Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка роста у детей

Задержка роста у детей

В первые годы жизни дети растут и развиваются гораздо быстрее, чем в последующее время. Однако, зачастую, прибавка в росте у детей происходит с отставанием от общепризнанных норм. Большинство детей растут без отклонений от индивидуального графика, однако находятся и те, которым ставят диагноз — задержка роста.

Данный термин является несколько обобщенным, существует множество различных причин задержки роста у детей. Зачастую, дети с задержкой роста так же отстают по набору веса в соответствии с возрастными нормами.

Диагностика и лечение детей с задержкой роста начинается с диагностики причины данного заболевания, после чего родители и педиатры работают в тандеме для того, чтобы ребенок вернулся к варианту прибавки роста в соответствии со здоровыми сверстниками.

О задержке роста.

Большинство случаев задержки роста у детей выявляется в первые годы жизни ребенка-в момент максимального физического и нервнопсихического развития ребенка. В первый год жизни ребенка его мозг вырастает настолько же, насколько он вырастет в последующие годы жизни. Недостаточное получение питательных веществ и микроэлементов в этот период жизни может привести к перманентным негативным изменениям в нейропсихическом развитии ребенка.

Большинство детей удваивают свой вес при рождении к 6 месяцам и утраивают его к концу первого года жизни, у детей с задержкой роста данная весовая динамика, как правило, не наблюдается. Зачастую дети с задержкой роста из-за недостаточного получения питательных веществ демонстрируют:

  • Снижение интереса к окружающим
  • Не смотрят в глаза
  • Становятся более капризными
  • Отстают по психомоторному развитию (начинают позже сидеть, ходить, говорить)

Причины.

Задержка роста может быть обусловлена различными причинами, среди которых основными являются:

Социальные. Не являются медицинскими,и как правило, связаны: с неправильным кормлением ребенка, специальными диетами, которыми пользуется мама из-за опасения что ребенок «потолстеет в более старшем возрасте». Так же родители могут ограничивать частоту кормления из-за повышенной занятости («даю больше, но реже»). Или в связи с другими неблагоприятными социально-бытовыми условиями в семье.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Включает в себя: болезнь гастроэзофагального рефлюкса (при которой происходит заброс пищи из желудка в пищевод и ребенок может отказываться от еды из-за болевых ощущений), хроническую диарею различного генеза, муковисцидоз, болезни печени и цилиакию — заболевания так или иначе влияющие на всасывание и переработку питательных веществ, поступающих с пищей. Ребенок может потреблять большое количество пищи, но процент ее усвояемости будет низким. Целиакия представляет собой болезнь с повышенной иммунной реактивностью к белкам злаковых растений. Неправильный ответ иммунной системы к данным белкам приводит к воспалительным повреждениям кишечника, что и препятствует нормальной усвояемости пищи.

Хронические заболевания. Дети, страдающие от многих эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут отставать в росте и наборе веса от их здоровых сверстников.

Непереносимость белка молока как основного нутриента зачастую также ведетк нарушению роста и развития ребенка.

Инфекции. Паразитические инфекции, инфекции мочевых путей, туберкулез и т.д. ведут к повышению потребности организма в питательных веществах, но , как правило супрессируют аппетит, что и приводит к кратковременным или более продолжительным, в случае хронических инфекций, потерям в весе.

Метаболические расстройства. Данные болезни приводят к неспособности организма расщеплять, трансфоримровать, переносить или сохранять питательные вещества и получать с них энергию. В результате этого происходит накопление нерасщепленных веществ в организме или токсических продуктов их распада.

Диагностика

Многим детям свойственно кратковременное отставание в росте или весе. Однако, если данная динамика наблюдается более трех месяцев в течение первого года жизни ребенка, доктора, как правило, начинают искать причину данным нарушениям.

Отставание в ростевесе ребенка диагнстируется с помощью перцентильных таблиц при регулярных осмотрах педиатром. Доктор проводит детальный осмотр, консультирует по вопросам питания, кроме того направляет на лабораторные исследование крови (общий анализ, биохимический и электролитный анализ) и мочи. Если доктор подозревает определенную болезнь, дополнительные исследования крови будут также необходимы.

Лечение

Дети с задержкой по массо-ростовым показателям зачастую должны получать помощь не только от лечащего врача-педиатра, но и многих других специалистов, включая эндокринолога, диетолога, детского хирурга, невролога, гастроэнтеролога, психолога и др.

В случаях отставания роста в связи с банальным нарушением потребления достаточного количества питательных веществ, частый мониторинг и рекомендации педиатра помогут решить данную проблему. В таких случаях доктора обычно назначают искусственное вскармливание специальными смесями с большим количеством питательных веществ. При тяжелых случаях заболевания ребенок обычно получает питание через назогастральный зонд. В случае постановки зонда питание через него осуществляется преимущественно ночью для того чтобы не нарушать дневные кормления или другую активность ребенка в дневные часы. Как только адекватный вес набран, ребенок начинает более обильно питаться естественным путем и назогастральный зонд убирается. Данные дети обычно проходят комплекс лечебно-диагностических мероприятий в условиях стационара. Сроки госпитализации при этом сильно варьируются. Минимум времени пребывания в стационаре у детей с экстремально низкой массой тела 14 дней, но, как правило, сроки более длительны и составляют в среднем несколько месяцев.

Стоит ли опасаться за своего ребенка?

Если вы опасаетесь, что ваш ребенок недостаточно растет или набирает вес, помните, что многие факторы могут замедлять рост и вес ребенка. Например, дети, находящиеся на искусственном вскармливании в сравнении с детьми на грудном молоке, отличаются по динамике массо-ростовых показателей.

Читать еще:  Можно ли вернуть деньги за лечение ребенка в налоговой?

Генетика также играет большую роль. Если родители худощавые и невысокого роста, их дети также могут быть менее рослыми, чем их сверстники от высоких родителей.

Как правило ребенок в течение первого месяца жизни ест от 8 до 12 раз в сутки приблизительно 60 мл. молока за кормление. После двух -трехмесячного возраста количество кормлений за сутки снижается до 6-8 раз, но количество потребляемого молока увеличивается. В 4 месяца ребенку для нормального развития необходимо потреблять около 900 мл. молока за сутки.

Ваш педиатр сможет идентифицировать проблему недостаточного набора веса или замедленного роста при регулярных визитах в течение первого года жизни ребенка. Также родители могут периодически взвешивать ребенка дома для более детального мониторинга.

Когда стоит обратиться за помощью?

Если вы обратили внимание на то, что ребенок перестал набирать вес или у него значительно снизился аппетит — обратитесь за консультацией к вашему педиатру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут отказываться от еды, но этого не должно наблюдаться у детей первого года жизни! Если вы испытываете трудности с кормлением вашего ребенка, обратитесь за советом к врачу. Когда ребенок первого года жизни отказывается от еды, родители могут прибегнуть к множеству различных средств, в том числе фармакологических, для повышения аппетита. Этого делать нельзя, так как данные действия могут усугубить проблему и стать дополнительным источником стресса для вас и вашего ребенка. Вместо этого обратитесь за консультацией к вашему педиатру.

Невролог «СМ-Доктор» рассказала о задержке речевого развития у детей

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.

В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.

С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Причины задержки речевого развития у ребенка

Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

  • воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
  • наследственные факторы;
  • расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
  • врожденные аномалии строения головного мозга;
  • выраженный гидроцефальный синдром;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).

К какому врачу обратиться?

Какие обследования проводятся?

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.

«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Читать еще:  Можно ли давать одновременно боботик и бебикалм одновременно?

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Задержка развития ребенка 4 года какое лечение нужно

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

Задержка психического развития – негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью созревания нервной системы. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с задержкой психического развития постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются по уровню интеллектуального и физического развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.

У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так и среди учителей и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения:

1. ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего. При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне не организованы, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, при этом тяжело переживают неудачи и низкие оценки. Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, «забитые», им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно. Обязательная часть коррекции ЗПР – медицинская помощь: прием лекарственных препаратов по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Назначает комплексное лечение детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог. Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.
Читать еще:  Цыпки на руках у ребенка лечение в домашних условиях быстро

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника. Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому нужно верить в успех!

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь. Оказывайте ребенку поддержку. Не следует чрезмерно его опекать, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с обучением, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой. Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Шаг 1. Обратитесь к неврологу, которому доверяете. Следуйте его советам.

Шаг 2. Найдите центр по развитию речи, где есть нейропсихолог, логопед, дефектолог.

Шаг 3. Помните: главное – комплексный подход и занятия дома.

Шаг 4. Ищите подходящую школу или класс, где будет осуществляться индивидуальный подход с учетом возможностей вашего ребенка.

Физиотерапия при ЗРР. Нормализация речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

  • массаж;
  • транскраниальная магнитотерапия, направленная на оголовье;
  • лекарственный электрофорез с никотиновой кислотой.

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.

Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Когда стоит назначать лечение?

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector