Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Несоответствие речи общепризнанным возрастным нормам связано с задержкой речевого развития у детей (ЗРР). Подобное нарушение нередко встречается у детей дошкольного возраста, но при условии своевременного диагностирования и лечения хорошо поддается коррекции.

Распространенность проблемы связана с многообразием причин, ее вызывающих. Большинство из них негативно влияет на развитие речевого центра головного мозга, снижая темпы овладения речевыми навыками. И лишь часть вызвана аномалиями со стороны речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Причины ЗРР

Отправной точкой в развитии нарушения речи может стать несколько десятков факторов, которые условно можно объединить в 3 группы:

I. Пренатальные, оказавшие негативное влияние в период внутриутробного развития:

  • гипоксия головного мозга;
  • врожденная гидроцефалия;
  • аномалии строения органов речи и слуха;
  • нарушение развития структур головного мозга;
  • генетические отклонения, например — врожденная дислексия.

II. Натальные, связанные с нарушениями во время родов:

  • родовая травма;
  • гипоксия на фоне обвития или длительного безводного периода.

III. Постнатальные, сформировавшиеся в раннем детском возрасте:

  • различные нервно-психические расстройства;
  • перенесенные менингиты и другие нейроинфекции;
  • отоинфекции, повреждающие слуховой анализатор;
  • травматические повреждения речедвигательного, речеслухового аппаратов;
  • черепно-мозговые травмы, оперативные вмешательства;
  • задержка развития костно-мышечных структур лицевой части черепа.

Это далеко не полный перечень факторов, способных негативно сказаться на развитии речи и привести к задержке речевого развития у детей 3 лет. Чаще всего найти отправную точку в формировании ЗРР не удается. Особенно «неуловимыми» являются постнатальные факторы. Они способны комбинироваться с проявлением синергии (усиления) повреждающего действия.

Учитывая такую особенность, основной задачей является максимально ранняя диагностика. Чем дольше влияет на ребенка провоцирующий фактор, тем больше повреждения и масштабней потребуется коррекция. Поэтому нельзя упускать даже самые незначительные на первый взгляд проявления.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Лечение ЗРР

Борьба с задержкой речевого развития у детей 3 лет — это всегда комплексный процесс. Для подавления провоцирующего фактора и нанесенного им урона активно используется:

  • Лекарственная терапия. В основном речь идет о ноотропных средствах, аминокислотах, витаминно-минеральных комплексах, активизирующих деятельность речевого центра и головного мозга в целом.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты дает магнито- и электрорефлексотерапия. С их помощью удается улучшить дикцию, восстановить речевую активность, повысить словарный запас.
  • Специфическая коррекция. Лечение предусматривает занятия с логопедом-дефектологом. Задача терапии состоит в постепенном ослаблении проявлений ЗРР, конечная цель — полное исправление имеющихся нарушений.

При задержке речевого развития у детей 3 лет коррекция включает в себя игровые упражнения для развития памяти, мышления, мелкой моторики, речедвигательного и речеслухового аппаратов. Обязательно проводятся сеансы логопедического массажа, направленного на улучшение кровоснабжения и коррекцию имеющихся проблем.

Эффект от терапии достигается тяжелым трудом, но это не повод отказываться от лечения. Упущенное время чревато задержкой психо-эмоционального развития, а это — нарушение социализации, проблемы с общением и развитием когнитивных функций.

Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз. Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека!

Записаться к детскому неврологу в клинику «Семейный доктор» по вопросу задержки речевого развития у ребенка можно по телефону в Москве +7 (495) 775 75 66 , или через интернет, заполнив форму онлайн-записи

Сотрясение мозга у ребенка: что делать родителям

Опасность удара ребенка головой кроется в том, что симптомы первое время могут не проявляться, а скрытые процессы в головном мозге — привести к большим осложнениям.

Ольга Степанович

Ольга Степанович

медицина

педиатр клиники НИАРМЕДИК в Перово

Сотрясение головного мозга — это травма легкой степени тяжести, при которой происходят диффузные изменения на клеточном, нейронном уровне головного мозга. Также при сотрясениях могут наблюдаться различные деформации и смещения в структурах и отделах головного мозга, которые, однако, не затрагивают сам мозг.

Несмотря на то, что сотрясение не относится к категории тяжелых травм, такое состояние иногда представляет угрозу жизни и здоровью детей. При этом клиническая картина при детских сотрясениях может значительно различаться.

После удара

На что следует обратить внимание родителям?

У детей до 1 года сотрясения обычно протекают без симптомов. Потеря сознания случается редко, бывает рвота, тошнота, срыгивания при кормлении, потеря аппетита, бледность кожных покровов, ребенок становится беспокойным и плаксивым.

Дети дошкольного и школьного возраста при сотрясении мозга могут терять сознание, случаются тошнота и рвота, сильные головные боли или головокружения, нестабильный пульс и артериальное давление, бледность кожных покровов, повышенная потливость.

Иногда у детей наблюдается синдром посттравматической слепоты, который возникает сразу после травмы и сохраняется в течение нескольких минут или часов, после чего исчезает.

Читайте также

Другие возможные симптомы: тремор, неожиданное кровотечение из носа, судороги, может быть потеря координации движений, нарушение речи (спутанная, несвязанная речь), неадекватное поведение, искажение зрения (помутнение, мурашки в глазах, раздвоение предметов), подавленное состояние, синюшность в области глаз, носа и за ушами. Любые выделения из носа, ушей и глаз, отсутствие реакции и чувствительности у ребенка на призывы, прикосновения, яркий свет и т. д. должны обязательно насторожить родителей.

Четкий алгоритм

Если у вас появились хоть малейшие подозрения, что малыш слишком сильно ударился головой или ведет себя после падения как-то не так — вызывайте скорую. Любая черепно-мозговая травма у маленького ребенка требует немедленного осмотра у врача и госпитализации. При подобных травмах могут наблюдаться как краткосрочные функциональные отклонения в работе центральной нервной системы и других органов, которые проходят быстро и без последствий, так и тяжелые патологические состояния, в том числе проявляющиеся со временем.

Первая помощь

Какими могут быть действия родителей до приезда врачей неотложки? Необходимо уложить ребенка на ровную поверхность, обеспечить ему покой и ограничить его движения. При кровотечении по возможности провести обработку раны и бинтование.

Диагностировать сотрясение и другие черепно-мозговые травмы доктор может с помощью УЗИ, КТ или рентгена. Возможные диагнозы при травмах — это ушиб и сдавление головного мозга, которые могут сопровождаться отеком, кровоизлиянием и т.д. Может случиться разрыв твердой мозговой оболочки при проникающей травме головы. При этом повышается внутричерепное давление, нарушается кровообращение и работа жизненно важных мозговых центров. Такие состояние очень опасны для жизни ребенка, поэтому важно выявить их как можно раньше и начать реанимационные действия.

Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы и возможности их коррекции у детей и подростков

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный научнопракти­ческий центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

1 Врачнейрохирург, член европейской ассоциации нейрохирургов (EANS).

2 Врачневролог, кандидат медицинских наук.

Статья посвящена актуальной проблеме современной неврологии – череп­но-мозговой травме в детском возрасте. Представлены классификация форм, оценочные шкалы, клиническая картина и инструментальная диа­гностика черепно-мозговой травмы. Показано многообразие отдаленных последствий ЧМТ и возможные пути их медикаментозной коррекции у де­тей.

Ключевые слова: отдаленные последствия ЧМТ, астенический синдром, посттравматиче­ская цефалгия, посткоммоционный синдром.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования детской черепно-мозговой травмы обусловле­на значительной распространенностью, высо­ким процентом инвалидизации и смертности детей. По данным ВОЗ отмечается постоян­ный рост частоты ЧМТ на 1-2% в год. Ряд ав­торов публикуют данные, что ЧМТ в детском возрасте встречается чаще, чем у взрослых па­циентов. Это обусловлено рядом факторов: относительно большим размером головы у де­тей относительно тела, несовершенностью ко­ординации движений, большей активностью и любопытством детей. Данные о летальности при ЧМТ значительно варьируют в разных регионах Российской Федерации и составляют от 12-30% и более [1]. По данным НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии, тяжелая ЧМТ составляет около 6% (среди детей, госпитализированных с нейротравмой), что соответствует 4000 инвалидов в год.

Сле­дует отметить, что лечение последствий ЧМТ напрямую зависит от коррекции осложнений, требует применения высокотехнологичных методов лечения, дорогостоящих лекарствен­ных препаратов и сопряжено со значительны­ми экономическими потерями. Однако, не­смотря на проведенное лечение, процент инвалидизации остается чрезмерно высоким. На данный момент в РФ отсутствует единый реестр детской и взрослой ЧМТ и ее позд­них последствий. Это значительно усложня­ет статистический анализ общей распространенности и исходов заболевания. Сегодня в мире отсутствуют крупные мультицентровые исследования отдаленных последствий ЧМТ, касающиеся нейропротекции, нейрореанимации, нейрохирургии в детской прак­тике. Следует отметить и положительные но­вости, касающиеся разработки группой авто­ров национальных рекомендаций по лечению пострадавших детей с ЧМТ [2], это первый в Российской Федерации документ, который строго регламентирует алгоритм действий при оказании медицинской помощи детям на разных этапах медицинской эвакуации вплоть до действий в специализированном стациона­ре с нейрохирургической службой.

Существует множество классификаций ЧМТ. Мы приведем наиболее часто исполь­зуемые в повседневной практике врача. По степени тяжести ЧМТ классифицируется на легкую, средней тяжести и тяжелую. К ЧМТ легкой степени относится сотря­сение головного мозга – функци­ональное нарушение нервной де­ятельности, которое характери­зуется эпизодом травмы головы с дальнейшим развитием обще­мозговой (головная боль, тошнота, рвота) симптоматики. При инструментальной диагностике (краниографии в двух проекциях, КТ/МРТ головного мозга, нейросонографии) патологических изменений не выявляется. В литературе встречаются данные о повыше­нии глиального нейроспецифического бел­ка S-100 при ЧМТ [3], однако в повседнев­ную практику данный биохимический анализ пока не вошел.

К ЧМТ средней тяжести относится ушиб головного мозга легкой степени. В клиниче­ской картине часто отмечается потеря созна­ния после удара по голове, доминирует общемозговая симптоматика и очаговые симптомы. При краниографии выявляются линии переломов, в грудном возрасте наиболее часто локализующиеся в теменных костях, существу­ет особый вид вдавленных переломов по типу «целлюлоидного мячика», который требует экстренной нейрохирургической операции. При этом на КТ и МРТ подтверждаются костно-травматические изменения черепа, однако в веществе головного мозга изменений может и не быть. Ушиб головного мозга легкой степе­ни всегда верифицируется при выявлении переломов костей свода и основания черепа.

ЧМТ тяжелой степени включает ушиб го­ловного мозга средней и тяжелой степени, сдавление головного мозга, диффузное аксональное повреждение (ДАП). Вариабельность клинических проявлений обусловлена локализацией повреждения и стадией дислокаци­онного синдрома. В клинической картине до­минирует угнетение уровня бодрствования, стандартом оценки которого является баль­ная шкала комы Глазго (CGS) и присоедине­ние очаговой симптоматики в виде гемипареза, анизокории, генерализованные и парциаль­ные эпилептические приступы.

Рис 1. На краниограмме во фронталь­ной проекции визуализируется линей­ное просветление – линия перелома правой теменной кости. При клиниче­ском осмотре определяется подкожная гематома в правой теменной области.

Черепно-мозговые травмы: опасность, последствия, лечение

Черепно-мозговые травмы: опасность, последствия, лечение

Среди всех травм головного мозга сотрясение занимает первое место. Причем у женщин оно встречается чаще. Хотя, может быть, они обращаются за профессиональной помощью чаще мужчин.

Казалось бы, нашему головному мозгу мало что угрожает, ведь он защищен, как ни один другой орган. Его омывает специальная жидкость, которая не только обеспечивает мозгу дополнительное питание, но и служит своеобразным амортизатором. Мозг покрыт несколькими оболочками. В конце концов, он надежно «спрятан» в черепе. Тем не менее, травмы головы очень часто заканчиваются для человека серьезными проблемами с мозгом.

Все черепно-мозговые травмы делятся на открытые и закрытые. Открытыми называются травмы, при которых повреждаются мягкие ткани головы (кожа, подкожная клетчатка, фасции) и кости черепа. Закрытые травмы — несколько менее опасные, но все равно неприятные. Их, в свою очередь, разделяют на сотрясение головного мозга , его ушиб и сдавление. Среди всех травм головного мозга сотрясение занимает по частоте первое место. Причем, по наблюдению травматологов, у женщин оно встречается чаще. Хотя, может быть, они просто обращаются за профессиональной помощью чаще мужчин.

Читайте также: Нейрореабилитация: начать жить заново

Причины

Сотрясение мозга может произойти в результате ударов, ушибов и резких движений: ускорений или замедлений, например, при падении. Причинами сотрясения обычно являются дорожно-транспортные происшествия, бытовые, спортивные и производственные травмы, а также травмы, полученные в результате уличных драк.

Что происходит?

Что именно происходит в результате сотрясения с нашим мозгом, медики пока затрудняются однозначно ответить. Ведь если исследовать травмированный мозг с помощью компьютерной томографии, то практически никаких органических нарушений выявить не удастся. Вероятнее всего, в результате сотрясения возникают определенные проблемы с работой нервных клеток мозга. При этом может ухудшиться их питание, появиться легкое смещение слоев мозговой ткани и разладиться связь между некоторыми мозговыми центрами.

От тяжелого сотрясения могут разорваться кровеносные сосуды, серьезно травмироваться определенные участки мозга. Главная опасность при черепно-мозговых травмах — внутричерепное кровотечение, так как вытекшая кровь способна сдавливать и пропитывать мозговые структуры, нарушая их работо- и жизнеспособность. Кроме того, травма может привести к другому грозному осложнению — отёку мозга. Особенно тяжело протекают травмы мозга, осложненные шоком, и травмы, затрагивающие ствол мозга, где регулируются дыхание и кровяное давление.

Как распознать?

После полученной травмы человек зачастую теряет сознание. Это может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. Время, проведенное в этом состоянии, может являться одним из показателей тяжести сотрясения. Крайняя степень потери сознания — кома.

При сотрясении мозга человек зачастую не понимает, где он, что произошло, и с трудом узнает окружающих его людей. Еще одним важным признаком, по которому можно судить о тяжести повреждения мозга, является утрата памяти: помнит ли человек момент травмы, и если нет, то насколько большой кусок времени до травмы выпал из его памяти. Чем больше провал памяти, тем серьезнее травма.

Когда пострадавший приходит в себя, его может тошнить и рвать. Нередко он бледнеет, у него кружится и болит голова, шумит в ушах, ему сложно сфокусировать взгляд, дыхание становится частым, а пульс скачет. В первые часы после сотрясения мозга у пострадавшего расширены или сужены зрачки — черепно-мозговая травма любой степени тяжести приводит к нарушению нервных путей, ответственных за работу глаз. Наверняка в кино вы не раз видели, как при осмотре человека, находящегося без сознания, врач направляет луч фонарика в глаза пострадавшего. Делается это для определения реакции зрачков. При легком сотрясении мозга зрачки реагируют на свет, но вяло, а при тяжелом реакция отсутствует вовсе. При этом расширение только одного из зрачков и отсутствие реакции у второго является грозным симптомом и может говорить о тяжелом повреждении одного из полушарий мозга.

Что делать?

При подозрении на сотрясение мозга необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Для начала надо обеспечить человеку полный покой, уложить его на кровать в тихой затемненной комнате. Голову лучше слегка приподнять. Очень полезно прикладывать к голове холодные компрессы. Много пить при сотрясении мозга не рекомендуется. Если пострадавшего мучает жажда, приготовьте ему сладкий чай. Алкоголь ему строго противопоказан!

И, разумеется, обязательно вызовите врача, поскольку не исключено, что повреждение мозга более тяжелое, чем кажется на первый взгляд. Если пациент находится в шоке, до приезда «Скорой» внимательно следите за его дыханием и давлением. В экстренных случаях начинайте делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Диагноз

С сотрясением мозга нужно обращаться к врачу-травматологу. Он осмотрит и опросит больного, проверит рефлексы, назначит рентгенографию черепа и при подозрении на более сложное повреждение мозга направит на консультацию к неврологу. Там больного ждет полномасштабная проверка: электроэнцефалография (ЭЭГ), эхоэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография мозга, допплерография сосудов головного мозга, спинномозговая пункция. Чтобы исключить проблемы с позвоночником, может потребоваться магнитно-резонансная томография позвоночника.

Лечение

Больные с сотрясением мозга должны соблюдать постельный режим как минимум несколько дней. При этом нельзя читать, слушать громкую музыку и смотреть телевизор. Необходимо выполнять все указания врача, аккуратно принимать назначенные им лекарства. При сотрясении общее состояние пострадавших обычно нормализуется в течение первой, реже — второй недели после травмы.

Необходимо помнить, что у человека, перенесшего даже легкое сотрясение мозга, может развиться посттравматический невроз или другие, более серьезные осложнения, например, эпилепсия. Поэтому через некоторое время после выздоровления обязательно следует посетить невропатолога и пройти электроэнцефалографию. Лечение более серьезных черепно-мозговых травм зависит от их тяжести. В некоторых осложненных случаях может потребоваться помощь нейрохирургов.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Зеленые слизистые выделения из носа у ребенка симптомы и лечение
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector