Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефицит внимания у детей

Дефицит внимания у детей

Серьезные нарушения в психическом развитии ребенка порой сложно отличить от обычного баловства. Кроме того, многие родители категорически не хотят или боятся принять тот факт, что их малыш болен. К сожалению, синдром дефицита внимания, или гиперактивность за последние годы стал очень распространен. И при игнорировании синдрома есть риск достаточно неприятных последствий. Как отличить патологию от педагогической запущенности? Почему появляется дефицит внимания у детей, и каковы его возможные последствия?

Характеристика синдрома дефицита внимания

Синдром дефицита внимания у детей или СДВГ – это неврологическое расстройство развития, которое мешает малышу сосредоточиться на чем-либо, контролировать собственные эмоции, вести себя, согласно общепринятым нормам в обществе.

Не смотря на огромные возможности современной медицины, способ лечения СДВГ все еще не найден. Однако, существует большое количество средств коррекции отклонения, благодаря которым можно предупредить развитие осложнений и негативных последствий диагноза. Более, чем у 35% детей расстройство с возрастом проходит само, или же они находят способ к нему адаптироваться. Но для того, чтобы это произошло, очень важно своевременно установить верный диагноз и принять меры по его исправлению.

Специалисты различают три типа СДВГ:

  1. Дефицит внимания. Детям, страдающим им сложно запомнить и усвоить новую информацию, сложно сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности.
  2. Гиперактивность. Этот тип отклонения делает ребенка неусидчивым, склонным к необдуманным поступкам, расторможенным.
  3. Смешанный тип. Сочетает в себе признаки двух других.

Почему появляется дефицит внимания у детей?

Точные причины заболевания до сих пор досконально не изучены, но по результатам многолетних наблюдений удалось установить факторы, которые провоцируют синдром дефицита внимания у детей:

  • Негативный психологический климат в семье, стрессы и чрезмерные нагрузки на нервную систему малыша
  • Особенности нервной системы ребенка
  • Генетическая предрасположенность
  • Применение лекарственных средств матерью во время беременности, алкоголь и наркотические средства, вредные продукты питания
  • Патологии во время беременности
  • Загрязнения окружающей среды, плохая экология
  • Инфекции в раннем возрасте и травмы головы

Диагностика

У ребенка дефицит внимания, что делать? Диагностику СДВГ сильно затрудняет тот факт, что признаки патологии становятся заметны лишь в тот момент, когда она уже оказывает значительное воздействие на нервную систему ребенка, который начинает плохо себя вести и тяжело поддается обучению. Кроме того, многим родителям отклонения в поведении ребенка зачастую кажутся обыкновенным баловством, и они не придают им должного значения.

Синдром дефицита внимания может заметить и диагностировать опытный психолог. Для подтверждения диагноза проводится специально направленное обследование, в ходе которого исключаются заболевания слуха и зрения, поражения головного мозга ребенка. С симптоматикой СДВГ схожи такие причины неусидчивости, как отставание в развитии, отравления токсичными веществами, влияние препаратов. В обследовании на предмет дефицита внимания должны участвовать терапевт, гастроэнтеролог, психолог, педиатр и другие специалисты.

При своевременной правильной диагностике нарушение достаточно легко поддается коррекции в раннем возрасте. Чем взрослее человек, тем могут быть серьезнее последствия патологии.

Признаки и симптомы дефицита внимания

Основные признаки заболевания легко перепутать с множеством других патологий, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными, если у ребенка наблюдаются следующие признаки.

Синдром дефицита внимания у детей симптомы:

  1. Гиперактивность. Ребенок бесконечно бегает, прыгает и ерзает. Ему сложно усидеть на месте. Он очень разговорчив и ведет себя шумно.
  2. Импульсивность. Ребенок быстро реагирует на задачу, однако совершенно не следует правилам ее выполнения. Он неспособен предвидеть негативные последствия своих действий. Подобное поведение часто становится причиной травм и отравлений.
  3. Рассеянность. Ребенку сложно сосредоточиться на выполнении задания, он отвлекается на посторонние события и действия. Он не способен правильно организовать собственное время, часто пытается уйти от выполнения заданий, потому что они требую повышенного внимания.

Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста.

Чаще всего признаки СДВГ обнаруживаются при подготовке ребенка к школе, когда нагрузка на него резко возрастает и появляется масса занятий, требующих повышенной концентрации. Малышу с подобной патологией сложно спокойно себя вести в обществе, он перебивает собеседника и взрослых, много двигается.

Последствия дефицита внимания у детей

Одно из самых очевидных последствий СДВГ – это сложности в общении с окружающими людьми и в учебе. Люди, наблюдающие за поведением ребенка с подобным синдромом, часто связывают его неусидчивость с плохим воспитанием и капризами. В конечном итоге, человек становится закомплексованным и уходит в себя.

В подростковом возрасте недостаток понимания со стороны окружающих может привести к раннему употреблению алкоголя или курению. Дети с СДВГ более подвержены к ассоциативному поведению, следствием чего могут стать травмы, повышенная жестокость. Возможны психические расстройства.

Дети, страдающие СДВГ часто подвержены различным заболеваниям. В первую очередь, это связано с тем, что их иммунная система ослаблена или не сформирована. Патология может стать косвенной причиной неприятных синдромов. В их числе аллергические реакции, болезни органом зрения и слуха.

Сопутствующие заболевания при СДВГ:

  • Височная эпилепсия
  • Дизграфия
  • Дизартрия
  • Экзема
  • Нервный тик
  • Нейродермит
  • Дислексия и др.

Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» рекомендуют заботливым взрослым обратиться за консультацией педиатра или психолога при обнаружении отклонений в поведении малыша, и желают крепкого здоровья Вам и Вашим близким!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков

Одно из первых мест по обращаемости к неврологу является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Этот синдром приводит к нарушению обучения, профессиональной деятельности и социального функционирования.

Описаны 3 подтипа СДВГ:

  1. Преимущественно невнимательный
  2. Преимущественно гиперактивный или импульсивный
  3. Сочетанный

СДВГ встречается чаще у мальчиков, чем у девочек в два-четыре раза (соотношение мужчин и женщин 4:1 преимущественно гиперактивный тип у мальчиков и 2:1 для преимущественно невнимательного типа у девочек).

Диагностические критерии СДВГ:

Диагностическое и статическое руководство по психическому здоровью, 4 издание (DSM – 1V). МКБ – 10 раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте», подразделы «Нарушение активности и внимания» (F 90.0) И «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F 90.1).

  • Дефицит внимания
  • Гиперактивность
  • Импульсивность
Читать еще:  Пищевое отравление у годовалого ребенка лечение в домашних условиях

Все симптомы должны проявляться в различных ситуациях и местах и сохраняться не менее 6 месяцев, не являться последствием других заболеваний, проявляться в дошкольном возрасте и не соответствовать уровню интеллектуального развития ребёнка (как правило интеллект соответствует возрастной норме).

Гиперактивность:

  • Ребенок производит суетливые движения руками и ногами
  • Часто вскакивает со своего места
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда это неуместно
  • Не может играть в «тихие игры»
  • Всегда находится в движении
  • Много говорит

Импульсивность:

  • Ребенок отвечает на вопрос, не дослушав его
  • Не может дождаться своей очереди
  • Вмешивается в разговоры и игры других

Общая заболеваемость СДВГ составляет 8-18%. Большинство специалистов ранее считало, что дети «перерастают это заболевание». В последнее время выяснилось, что 30-70 % детей с СДВГ сохраняют симптомы заболевания во взрослой жизни. Взрослые с СДВГ склонны к депрессии и асоциальному поведению.

«Страдают» больше всего от СДВГ родители и педагоги. Большой опыт по лечению накоплен у психиатров, но чаще за помощью обращаются к неврологам.

С 90-х годов СДВГ начали лечить психостимуляторами (согласно рекомендациям FDA они разрешены в применении с 6 лет). В 2010 году в Австралии были опубликованы результаты 20-го исследования о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ психостимуляторами. Комитет по защите прав ребёнка при ООН издал рекомендации в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что СДВГ часто ставится ошибочно, и что в результате чего чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество сведений о вредном воздействии этих препаратов».

Фармакологические подходы в лечении определяет только специалист после детального обследования, включающего консультацию психиатра, невролога, проведение ЭЭГ (а возможно и ЭЭГ мониторинга сна) и обязательного нейропсихологического тестирования.

Нефармакологические подходы:

  • Нейропсихологический
  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия, которая базируется на тех или иных поведенческих особенностях (формируя с помощью поощрения, наказания, принуждения, вдохновления). Может применяться только после нейропсихологической коррекции
  • Работа на личностью, семейная психотерапия, которая формирует личность, определяет куда направить такие качества, как расторможенность, агрессивность, повышенную активность

По материалам О.В.Быковой, Т.Т.Батышевой «СДВГ у детей и подростков»

(Научно-практический Центр Детской Психоневрологии Департамента Здравоохранения г.Москвы, 2012 г.)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ)

СДВГ поражает от 8 до 11% детей школьного возраста (1 Общие справочные материалы СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения ). Однако, многие эксперты считают, что СДВГ гипердиагностируется в основном из-за неточного применения критериев. В соответствии с пятым изданием Руководства по диагностике и статистическому учёту психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), DSM-5, выделяют 3 типа:

В целом СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков, хотя норма варьируется в зависимости от типа. Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; преимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству.

Общие справочные материалы

1. Danielson ML, Bitsko RH, Ghandour RM, et al: Prevalence of parent-reported ADHD diagnosis and associated treatment among U.S. children and adolescents, 2016. J Clin Child Adolescent Psychology 47(2):199–212, 2018. doi: 10.1080/15374416.2017.1417860.

СДВГ у взрослых

Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни. Хотя диагноз иногда может быть не выставлен до подросткового или зрелого возраста, некоторые из проявлений обнаруживались в возрасте до 12 лет.

У взрослых симптомы включают:

трудности с концентрацией внимания;

Трудности в поддержании отношений

Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста. Взрослые с СДВГ, как правило, подвержены более высокому риску безработицы, у них низкий образовательный уровень, а также выше показатели наркомании и преступности. Более распространенными являются дорожно-транспортные происшествия и нарушения.

Взрослым с СДВГ могут быть полезны те же типы стимулирующих препаратов, которые принимают и дети с рассматриваемым синдромом. Им также может быть полезно консультирование для улучшения оптимального использования времени и другие навыки психофизиологической адаптации.

Клинические проявления

Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте.

Основные симптомы и признаки СДВГ:

Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.

Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).

Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви). Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них.

Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям. Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.

В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).

Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения.

Читать еще:  Можно ли принимать энтерол вместе с энтерофурилом?

Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:

Несогласованность движений или неуклюжесть

нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы;

Диагностика

Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5

Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков [ clinical practice guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents] Американской академии педиатрии [the American Academy of Pediatrics]).

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

Диагностические критерии DSM-5 включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие ≥ 6 симптомов и признаков из одной или каждой группы: Кроме того, симптомы должны

Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев

Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка

Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)

Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы)

Мешать функционированию дома, в школе или на работе

Симптомы невнимательности:

Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

Не следует инструкциям или конечным задачам

Имеет трудность в организации задач и мероприятий

Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

Забывчив в повседневной деятельности

Симптомы гиперактивности и импульсивности:

Часто двигает руками или ногами или ерзает

Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

Не способен играть спокойно

Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем

Часто говорит чрезмерно

Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

Часто прерывает или вмешивается к другим

Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.

Другие диагностические факторы

Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т. е. мысли, тревоги, заботы). В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире. У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать.

Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.

Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков. Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту [ Vanderbilt Assessment Scale], Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру [Conners Comprehensive Behavior Rating Scale], СДВГ-оценочная шкала V [ADHD Rating Scale-V]). Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.

Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов. Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.

Прогноз

Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов. Если СДВГ не диагностирован или не проводилось адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых может развиться злоупотребления психотропными веществами вследствие самолечения лекарственными (например, кофеином) и нелегальными субстанциями (например, кокаином).

Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:

Низкий уровень интеллекта

Социальные и межличностные проблемы

Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки. Люди с СДВГ, вероятнее всего, больше предрасположены к работе, чем к учебе или быту, особенно, если они могут найти работу, которая не требует пристального внимания.

Лечение

Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)

Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию. Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности. Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.

Читать еще:  Резкий запах мочи у ребенка причины и лечение

Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина. Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата. Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.

Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем. Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.

Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов. В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата.

Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе. Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов. Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме. Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления. Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.

Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания). Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул. Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты.

Гиперактивный ребенок

Среди детей синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ) встречается довольно часто: в России живут с СДВГ около 2 миллионов детей, у нас в Тюменской области СДВГ составляет 8%, причем мальчики страдают этим синдромом в 7 раз чаще, чем девочки.

В основе заболевания лежит нарушение функций центральной нервной системы и мозга, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также гиперактивностью в поведении ребенка.

Существуют разные формы СДВГ: сочетанная, с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гипервозбудимости, резидуальная форма.

Проявляется СДВГ целым комплексом симптомов:

1. Нарушение внимания (невнимательность): ребенок не сосредоточивается на деталях, ему сложно удерживать внимание, он как будто не слушает говорящего, не следует инструкциям, есть сложности в организации занятий, ребенок избегает заданий, связанных с длительным умственным перенапряжением, теряет вещи, легко отвлекается, ежедневно что–то забывает.

2. Гиперактивность: беспокойные движения руками, ногами, в течение дня часто бегает, прыгает, не сидит на одном месте, с трудом может играть спокойно, избыточно говорлив, говорит ответ прежде, чем дослушает до конца вопрос, с трудом дожидается своей очереди в игре, разговоре, часто вмешивается в беседу взрослых.

Чтобы поставить ребенку диагноз СДВГ, необходимо:

1. обнаружить у него не менее 6 перечисленных симптомов;

2. раннее проявление симптоматики: симптомы проявляются, как правило, до 7 лет (обычно с 3–х);

3. симптомы наблюдаются как дома, так и в школе;

4. эти симптомы не являются проявлением других заболеваний;

5. нарушение обучения и социальных функций с 5 лет.

Поставить диагноз СДВГ во многих случаях трудно, так как родители часто недооценивают состояние ребенка, а врачи его редко видят. Необходимы совместные усилия: в детсаду помощниками родителей должны стать воспитатели, которые наблюдают за ребенком и могут охарактеризовать его поведение, а в школе –учителя и психологи.

В дошкольном возрасте с малышом, которому поставлен диагноз СДВГ, много эмоциональных проблем. В школьном возрасте на первое место выходят проблемы с обучением: ребенок не может организовать учебный процесс, выполняет уроки с родителями, делает много ошибок по невнимательности, у него возникают проблемы с учителями и сверстниками; ребенок становится агрессивным, безответственным, у него снижается самооценка, часто ребенок оказывается в изоляции, а когда играет (причем не с ровесниками, а со старшими или с маленькими), то очень часто проигрывает.

Лечение СДВГ должно быть комплексным.

1. Немедикаментозное лечение: – поведенческая терапия (характеристика, наблюдение) – коррекция школьного обучения (специальные классы) – аутотренинги, занятия с психологами.

2. Медикаментозное лечение: – прием препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге (ноотропы, сосудистые препараты), успокаивающих (психостимуляторы и нейролептики). Также хорошо помогают физиолечение, водолечение, массажи, правильная организация учебы и отдыха.

Результат комплексного лечения не заставит себя долго ждать. Нужно только вовремя обратиться к специалистам за помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector