Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

rech1.jpgЗадержка речевого развития (ЗРР) – это запаздывающее овладение навыками устной речи. Она проявляется в ограниченности запаса слов, неспособности выражаться простыми предложениями к двухлетнему возрасту и в отсутствии связной речи к трем годам.

Возрастные нормы развития речи

Для того, чтобы как можно раньше выявить отставание в развитии речи у ребенка, родителям необходимо знать о возрастных нормах:

  • в 4 месяца — ребенок проявляет активную реакцию на обращение к нему взрослых, которая выражается улыбкой, агуканием или плачем;
  • в 9 месяцев – 1 год – стремление выговорить простые слоги;
  • 1 — 1,5 года — в активном словаре ребенка около 10 слов, в пассивном (то есть ребенок понимает значение слов, но не способен их выговорить) — около 40;
  • 1,5 – 2 года – самостоятельное формирование простых фраз;
  • 3 – 4 года – слова выговариваются четко, используются сложные предложения.

Отклонение от перечисленных параметров будет сигнализировать о наличии задержки в речевом развитии. Родителям следует незамедлительно обратиться к врачу – логопеду, неврологу, психологу. Если не обнаружить проблему и не заняться ее корректировкой на начальном этапе, то с возрастом она будет только усугубляться. Может появиться отставание в развитии психики, проблемы в общении со сверстниками. По данным статистики, если ребенок не заговорил до 6 лет, то шансы на его излечение – 0,2%, а после 7 лет они стремятся к нулю.

Причины задержки речевого развития

В процессе лечения очень важно выяснить причины, вызвавшие задержку развития речи, ведь только так можно устранить провоцирующий фактор. Для этого необходимо проведение комплексного врачебного обследования. Причины ЗРР могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • сложные роды, сопровождающиеся асфиксией и родовыми травмами;
  • тяжелые заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни;
  • осложнения после вакцинации;
  • нарушение слуха;
  • слабое функционирование мышц речевого аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление.
  • чрезмерная опека, приводящая к тому, что у ребенка отпадает необходимость общаться;
  • эмоциональный стресс;
  • билингвизм родителей.

Коррекция задержки развития речи

  • развитие мелкой моторики (так как она тесно связана с центрами речи);
  • работа с логопедом;
  • укрепление мышц речевого аппарата;
  • специальный массаж;
  • занятия с детским психологом;
  • игровые упражнения;
  • лечебные процедуры.

Последствия, связанные с задержкой в развитии речи способны привести к отставанию в психоэмоциональном развитии, трудностям в общении со сверстниками, и проблемам в школьном обучении. С годами эти трудности могут только усугубляться.

Ранняя диагностика и лечение ЗРР, как показывает практика, приносят хорошие результаты – уже к 6-7-летнему возрасту ребенок начинает догонять своих ровесников. Успешность проводимой коррекции зависит не только от работы специалистов, но и от усилий родителей, от того насколько тщательно выполняются рекомендации врачей. Не стоит терять драгоценное время в напрасных попытках решить проблему самостоятельно. От своевременного обращения к врачу зависит будущее вашего ребенка.

ЗРР у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение ЗРР у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Речь – уникальная и, одновременно, совершенная форма взаимодействия между людьми. Благодаря общению мы можем развивать нашу цивилизацию, обмениваться мнением, рассказывать о наших чувствах, решать проблемы и успешно взаимодействовать друг с другом. Речь является краеугольным камнем нашего развития, и неспроста любой ребенок пытается идти на словесный контакт намного раньше, чем делает свои первые шаги.

Только при активном участии взрослых, применении своевременной речевой практики и планомерному обучению, буквально с первых дней жизни, у малыша формируется речь. При этом необходимо не просто сформировать коммуникационные навыки, а сформировать их правильно, избежав возможных дефектов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Но стоит обратить внимание на следующий факт, если развитие коммуникационных навыков не происходит в срок (как правило, это возраст до трех лет), то это является сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. И в данном случае требуется профессиональная помощь врачей. Если Вашему малышу поставили диагноз – задержка развития речи (ЗРР), не стоит впадать в уныние, современные методы медицины позволяют решить этот вопрос. Надо понимать, что чем раньше выявлены нарушения и определены причины их появления, тем с большим успехом пройдет лечение ЗРР у детей, и тем на большие результаты можно рассчитывать в будущем!

Помните о том, что вы не одиноки в своей проблеме. К сожалению, в последнее время актуальность вопроса речевого развития встает наиболее остро, т.к. заметно увеличилось количество обращений родителей по поводу проблематики развития детей, как с коммуникативной стороны, так и со стороны психоречевого развития в целом. Диагноз ЗРР у детей всё чаще появляется в анамнезе.

Виды ЗРР у детей

Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:

  • Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства, при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.
Читать еще:  Рвота и температура 37 у ребенка без поноса лечение

Причины ЗРР у детей

Занятия с ребенком ЗРР – очень сложный и сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. И причин отставания и задержек коммуникативного развития также очень много! Перечислим некоторые, самые основные:

  • Недоразвитая мускулатура рта, нарушение тонуса речедвигательных мышц: может возникнуть вследствие раннего отлучения от груди.
  • Недоразвитое слуховое внимание, отсутствие речевого слуха: возникает при недостаточном внимании и малом общении с ребенком, отсутствии чтения и пения потешек, песенок.
  • Нарушение слуха. Несвоевременное обнаружение патологий развития слухового аппарата.
  • Травмы и поражения головного мозга, полученные в утробе матери, при родах или в первый год жизни.
  • Отравления или инфекционные заболевания матери во время беременности, которые также могут повлиять на формирование речевого аппарата малыша и его речевое развитие в будущем.
  • Стремительные или преждевременные роды, гипоксия плода.
  • Психические заболевания, отклонения в развитии нервной системы.
  • Генетическая предрасположенность, особенность развития речевого аппарата, передающаяся от родителей к ребенку по наследству.

Симптомы ЗРР у детей

Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией.

Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:

  • малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;
  • в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;
  • ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;
  • в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов;
  • задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно.
  • ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.

Лечение ЗРР у детей

Лечением задержкой речевого развития занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Как мы упоминали ранее, определяющим фактором в благоприятной корректировке ЗРР у детей является ранняя диагностика проблемы, вовремя поставленный диагноз «Задержка развития речи», а также своевременное лечение. И тут важно отметить необходимость комплексного подхода, не только врач невролог наблюдает малыша, но в обязательном порядке и логопед, и психолог. Наша клиника предлагает комплексный подход, разбирая каждый отдельный случай в индивидуальном порядке. Существует огромное количество причин ЗРР, а как следствие и нарушений речевого развития. Опытный ЗРР логопед всегда подскажет необходимые упражнения для коррекции нарушений и правильного развития челюстно-лицевой мускулатуры, для расширения кругозора и развития связной речи малыша. Особое внимание стоит уделять общению с ребенком со стороны родителей, как можно больше проводить с ним времени, развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые и подвижные игры, развивать зрительную и слуховую концентрацию.

Вовремя оказанная квалифицированная помощь ЗРР у детей, определение симптомов и лечение оградят Вашего кроху от больших проблем в будущем, помогут правильно и гармонично развиваться, не отставать от своих сверстников, быть открытым этому миру и спешить к новым впечатлениям!

Эффективное лечение задержки речевого развития у детей

Бывает так, что ребенок овладевает речью позже, чем другие дети его возраста. Родителям необходимо как можно раньше распознать наличие трудностей и, не теряя времени, показать малыша специалисту. Вовремя начатое лечение способно заставить проблему бесследно исчезнуть. Коррекцией задержки речевого развития у детей в Оренбурге занимается опытный невролог, принимающий в нашем медцентре «ЭСКУЛАП+».

задержка речевого развития у детей

Патогенез

ЗРР – термин, используемый врачами для описания состояния, при котором ребенок, в сравнении с остальными сверстниками, осваивает родной язык замедленными темпами на этапе раннего речевого онтогенеза. В этом случае логопеды выставляют «задержку речевого развития », для детей это будет правомерно в возрасте до 4-х лет.

Нарушение встречается у 10% малышей и касается следующих параметров речи:

  • Словаря и грамматики;
  • Звуков раннего онтогенеза;
  • Фразовой и связной речи.

ЗРР отрицательно сказывается на психике, связи с этим его часто дополняют еще одним диагнозом – ЗПР, который часто идет в паре с задержкой речевого развития. Детям в этом случае выставляют комплексный диагноз – задержка психо-речевого развития или ЗПРР.

Все перечисленные нарушения являют собой большую медико-педагогическую проблему, для разрешения которой приходится задействовать аспекты логопедии, педиатрии, психологии и неврологии.

Есть три критических периода. Первый – 1-2 год, второй – 3 года и третий – 6-7 лет. В эти возрастные промежутки происходят скачки активации речевой системы. Но при этом в эти же сроки отмечается ранимость нервных механизмов речи.

Поэтому в эти периоды воздействие негативных экзогенных факторов приводит к возникновению задержки речевого развития у детей вплоть до отсутствия и недоразвития речи.

Читать еще:  Хрипы в легких у ребенка лечение в домашних условиях

В первом критическом периоде интенсивно развиваются корковые зоны головного мозга, отвечающие за речь. При отрицательных условиях создаются предпосылки для серьезных нарушений, таких как алалия.

В следующем втором периоде активно развивается связная речь, при неблагоприятном воздействии у ребенка могут возникнуть мутизм, заикание.

В последнем критическом промежутке сильный «срыв» нервной деятельности влечет за собой заикание, а если происходят органические поражения ЦНС – детскую афазию.

Причины ЗРР

Органическая этиология – не единственный пусковой механизм возникновения задержки речевого развития у детей. Кроме биологической природы, нарушение может возникнуть из-за ряда социальных причин. В трети всех случаев природа ЗРР остается невыясненной.

задержка речевого развития у детей

К факторам биологического характера относят дисфункцию мозга, являющуюся следствием перинатального поражения ЦНС (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе отмечается:

  • Травма при рождении;
  • Внутриутробная инфекция или гипоксия;
  • Асфиксия при родах;
  • Переношенность, недоношенность.

Сюда же относятся и другие патологии, ослабляющие ребенка, ЧМТ, поствакцинальные осложнения.

Задержка речевого развития у детей может быть следствием тугоухости. Ведь становление разговорной функции осуществляется при тесном участии слухового анализатора. То есть ребенок развивает разговорные навыки с опорой на услышанную им информацию, именно поэтому при любых нарушениях слуха с ней могут возникать проблемы.

К причинам социального порядка можно отнести неблагополучную микросоциальную среду, которая приводит к дефициту разговорного контакта. Социально-педагогические предпосылки часто кроются в педагогической запущенности или же вследствие неразвитости культуры общения внутри семьи.

Реже это происходит у часто болеющего ребенка из-за «синдрома госпитализма». Билингвизм, пережитые эмоциональные стрессы или отрицательная разговорная среда – также негативно отражаются на формировании речи.

Тормозящее влияние на разговорные навыки оказывает одинаково как психосоциальная депривация, так и родительская гиперопека. В последнем случае общение на словах попросту становится невостребованным, ведь окружение малыша старается предупредить все его желания. В результате стимулов самостоятельно говорить у ребенка практически не остается.

Часто нарушение имеет генетически детерминированный характер. Например, если мама или папа малыша заговорили поздно, вероятнее всего у их детей задержка речевого развития, как правило, тоже будет наблюдаться.

Нахождение в среде, переполненной разного рода информацией, тоже крайне вредоносно для ребенка. Сталкиваясь с избыточным потоком сведений, не соответствующих раннему возрасту, ребенок не прислушивается к речи. Он произносит длинные шаблонные словосочетания, не осмысливая их значения.

Симптомы для обращения к детскому неврологу

Специалисты разделяют речь на два типа: экспрессивную и рецептивную. Первый тип развивается артикуляцией, т.е. малыш сначала овладевает звуками, потом слогами, а позже – словами. Рецептивный тип отвечает за способность осмысливать свои и чужие слова. Задержка речевого развития у детей может затрагивать оба этих типа.

задержка речевого развития у детей

Причин, из-за которых возникают проблемы, довольно много. На развитие речи ребенка могут повлиять наследственные факторы, проблемы со слухом, родовые травмы и многое другое. Часто задержка речи обусловлена неврологическими патологиями, поэтому коррекция должна проводиться под контролем врача.

Специалисты руководствуются принятыми нормами нормального формирования речевых навыков. Это достаточно обширный перечень, несоответствие которому является тревожным сигналом. Но задержку речевого развития у детей могут распознать сами родители. Есть несколько выраженных признаков, по которым можно судить о наличии проблемы.

Необходимо обратиться к врачу, если ребенок:

  • В 3-4 месяца не гулит и не дает никаких реакций на обращение взрослых;
  • В полгода не лепечет, а к году не складывает звуки в слоги;
  • К полутора годам не воспринимает имена людей и названия предметов;
  • К 2-м годам не строит простые предложения, не понимает элементарных просьб;
  • В 3 года не может воспроизвести связный рассказ, плохо произносит слова.

Важно внимательно следить за развитием речи ребенка. Родителям нужно обращать внимание не только на количество произносимых слов. Обращаясь к ребенку и не видя реакции, они должны осознавать, что дети могут не просто игнорировать взрослого, а не понимать того, что им говорят.

Результативное лечение в центре «ЭСКУЛАП+»

Задержка речевого развития у детей должна лечиться своевременно. Многие родители упускают время, решая просто подождать, когда малыш наконец-то заговорит. Этому способствуют различные убеждения, порой не имеющие под собой никаких оснований. Например, что мальчики сильно отстают в развитии от сверстниц или что проблема решится после начала посещения детсада.

задержка речевого развития у детей

К сожалению, во многих случаях ситуация только усугубляется. Развитие речи неразрывно связано с мышлением, памятью, навыками письма. Не скорректированные вовремя проблемы могут привести к задержке психического развития, плохой успеваемости в школе и т.д. Чем старше становится ребенок, тем тяжелее искоренить проблему.

Эффективные методы лечения, которые использует детский невролог нашего медицинского центра, позволяют исправить ситуацию и в короткие сроки достичь положительной динамики. В основном, усилия по борьбе с задержкой речевого развития у детей сводятся к трем основным методикам:

  • Прием медикаментов; ;
  • Специальная коррекция.

Лекарственные препараты используются для того, чтобы активировать участки головного мозга, связанные с речевым аппаратом. Это очень важный этап лечения. Многие родители настораживаются, когда им говорят о необходимости приема ноотропов. Но это нужная и безопасная мера, которая дает видимые результаты.

Читать еще:  Отит наружного уха у ребенка симптомы и лечение

Невролог центра «ЭСКУЛАП+», который помогает преодолевать задержку речевого развития у детей, использует прогрессивные методы, дающие хорошие результаты.

Почему у детей бывает ЗПР, можно ли вылечить?

Разные причины влияют на речевое развитие детей с зпр. Проблема решаемая и нестрашная, если обнаружить вовремя и начать лечение. Ответственные за своевременную помощь детям – родители. Заметив признаки недуга, они обязаны пройти с малышом полноценное обследование, выбрать специалистов с опытом. При попустительстве и затягивании с лечением, по мере роста ребенка, отставание в психике, освоение учебных материалов в школе будут проблемой. Трудным будет и контакт со сверстниками.

Статистика за 20 лет констатирует рост психоэмоционального отклонения детского развития в десятки раз. Задержка развития речи негативно сдерживает мышление, помогает развиться ЗПРР, а сопутствующие врожденные психические, неврологические патологии усугубляют речевую недоразвитость.

Диагностику ЗПР проводят пятилетним, и 20% обратившихся получают диагноз. Самый возраст активного общения с окружающими. Только пять – запоздалый срок обращения к специалистам за помощью. Вероятность излечения 6-летнего 0,2%. Лечение ЗПР у детей двух-трех лет – идеальный возраст.

Тест-советы родителям

Обнаружить недуг можно с младенчества:

  1. Четырехмесячный младенец не откликается на «ути-пути» взрослых. Мало или совсем не улыбается.
  2. Не лепечет в восемь-девять мес.
  3. Годовалый произносит что-то, то очень тихо. Может совсем молчать
  4. Полуторагодовалый. Не произносит простейшие «мама, дай и пр.». Их значения для него бессмысленные, не реагирует на просьбы.
  5. Двухлетний. Малый словарный запас. Не запоминает новые.
  6. В 2 г 6 мес. Словарный запас до двух десятков. Не составляет фразы, не знает понятий предметов, тела.
  7. В три не выстроит предложение. Не воспринимает простые тексты. Невнятная скороговоркой речь с глотанием окончаний. Или, наоборот, заторможенная речь с растягиванием слов. Не в состоянии повторить дословно сказанное взрослыми.

К этим симптомам может добавиться повышенное слюноотделение, приоткрытый постоянно ротик. Обычно малыши гиперактивные, агрессивные, невнимательные, быстро устают. У них плохая память, воображение близко к нолю, слабо проявляют эмоциональные стороны. Органические изменения обнаруживаются на ЭЭГ, ВП. Будут выявлены сбои левого полушария.

Получается замкнутый круг. Трудности с речью, дите отстает психически и умственно. А получают информацию в основном из диалогов. Поэтому в 3-6 лет они такие «почемучки». Задумайтесь, родители, начните лечение раньше.

Что приводит к недугу?

Из-за отклонения развития головного мозга и ЦНС.

  • Во время беременности мать болела. Внутриутробное нарушение развития из-за инфекций, отравления, травмы.
  • Внутриутробная гипоксия.
  • Стремительные или осложненные роды, травмирование новорожденного.
  • В младенческом возрасте перенес тяжелые инфекционные заболевания, давшие осложнение на мозг, получил травмы.
  • Заболевания генетического плана или хромосомные, нарушающие структуру мозга.
  • Воспитание под сильной опекой или брошен «на ветер», жестокое обращение. Воспитание в асоциальной семье.
  • Перенес страшную травму в психологическом аспекте.

Кроме этого, есть ряд заболеваний, вызывающих психоречевую задержку. Среди них на втором месте эпилепсия, а на первом аномалия и нарушение обмена в ЦНС. Важно лечить и ЗПРР, и первопричину.

Элементы аутизма при ЗПРР

Нарушение функциональности ЦНС, перенесенные инфекционные осложненные болезни бьют не только по речи, но и развитию психики малыша. В 5% случаев диагностируются аутичные признаки:

  • Не контактирует эмоционально с окружающими, не делает попыток общения с родителями. Почти не улыбается.
  • Агрессию часто направляет на себя. Приступы агрессии регулярные.
  • Однотонное повторяющее поведение-стереотип.
  • Игрушками пользуется по-своему.
  • Избегает сверстников.

В 50% не понимает обращения к себе. Таких деток лечат несколько специалистов.

Современные методики лечения ЗПРР

Комплексное лечение с участием родителей, терапевта, невролога, психолога, логопеда, рефлексотерапевта. При небольшой степени отставания, раннем лечении шанс устранения проблемы до 100%.

  1. Воздействием микромалыми электроимпульсами на биоактивные мозговые точки – микротоковая рефлексотерапия.

Импульсное восстановление функциональности ЦНС в поврежденных местах. Воздействие аппарата направляется участки мозга, отвечающие за речь. Особенно высокие результаты показывает при гидроцефалии. Назначается малышам с шести месяцев.

  1. Малышами с 2 лет занимается дефектолог.

Развивает мелкую моторику, мышление. Ребятишки с четырех лет попадают к логопеду. Он выставит артикуляцию, в игровой форме покажет, как составить предложение, целый текст.

  1. Логопедический массаж.

Это дополнительно, стимулируются лицевые и шейные мышцы.

  1. Медикаментозная терапия.

Лекарства назначаются после консультации у невролога, невропатолога. По результатам ЭЭГ врач диагностирует патологии, составляет индивидуальное лечение.

Коррекция, как дополнение к лечению

Коррекционные занятия для детей с зпр не обязательны, но желательны. В первую очередь требуется участие детского психолога, если дите перенесло психическую травму, росло в неблагополучной среде.

Прекрасно, если у родителей есть возможность оплатить дельфинотерапию, иппотерапию. Посещать музыко и арттерапии. Это повышает психоэмоциональный фон, объединяет семью, появляется общий с отпрыском интерес. Попутно развивается речевая сигнатура.

Остеопатия дает неплохой результат. Мануальщик воздействует на активные точки, приводит к балансу функционирование ЦНС, обмена веществ. Благотворно влияет на уравновешивание психики.

Главное, чтобы папа с мамой приняли к сведению. Только один метод не вылечит, не устранит недуг. Только комплексно, только вместе с врачами и при активном участии родителей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector