.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение и профилактикае ЗПР у детей.

ЗПР у детей — задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.

Общие сведения

Понятие ЗПР у детей включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, адекватные реакции на возникающие проблемы. Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество информации, анализируем ее, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем, без огромного “рюкзака” за плечами с грузом нерешенных комплексов и проблем, которые, как правило, тянутся из детства.

В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения проводится работа с детьми с зпр, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.

Причины ЗПР у детей

Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические, перечислим их:

  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;
  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;
  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

Впрочем, не будем забывать, что для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка.

Симптомы ЗПР у детей

Симптоматика ЗПР у детей, как правило, выявляется на 5 году жизни. Однако есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем у детишек и в более раннем возрасте. Итак, на что стоит обратить свое внимание:

  • отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствие самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
  • проблемы в области концентрации внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять малыша на длительное время;
  • проблемы с восприятием окружающей действительности: не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
  • отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам малыша, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой деятельности малыш склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен;
  • проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе;
  • общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.
Читать еще:  Слоятся ногти на руках причины и лечение у ребенка

Диагностика ЗПР у детей

Чаще всего родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, т.е. при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше. Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи малыша, при возникновении проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы, консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.

Лечением задержкой психического развития у детей (ЗПР) занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: сюда входят и полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно, потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.

Лечение ЗПР у детей

Когда точно определен и поставлен диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Предполагается, что программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.

Атмосфера в семье для ребятишек с ЗПР играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Как можно чаще хвалите ребенка, подбадривайте, пусть ваша поддержка придаст ему уверенности. Общайтесь, как можно больше играйте вместе, ходите на прогулки, и старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и смейтесь, и пусть только хорошее настроение, Ваша забота и любовь окружают кроху. И результат не заставит себя долго ждать! Со временем Ваш малыш обязательно догонит сверстников, и все его трудности останутся далеко позади!

Диспраксия

Помогаем детям справиться с двигательными расстройствами, улучшить координацию и научиться выполнять сложные движения. Принимаем детей любого возраста. Разрабатываем комплексную программу коррекции, которая включает занятия с неврологом, игротерапевтом и остеопатом, домашние задания. Помогаем пациентам вне клиники: проконсультируем по телефону по любому вопросу.

Симптомы диспраксии

Диспраксия — вид задержки развития, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но при этом нет нарушений мышечного тонуса и параличей. Физических патологий у диспраксии нет, поэтому в раннем возрасте диспраксию выявить невозможно. По мере развития ребенка появляются следующие симптомы:

  • Неловкость, неуклюжесть;
  • Неаккуратность во время еды: еда падает со столового прибора, напитки проливаются во время питья;
  • Плохая осанка;
  • Падения на ровном месте;
  • Проблемы с моторикой;
  • Частые спотыкания во время ходьбе;
  • Повышенная утомляемость из-за того, что приходится прилагать много усилий для выполнения повседневных действий;
  • Проблемы с активными играми: ребенок не может словить и бросить мяч, прокатиться на велосипеде, ему трудно прыгать и бегать;
  • Плохая память: ребенок забывает за день выученный материал.

Ребенок с диспраксией даже в младшем школьном возрасте часто не может самостоятельно одеться: путает перед и зад, левые и правые ботинки. Не может застегнуть пуговицу и завязать шнурки. Каждый раз задумывается, какой рукой держать ложку и карандаш. Иногда у таких детей нет чувства направления движения: ребенок может хаотично перемещаться, если взрослый не ведет его куда-то целенаправленно. Такое поведение характерно только для детей 2-3 лет.

Диспраксия не проходит сама по себе. Для подростков и взрослых характерны плохой, непоставленный «детский» почерк, проблемы с рисованием (человек не может вывести ровную линию). Неловкость с годами также усиливается: у людей с диспраксией неуклюжая походка и все «валится с рук». На выполнение бытовых действий нужно в несколько раз больше времени, чем для обычных людей. Люди невнимательны и рассеянны, часто забывают о важных вещах.

Если вы заметили у своего ребенка эти симптомы, обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Одна из основных проблем для людей с диспраксией — одиночество. Дети игнорируют сверстников с «особенностями», из-за чего люди с детства растут обособленными и нелюдимыми, не могут работать в команде, страдают от депрессивных и тревожных расстройств.

Методы коррекции центра «Акме»

Физическое развитие. Основной инструмент нашей методики — игровая терапия. Занятия проходят в специально оборудованном зале с участием родителей и одного-двух специалистов центра: неврологом, игротерапевтом и остеопатом. Чтобы во время игры дети не ушиблись, стены, пол и игровые элементы в комнате — мягкие.

Читать еще:  Гепатомегалия печени что это такое и лечение у ребенка

Используем преимущественно активные игры, направленные на комплексное развитие опорно-двигательного аппарата. Занятия помогают ребенку ощутить свое тело и понять, как его контролировать. План коррекции строим таким образом, чтобы на каждом занятии подтягивались слабые области ребенка и укреплялись сильные. Благодаря этому результат становится заметен после первых сеансов.

Работа с родителями. Родители обязательно участвуют в каждом занятии центра, так как при участии родителей ребенок больше доверяет врачам и показывает лучшие результаты. Специалист объясняет родителям свои действия во время занятия, помогает понять ребенка и выработать к нему свой подход. Мы не даем шаблонные методы, мы учим находить выход из сложных ситуаций, подбирать нужные слова для поддержки ребенка. Взаимопонимание и навыки работы с ребенком остаются с родителями навсегда. Благодаря этому лечение не заканчивается на нескольких еженедельных сеансах, а продолжается дома.

Если у родителей возникли вопросы при выполнении домашних заданий, проконсультируем по телефону.

Аппаратные методики. Используем безопасные аппаратные методики: электрокардиографию и микрополяризацию. Электрокардиограф «Варикард» помогает оценить усталость ребенка к концу занятия. Это важно, потому как одни и те же упражнения выматывают одного ребенка и недостаточны по нагрузке для других. Благодаря отслеживанию состояния ребенка, мы увеличиваем или уменьшаем нагрузку, так, чтобы она соответствовала возможностям.

Микрополяризация — стимуляция спинного и головного мозга слабыми токами. Аппарат нормализует мышечный тонус, дыхание, стимулирует мыслительную и двигательную деятельность.

Запись на прием

Чтобы проконсультироваться со специалистом центра и начать лечение, закажите обратный звонок или напишите нам через специальную форму сайта. Ответим в кратчайшие сроки и подберем удобное для вас время приема.

Задержка речевого развития у детей

При задержке речевого развития (ЗРР) речь ребенка развивается медленнее, чем у сверстников, и существенно отстает от речевых нормативов. Ребенок с ЗРР говорит, но освоение речи дается ему тяжело и продвигается медленно. Задержка речевого развития у детей 3 лет – такой диагноз ставится детям вплоть до четырех лет. Задержка речевого развития у детей 4 лет и старше считается уже общим недоразвитием речи (ОНР). Заболевание считается опасным, т. к. накладывает отпечаток на почти все аспекты психического и психосоциального развития ребенка.

Симптомы и причины: родителям на заметку

Довольно часто ЗРР диагностируется у детей, когда время уже упущено, а сама проблема из курабельной превращается в труднообратимую и опасную, влекущую за собой психологические последствия. Чтобы избежать этого, родителям следует быть предельно внимательными, несоответствие развития речи ребенка норме становится заметным уже в 4-месячном возрасте.

Нормативы речевого развития детей до 4 лет:

4 месяца – ребенок реагирует на обращения родителей, улыбается, смеется, плачет, агукает и т. д.

от 9 мес. до 1 года – ребенок уже осваивает элементарные сочетания букв, в этом же возрасте следует ожидать первых простейших слов из повторяющихся слогов (мама, папа, баба и т. п.) или односложных.

1–1,5 года – ребенок понимает имена родных и слова, обозначающие окружающие предметы, и реагирует на них.

1,5–2 года – первые самостоятельные предложения из простых словосочетаний (подлежащее и сказуемое), реакция на простые просьбы.

2–4 года – построение более сложных предложений, произношение слов становится правильным, без дефектов.

ВАЖНО! Предупредить ЗРР гораздо легче, чем вылечить. Поэтому так важно проявлять внимание к развитию речи у ребенка, начиная с самых первых звуков.

Причины задержки речевого развития можно разделить на два типа: физиологические и психологические (социальные). Первое может быть следствием травм, перенесенных болезней (в т. ч. внутриутробных), плохой наследственности, врожденных дефектов и т. п. Второе почти всегда прямо зависит от родителей. Чтобы диагностировать ЗРР и точно установить причину, необходимо пройти комплексное обследование у невропатолога, дефектолога, ЛОРа, логопеда, психиатра и детского психолога. Если в случае с физиологическими причинами предупреждение ЗРР или невозможно (болезни, врожденные дефекты), или дело элементарной осторожности, то социальные причины можно предупредить. Однако для родителей они редко бывают очевидны.

Чрезмерная опека

Главный фактор темпового развития речи – необходимость говорить. Если ребенку достаточно потянуться ручкой или повернуть головку, чтобы заботливая мама сразу его поняла и выполнила все его желания, то зачем ему вообще разговаривать? Не пытайтесь понять ребенка без слов, он должен все время стараться выражать свои желания устно, сначала бессвязными звуками, потом конкретными словами, потом осмысленными предложениями. Подкидывайте ему мотивацию говорить, даже если он еще не научился это делать.

Ревность и тревога

Желание родителей оградить ребенка от враждебных проявлений окружающего мира понятно и естественно. Но иногда оно заходит так далеко, что ребенок ограждается уже от всего, кроме самих родителей. Чужой человек – потенциальная угроза, он еще не обидел, но поведение родителя таково, что для ребенка нет особой разницы между «может обидеть» и «уже обидел». После общения с другими людьми (например, после приема у врача) ребенка жалеют, плохого человека ругают и т. п. В результате ребенок учится видеть мир заведомо враждебным и опасным. С таким миром ему не хочется общаться, он отгораживается от него разными средствами, одно из которых – молчание.

Излишняя требовательность

Вследствие низкой самооценки некоторые родители очень остро воспринимают неумение их детей что-либо делать. Это приводит к тому, что в первые опыты ребенка постоянно вмешиваются, подсказывают, делают сами и т. п. «Кто так рисует солнышко? Нужно вот так! Дай мне, я покажу! Так неправильно, дай я сама сделаю!» – даже в случаях, не имеющих отношение к речи, такое поведение родителей приводит к нежеланию развиваться. Постоянно оказывающийся в ситуации неуспеха ребенок будет безразличен ко всему на свете.

Читать еще:  Сколько давать парацетамола ребенку 3 года в таблетке

Психологическое давление

«Ты что, глупый? Тебе что, мало показывали? Ты что, двух слов связать не можешь?» – как и в предыдущем случае, родитель не верит в ребенка. Но мало того, что не верит, так еще и самоутверждается за его счет. Ребенок запуган, его реакция – промолчать и стерпеть. Он знает, что если не будет молчать, то взрослый разозлится еще сильнее. Бывают случаи, когда у ребенка проблемы с навыком речи, но его «из-под палки» заставляют говорить. Молчание становится своеобразным выражением протеста. В логопедии такое молчание известно как «речевой негативизм».

Соска, как это ни банально

Соска – это палочка-выручалочка для любого родителя. Ребенок кричит – дайте ему соску, он будет молчать. Ребенок тащит в рот все подряд – дайте ему соску, рот будет занят. Когда родителям надо побыть в тишине, когда у них нет времени, когда есть более важные занятия и т. д. выход один – заткнуть ребенку рот. Со временем это становится привычным выходом из положения, и все бы ничего, но научиться говорить с занятым ртом не получится даже у вундеркинда.

Есть и другие способы «отделаться» от ребенка. Аналогичной палочкой-выручалочкой чуть позже станут гаджеты и телевизор. Это очень удобно, но не заменяет ребенку настоящие игры и общение даже на малую долю.

Виды лечения задержки речевого развития

Для успешного лечения задержка развития речи должна быть диагностирована до двух лет. Выявление заболевания до этого возраста считается своевременным. Мнение, что лечением ЗРР занимается только логопед, ошибочно – это комплекс мероприятий у различных специалистов. Также немаловажную роль в лечении играют домашние занятия с ребенком, обычно это игры, развивающие речевой аппарат, слух правильное дыхание и т. п.

Медикаментозное лечение и процедуры

Лечение задержки речевого развития у детей лекарственными препаратами назначаются психиатром или неврологом по результатам обследования. Самостоятельно лечиться такими препаратами нельзя. В зависимости от специфики заболевания, медикаменты стимулируют зоны, отвечающие за речь, или питают нейроны мозга.

Процедурное лечение (например, электрорефлексотерапия или магнитотерапия) воздействует на мозговые центры, отвечающие за речь, дикцию, словарный запас и т. п. У некоторых процедур имеется солидный список противопоказаний.

Работа с педагогом

Применяемые методики педагогической коррекции – ключевой элемент лечения, без них медикаментозная и процедурная терапии могут оказаться бессильными. Педагог (врач-дефектолог) курирует развитие, задавая ему нужное направление, ослабляя негативные тенденции, предупреждая новые и повторные отклонения. Все занятия проводятся строго по индивидуальной методике, общего принципа или шаблона для такой работы не существует, и она не может быть проведена никем, кроме квалифицированного медика.

Логопедический массаж и упражнения

Логопедический массаж – это механическое воздействие на определенные точки ротовой полости и речевого аппарата. Процедура очень эффективна и проводится по различным методикам в зависимости от специфики заболевания.

Существует множество упражнений, которые может выполнять гиперактивный ребенок с задержкой развития речи. Одни укрепляют лицевые мышцы и артикуляционный аппарат, другие способствуют правильной постановке звуков, третьи учат пользоваться голосом и дыханием, четвертые закрепляют достигнутый результат и т. д. Их комбинации подбираются специалистом индивидуально для каждого случая. Многие упражнения представлены в игровой форме и прекрасно подходят для ежедневных занятий дома.

ВАЖНО! Родителям не следует полностью полагаться на врачей и процедуры. Домашние занятия для детей с задержкой речевого развития очень важны, зачастую именно их интенсивность определяет темпы выздоровления.

Советы логопеда

Лучшее, что можно сделать для ребенка во избежание ЗРР или других проблем с речью – общаться с ним. Рекомендации логопеда по коррекции задержки темпов речевого развития сводятся к тому, чтобы родители не ждали, когда ребенок научится отвечать или понимать смысл того, что ему говорят. Он внимательно слушает вас, привыкает к звуку голоса, улавливает интонации, со временем различает отдельные слова и имена. Разговаривайте с ним, начиная с периода внутриутробного развития.

Непонимайки

Как мы уже говорили выше, главный фактор развития речи – необходимость говорить. Ребенок, еще не освоивший речь, пытается общаться с родителями с помощью звуков и жестов, привлекает внимание, машет ручками и т. д. Будет полезно периодически играть с ребенком в непонимание – делать вид, что вы не можете понять, чего он от вас хочет. Это будет стимулировать его на попытки выразить свое желание понятнее. Ребенку при этом будет тяжело, в конечном счете, он расстроится и заплачет, не бросайтесь сразу же его успокаивать, но постарайтесь не переборщить – все хорошо в меру.

Работа со звуками

Чтобы научиться воспроизводить звуки, нужно сначала научиться их различать и узнавать. Нас окружает множество неречевых звуков, с которыми можно работать над развитием слуха. Привлекайте внимание ребенка к звукам музыкальных игрушек, техники, крикам животных. Играйте в угадайку: ребенок закрывает глазки, вы создаете звук (например, игрушкой), ребенок угадывает, что именно прозвучало. Очень весело можно провести время, играя в звукоподражание, имитируя вместе с ребенком разные звуки (как кричит петушок, как лает собачка, как бибикает машинка и т. д.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector