Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки сотрясения головного мозга у грудничка и ребенка от 1 года, лечение в домашних условиях

Признаки сотрясения головного мозга у грудничка и ребенка от 1 года, лечение в домашних условиях

Сотрясение головного мозга – одна из самых распространенных детских травм, которая возникает в результате их чрезмерной активности. Малыши настолько спешат познать мир, что иногда даже самые внимательные мамы и папы не могут за ними уследить.

Если рассматривать детские травмы в общем, то сотрясение мозга занимает лидирующее место среди них. Внешне его определить нелегко, ведь особых признаков у него нет (шишки, синяки и отеки не в счет). Учитывая то, что сотрясение мозга – это все-таки травма, то ребенок, получивший ее, требует немедленной госпитализации. Именно поэтому взрослые должны уметь распознать сотрясение мозга у своего малыша и знать, к какому из врачей его отвезти.

Сотрясения головного мозга – травма, которая требует медицинского лечения, поэтому родители должны уметь определить ее симптомы

Причины сотрясения головного мозга

45% детей, получивших черепно-мозговую травму (ЧМТ) – это школьники, 25% – грудные дети, 20% – дошкольники, 8% – малыши ясельного возраста и 2% – новорожденные. Причины травмирования черепа зависят от того, к какой возрастной группе относится малыш. Родители должны знать о вероятных рисках, чтобы избежать опасных ситуаций. Рассмотрим более подробно причины сотрясения мозга у детей:

  • Чрезмерная родительская беспечность и невнимательность – вот основные причины, по которым груднички могут получить сотрясение головного мозга. Если малыши падают с диванов, пеленальных столиков, рук родителей, выпадают из детских кроваток и колясок, то в результате таких “полетов” происходит травмирование головного мозга. Когда родителям нужно отлучиться, маленького ребенка необходимо оставить в манеже или кровати с бортами, откуда он не сможет упасть (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок упал с кровати в 7 месяцев?).
  • Некоторые малыши в 1 годик уже умеют ходить, а другие еще только учатся этому искусству. В этом возрасте основной причиной ЧМТ являются частые падения на пол. Высота таких падений приравнивается к росту младенца.
  • По мере взросления дети стремятся узнать как можно больше об окружающем мире. Для этого они “покоряют вершины” в прямом смысле этого слова. Они уже умеют забираться на лестницы, заборы, окна, крыши, деревья, горки, и т.д. То есть высота падения становится больше, а возможная травма – серьезнее.
  • Дошкольники могут травмировать голову путем внезапного ускорения или резкой остановки. В науке такое состояние называется “синдромом встряхнутого ребенка”. Причиной сотрясения мозга может послужить и насильственное обращение с малышом, сильное раскручивание на качелях, необдуманные прыжки с большой высоты, езда на велосипеде без шлема.

  • Наиболее часто с сотрясением головного мозга в травмпункты поступают дети школьного возраста. Такая тенденция связана с тем, что школьники постоянно контактируют друг с другом, и при малейшем расхождении взглядов проблему решают с помощью кулаков. Кроме того, они могут травмироваться во время бега, прыжков, активных занятий физкультурой и спортом.

Три степени тяжести сотрясения мозга

В медицине различают три степени тяжести травмирования головного мозга:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

Для первой степени сотрясения характерно полное отсутствие каких-либо симптомов. Если же они и проявятся, то будут иметь слабовыраженную форму и в течении ближайших 30 минут пройдут самостоятельно. Это может быть либо легкое головокружение, либо слабая головная боль без потери сознания. Эта степень травмирования мозга головы считается самой легкой, поэтому терапия в большинстве случаев не нужна. Несмотря на это, ребенок не должен остаться без осмотра квалифицированного врача.

Сотрясение мозга второй степени выражено незначительными ушибами мозга и легким повреждением костей свода черепа. У ребенка, получившего подобную травму, может болеть и кружиться голова. Его может тошнить, а иногда даже рвать. Малыш дезориентируется в пространстве. Все эти симптомы не проходят через время, как при первой степени, ребенок постоянно находится в сознании. Осмотр врача в данном случае обязателен.

При ушибе мозга и повреждении костей свода черепа у ребенка будет болеть и кружиться голова

Сотрясение третей степени – серьезная травма головного мозга, которой характерны гематомы, сдавливающие мозг, и переломы костей основания черепа. Все это очень опасно и грозит впадением в кому. Кроме того, сильный ушиб головного мозга часто становится причиной сбоев в работе всех систем организма ребенка. Данной степени ЧМТ характерны следующие проявления:

  • обморок длительностью более 15 минут;
  • нарушение речи, слуха и зрения;
  • амнезия;
  • слабое и редкое дыхание;
  • расширение зрачков;
  • нарушение функции глотания;
  • гипертония;
  • учащение пульса;
  • повышение температуры;
  • возможно кровотечение из уха.

Симптомы у детей разного возраста

Если сравнивать сотрясение мозга у взрослого человека и у ребенка, то можно увидеть, что одинаковая травма у них проявляется по-разному. Такое отличие связано с особенностями строения головного мозга у детей.

Признаки сотрясения у новорожденного и грудничка

Основные симптомы, которые говорят о том, что у новорожденного или у грудничка сотрясение головного мозга:

  • потеря сознания;
  • отказ от еды;
  • частое срыгивание после кормления;
  • повышенная температура тела;
  • рвота;
  • вялость и сонливость или, наоборот, перевозбуждение и беспокойство;
  • нарушение сна;
  • подергивание мышц на конечностях;
  • бледность лица или покрытие его красными пятнами.

Любой из признаков может проявиться лишь на следующий день после травмирования. Кроме того, ребенок может начать плакать спустя некоторое время после ушиба. Такая картина объясняется кратковременной потерей сознания, которая длится доли секунды, из-за чего остается незамеченной.

Область головы у грудничка наиболее подверженная ушибам

Стоит помнить, что даже легкая травма головы является весомым основанием для того, чтобы отвезти ребенка к врачу.

Симптомы у детей от 1 до 3 лет

В этот период еще не все детки умеют разговаривать, а значит рассказать о своих ощущениях у них не получится. Несмотря на это, внимательные родители могут сразу заметить нехарактерное поведение ребенка. Основные признаки того, что у ребенка, которому еще не выполнилось 3 года, сотрясение мозга, следующие:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • частая рвота;
  • изменение цвета кожи лица;
  • нестабильный пульс и показатели артериального давления;
  • дезориентация в пространстве;
  • отказ от еды;
  • боли в области пупка;
  • повышение температуры;
  • плохой сон;
  • капризность.

ЧМТ может дать о себе знать посредством одного симптома или же целым их комплексом. Для этого родителям нужно понаблюдать за ребенком определенное время.

Признаки сотрясения в старшем возрасте

Выявить ЧМТ у ребенка, которому уже исполнилось 4, 5 и более лет намного проще, чем у годовалого или новорожденного, так как он уже сам способен рассказать, что и где болит. Травмы головы в этом возрасте проявляются следующим образом:

  • временная потеря сознания;
  • частичная потеря памяти (малыш не помнит того, что было до травмирования головы);
  • головные боли и головокружение;
  • появление рвотного рефлекса;
  • постоянная тошнота;
  • бледность;
  • замедленная реакция малыша на окружающих его людей;
  • сильная слабость в теле;
  • гипотония;
  • нарушения сердцебиения.

Первая помощь в ожидании врача

До приезда врача малышу следует оказать первую медицинскую помощь, выполняя такие действия:

  1. если малыш без сознания, его нужно положить на правый бок, при этом левую руку и ногу согнуть под прямым углом (такое положение тела обеспечит правильное дыхание);
  2. проверить сердцебиение и дыхание;
  3. измерить пульс;
  4. в случае угрозы жизни принять реанимационные меры;
  5. осмотреть пострадавшего с целью выявления ушибов или переломов;
  6. при наличии Хлоргексидина провести обработку ран раствором;
  7. к месту ушиба приложить мокрое холодное полотенце или лед;
  8. узнать подробности случившегося у очевидцев;
  9. если малыш в сознании, ему нужно обеспечить горизонтальное положение тела, укрыть теплым пледом, расспросить малыша о том, что и где у него болит.

Нужно позаботиться о том, чтобы малыш не заснул до приезда врача, так как сон может усугубить его состояние. Активные игры, как и болеутоляющие препараты, больному пока что противопоказаны. Последние должен назначить доктор после осмотра малыша.

Диагностика ЧМТ

Для того, чтобы диагностировать у ребенка сотрясение головного мозга, врач назначает:

  • осмотр у детского педиатра и невролога;
  • общий анализ крови и мочи;
  • исследование офтальмологом глазного дна;
  • КТ или МРТ мозга (методы дают возможность исключить сотрясение третьей степени тяжести);
  • рентген (чтобы исключить наличие переломов костей черепа);
  • УЗИ (для оценки состояния головного мозга);
  • нейросонография (назначается малышам от 0 до 2 лет для выявления отеков, кровоизлияний, гематом);
  • эхоэнцефалография (применяется у детей старшего возраста для обнаружения возможных смещений, свидетельствующих о наличии опухолей и гематом) (рекомендуем прочитать: как делается эхоэнцефалография головного мозга у детей?);
  • электроэнцефалография (исследование активности головного мозга);
  • люмбальная пункция (забор околомозговой жидкости).

Из всех вышеперечисленных процедур энцефалография и люмбальная пункция являются дополнительными. Они используются не во всех случаях.

Лечение ребенка

После постановки диагноза доктор решает, что делать с малышом дальше: госпитализировать его или разрешить лечение в домашних условиях. Как правило, детей до 6 лет лечат стационарно. Это связано с тем, что есть риск развития таких осложнений, как отеки, гематомы, судороги. Если это случится в домашних условиях, родители не смогут оказать ребенку необходимую помощь.

Читать еще:  Пищевая аллергия у ребенка 2 лет симптомы и лечение

Терапия в больнице с использованием медикаментов

В условиях стационара малышу, получившему сотрясение мозга, проводится медикаментозное лечение с использованием таких групп препаратов:

  • мочегонные;
  • обезболивающие;
  • ноотропные;
  • успокоительные;
  • противоаллергические;
  • калийсодержащие;
  • от приступов тошноты;
  • витамины.

  1. Мочегонные препараты помогают избежать отека головного мозга. К таковым относятся Фуросемид и Диакарб (рекомендуем прочитать: в каких случаях детям прописывают Диакарб?).
  2. Параллельно с препаратами этой группы выписываются калийсодержащие средства – Панангин, Аспаркам.
  3. Ноотропные препараты – Пирацетам, Кавинтон – активизируют поступление в мозг питательных веществ, а также способствуют улучшению в нем кровообращения.
  4. В качестве успокоительного средства обычно используется настой валерианы или Фенозепам.
  5. Для облегчения состояния ребенка и устранения у него болезненных ощущений применяются такие анальгетики, как Баралгин или Седалгин.
  6. Чтобы избавиться от приступов тошноты, используется Церукал.
  7. Витамины и противоаллергические препараты – Фенистил, Диазолин, Супрастин – назначаются для скорейшего выздоровления.

Лечение в домашних условиях

Если лечение в стационаре принесло положительные результаты, и ребенок стал чувствовать себя лучше, его могут выписать домой, но с тем условием, что родители будут соблюдать следующие рекомендации:

  • малыш не должен смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;
  • яркий и солнечный свет не должны воздействовать на больного;
  • ребенок обязан как можно меньше двигаться;
  • требуется соблюдать постельный режим после выписки из больницы нужно не менее 7 дней;
  • необходимо исключить ситуации, провоцирующие у ребенка истерику;
  • важно строго соблюдать прием лекарственных препаратов.

Осложнения после сотрясения мозга

Они могут возникнуть спустя 1, 2 или 12 месяцев, или даже через 10 лет. Все зависит от степени тяжести травмы и от индивидуальных особенностей организма ребенка. Самыми распространенными осложнениями ЧМТ являются:

  • раздражительность;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • утомляемость;
  • склонность к депрессивным состояниям;
  • зависимость от погоды;
  • нарушение сна;
  • появление страхов;
  • повышенная чувствительность к инфекциям;
  • приступы эпилепсии;
  • головные боли и головокружения;
  • галлюцинации;
  • нарушения памяти и речи.

Последствий можно избежать, если потерпевшему своевременно оказать медицинскую помощь и назначить правильное лечение. Если все же начал проявляться хоть один из вышеперечисленных симптомов, необходимо обязательно показать малыша врачу.

Можно ли вылечить сотрясение мозга домашними средствами?

сотрясение мозга

При возникновении сотрясения мозга происходит нарушение его деятельности, которое может быть кратковременным или длительным. Зачастую большинство случаев травм головы приводит к сотрясению, что в свою очередь влечет за собой потерю связей между центрами головного мозга и нарушению питания нервных клеток. Это может выражаться в микротрещинах и разрывах, однако увидеть их при помощи современно аппаратуры практически невозможно.

Закрытые черепно-мозговые травмы могут быть легкими или тяжелыми. В последнем случае серьезность нарушения может быть значительной, поскольку характеризуется значительными разрывами сосудов и повреждению отдельных участков мозга. Первой реакцией организма на такое состояние, как правило, является потеря сознания. Чаще всего, когда человек приходит в себя, он не помнит, что случилось, а иногда может даже не узнавать окружающих людей.

Ситуаций, в которых может быть получено сотрясение мозга, великое множество: ДТП, производственные или бытовые травмы, спортивные удары и сотрясения. И хотя головной мозг защищен лучше других органов, ведь кроме твердой оболочки черепа внутри находится жидкость, которая выполняет функцию питания и смягчения ударов, все же от значительных ушибов он может серьезно пострадать.

признаки сотрясения

Чтобы диагностировать у себя сотрясение мозга, человеку или его окружающим важно знать симптомы, в которых могут проявляться нарушения. Первыми признаками может быть головная боль и тошнота. Частичная потеря памяти может свидетельствовать о серьезном нарушении и степени тяжести сотрясения. Всего различают три степени тяжести – от легкой, первой, до самой сложной, третьей степени.

Третья степень сотрясения обычно характеризуется длительной потерей сознания Две первые могут проявляться сонливостью, потерей сил, тошнотой и рвотой, нарушением координации, судорогами, туманностью сознания и путаностью речи.

При появлении любых симптомов или признаков сотрясения мозга, необходимо немедленно обратиться к врачу для квалифицированной диагностики. Для подтверждения диагноза врач должен сделать снимок головного мозга – рентген или компьютерную томографию. Если обследование подтвердило диагноз, врач назначит необходимое лечение.

Традиционное медикаментозное лечение

Для лечения сотрясения мозга, в первую очередь, необходима полная госпитализация пациента с назначением и соблюдением постельного режима. Действие лекарственных препаратов, которые назначаются сразу, должно облегчить боль и устранить головокружение, а также успокоить организм и обладать снотворным эффектом. Покой – это то, в чем сейчас головной мозг нуждается более всего.

Дальнейший прием медикаментов направлен на восстановление функций мозга, активизацию обмена веществ в клетках, нормализацию работы сосудов. Специальная диета в процессе лечения назначается с целью обогащения организма витаминами и полезными микроэлементами.

Немаловажным фактором восстановительного периода является контроль состояния пациента со стороны невропатолога, чтобы не пропустить осложнения после сотрясения и предотвратить появление посттравматического невроза.

Лечение народными средствами и методами

Когда медикаментозное лечение закончено, можно помогать организму, и в частности головному мозгу, восстанавливаться после сотрясения. Для этого пациенту нужно принимать различные отвары трав и растений, которые благоприятно воздействуют на деятельность головного мозга, восстанавливая работу клеток и нервных окончаний. Преимущество такого лечения в том, что длительность его может быть от нескольких месяцев до полугода, то есть реабилитационный процесс будет протекать медленно и комфортно для нервной системы и головного мозга.

Отвары

Рецептов таких отваров существует довольно много. Большинство ингредиентов, которые добавляются в отвары, можно приобрести в аптеке, где они продаются очищенными и специально обработанными.

головная боль

  • Хорошим средством, стимулирующим восстановление функций мозга, является тимьян. Чтобы приготовить отвар из него, нужно взять 1 ст.л. травы, довести до кипения в 400 мл воды и снять с огня. Когда отвар остынет, его следует принимать перед едой по 100 мл за один раз.
  • Для следующего отвара нужно взять листья мирта 10г и цветы арники 20г, залив стаканом кипятка, дать настояться несколько часов. Когда отвар готов, его лучше процедить и пить пред едой по 1 ст.л.
  • Для приготовления следующего отвара нужно взять в равных количествах по 20г цветков ромашки, коры крушины, корня валерианы, мелиссы, а также по 10г листьев мяты и шишек хмеля. Все ингредиенты заливаются кипятком 400мл и настаиваются 15-20 минут под крышкой. Когда отвар остынет, его можно принимать по несколько глотков 7 раз в день, один из которых – обязательно перед сном.
  • Проверенным средством лечения является настойка, для которой необходимо взять мяту, пустырник, омелу в равных количества по 100г и листья мелиссы 75г, залить все составляющие кипятком 400мл и дать настояться. После того как настойка остынет, ее нужно процедить и принимать по половине стакана четыре раза в день.
  • Для приготовления отвара из зверобоя, 2 ч.л. измельченного сухого растения нужно залить стаканом воды и довести до кипения. Принимается отвар по половине стакана три раза в день.
  • Хорошим средством является отвар, в который входит большое количество ингредиентов. Для приготовления нужно смешать по 40г травы пастушьей сумки, омелы и травы тысячелистника, а также по 20г травы хвоща полевого, чабреца и дубровника черного. Все травы перемешиваются и заливаются кипятком в количество 1л. Когда отвар настоится, его следует процедить и принимать небольшими частями на протяжении всего дня.

Кроме отваров хорошим вспомогательным средством лечения сотрясения головного мозга в домашних условиях могут быть спиртовые настойки. Хотя врачи рекомендуют продолжить такое лечение после проведения основного курса, как часть реабилитационного периода, чтобы не усугубить нарушения в коре головного мозга употреблением алкоголя. Кроме того, важно соблюдать рекомендуемые дозы любой настойки и не превышать норму.

Настойки

Рецептов эффективных настоек тоже существует немало:

сотрясение мозга

  1. Для приготовления первой настойки, необходимо взять корень аралии маньчжурской, измельчить его и залить спиртом (примерно 400-500мл). Лекарство должно настояться хотя бы две недели, после чего настойку необходимо отжать. Принимать 15-20 капель, разбавленный в столовой ложке кипяченой воды до еды.
  2. Еще одна настойка готовится на основе марьина корня, который также измельчается и заливается спиртом в пропорции 1:10. Смесь должна постоять в темном месте 8-10 дней, после чего процеженную настойку можно принимать перед едой по одной чайной ложке.
  3. Еще одну настойку можно сделать из готовых препаратов, продающихся в аптеке: это спиртовая настойка боярышника и настойка прополиса. Их необходимо смешать в равных пропорциях и принимать по 25 капель получившейся смеси два раза в день.
Читать еще:  У ребенка течет из носа прозрачная жидкость лечение в домашних

Хорошим средством, восстанавливающим функцию мозга, является пчелиная пыльца. Врачи рекомендуют добавить ее в процесс лечения сотрясения и принимать по половинке чайной ложки 3-4 раза в день. После месяца приема пчелиной пыльцы, можно сделать перерыв на несколько недель, а затем повторить курс.

Прополис также обладает целительными свойствами для головного мозга. Чтобы приготовить лекарство, нужно взять спиртовую настойку прополиса и настойку боярышника, смешать их и принимать два раза в день по 20 капель.

В процессе лечения сотрясения мозга важно много гулять на свежем воздухе, ограничить просмотр телевизора и работу за компьютером. Отдых и покой в сочетании с грамотным лечением восстановят функции головного мозга и нервной системы без каких-либо последствий.

Даша Друзьяк получила второе сотрясение мозга

Участница «ДОМа−2» вновь оказалась в больнице. Даша Друзьяк рассказала Dom2Life.ru, что Андрей Шабарин в очередной раз поднял на нее руку и нанес тяжелые физические увечья. Теперь девушка намерена получить от жестокого мужчины как минимум материальную компенсацию.

Даша Друзьяк Фото: «Инстаграм»

Не успела Даша Друзьяк оправиться от первого сотрясения мозга, как получила второе. Причем, виновником очередного попадания в больницу снова стал Андрей Шабарин. Блондинка в подробностях рассказала Dom2Life.ru, что произошло.

«После того, как я рассказала все договорники Шабарина, он затаил месть и начал меня оскорблять, унижать. Я первое время не реагировала, думала, человек успокоится. Но потом настал момент, когда я не сдержалась и высказала ему все, что думаю.

Я перенесла одно сотрясение головного мозга, а Андрей опять меня избил, ударил по голове по тому же месту, что и в первый раз… У меня опять сотрясение, ушиб мягких тканей левой височной доли. Скорая помощь увезла меня с Поляны. Боли в голове, головокружение, потемнение в глазах, кратковременная потеря сознания, тошнота и рвота. Меня всю трясло, я потеряла сознание…

Андрей плакал, его трясло. Он стоял передо мной на коленях, просил, чтобы я не писала на него заявление, так как он не хочет испортить себе репутацию, проблем с законом… Я пошла ему на встречу, но человек даже не почувствовал никакой вины», — заявила Даша.

ЛИСТАЙТЕ ГАЛЕРЕЮ!

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Участница «ДОМа-2» вновь оказалась в больнице.

Что диагностировали врачи?

Меня увезли в больницу, где доктор дал направление на госпитализацию и прописал новое лечение от сотрясения головного мозга. Ничему жизнь не учит людей.

Андрей очень опасен. Это все идет из детства. Он сам рассказывал, как отец избивал мать, как его били. Человек — это сосуд. Хочешь узнать, чем он наполнен, опрокинь его и увидишь. Так вот, Андрей наполнен насилием.

Он извинился перед тобой, когда тебе поставили такой диагноз?

Я считаю, что он обязан оказать материальную помощь за нанесенный мне вред. Мне нужны лекарства на восстановление. Это не пройдет бесследно для него! Он мне еще сказал, что он мне поможет, когда я извинюсь. А за что я должна извинять? За то, что он избил меня и за сотрясение головного мозга?

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Профилактика расстройств зрения у детей

Организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особенное внимание.
Прежде чем представить, как развивается орган зрения по мере взросления ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у него зрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: благодаря чему мы видим окружающий мир и как это происходит?
Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительного анализатора.
Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга.
Глазное яблоко через свою переднюю прозрачную часть — роговицу пропускает отраженные от предметов лучи света и фокусирует на своей внутренней оболочке — сетчатке, где под их воздействием происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия, несущая зрительную информацию. Эта энергия в виде нервного возбуждения по проводящим путям направляется в кору головного мозга, где и происходит формирование зрительного образа.
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора “работают” гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда краски, например, тускнеют, блекнут или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные “завесы” перед глазами и т.д. — это значит произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Близорукость (миопия) — большей частью наследственно обусловленное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр с компьютером), вследствие нарушения кровообращения, происходят дистрофические изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи, требующее коррекции очками или контактными линзами.
Первые признаки миопии: понижение зрения вдаль, улучшающееся при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Рекомендации по ношению очков при близорукости определяются врачом-офтальмологом индивидуально в каждом конкретном случае: при близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки обычно не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только для дали, а при близорукости (миопии) более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние — особенность строения глазного яблока, например короткий глаз.
Первые признаки проявления дальнозоркости: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, их покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Правильный режим зрительного труда и систематические тренировки зрения позволяют значительно отодвинуть срок проявления дальнозоркости и пользования очками.
Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально, по показаниям, в каждом конкретном случае. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи.
Для профилактики осложнений косоглазия очки назначаются с раннего возраста, буквально с первого года жизни, и для постоянного ношения.

Астигматизм — особый вид оптического строения глаза.
Явление это врожденного или приобретенного характера, обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы.
Первые признаки болезни связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. В этом случае необходима коррекция очками и гимнастика глаз. Наряду с очками для коррекции зрения в ряде случаев могут использоваться контактные линзы, которые являются разновидностью одного и того же метода улучшения зрения — оптической коррекции. В упрощенном виде контактные линзы — это очки, надеваемые под веки непосредственно на роговицу, что создает очевидные удобства.
Однако, неправильное ношение, некачественная гигиена и непереносимость линз, а также воспалительные заболевания глаз могут послужить причиной специфических глазных болезней. Поэтому вопрос о выборе метода оптической коррекции необходимо согласовать с врачом-офтальмологом.
Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно и изолируют глаз от действия света и каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.
Слезы способствуют прозрачности роговицы, а также смывают с поверхности глаза и век попавшие туда инородные тела — соринки, пыль и т.д. В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы.
Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).
В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействует определенный распорядок жизни и устранение таких неблагоприятных факторов как напряженная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточна освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели).
Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.
Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Этот процесс особенно интенсивно протекает в период от 1-го до 5-ти лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.
Сказывается это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма) формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.
Однако, в возрасте от 3-х до 7-ми лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.
Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Совершенно очевидно, что нарушение остроты зрения у этих детей приобретено не в школе, а появилось уже в дошкольном возрасте.
Уместно в данном случае также отметить повсеместное увлечение родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, что приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.
Поэтому необходимо самое пристальное внимание к зрению детей и максимальное расширение профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях.
Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.
Поэтому, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.
Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
Если Вы хотите улучшить зрение ребенка, то подберите ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
Занимайтесь профилактикой неправильных зрительных привычек у своих детей начиная с 2-х-3-х лет. Учите их периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры для Вашего ребенка в привычку.

Читать еще:  Кашель при трахеите у ребенка лечение без температуры

Обучите своего ребенка правильным методам просмотра кинофильмов, телепередач и занятия с компьютером, ибо при длительном просмотре или занятиях они оказывают неблагоприятное влияние на зрение.
Дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
Традиционно подобные рекомендации заканчиваются гигиеной освещения во время зрительной работы. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.
Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела — не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным.
Лучший способ избежать глазных болезней у детей — это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет — 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет — 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.
Однако, между посещениями врача Вы можете сами установить первые признаки нарушения зрения у ребенка.
Обратите внимание, как смотрит Ваш ребенок, особенно после дневного сна. Если один его глаз открывается не полностью, если для того, чтобы посмотреть на Вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, — у Вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения.
В теплое время года последите, с какой стороны лица ребенок загорел больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны чаще подставляет лицо солнцу и оно больше загорает со стороны слабого глаза.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость.
Советуем Вам держать тесный контакт с лечащим врачом и исправно выполнять все требования, особенно касающиеся тренировочных упражнений.
Если ребенок во время выполнения упражнения трет глаза, то попросите его некоторое время глубоко дышать через нос, сказав, что это отгоняет от глаз пылинки.
Назначение очков не должно стать причиной паники и пессимизма. В целом ряде случаев своевременное использование очков является экстренной и действенной профилактикой зрительных расстройств.
Очки могут приносить вред, только когда они неправильно подобраны. Чаще это бывает при пользовании чужими очками или приобретении очков без консультации окулиста.
Очень важно, чтобы поверхность стекол была чистой, т.к. даже правильно подобранные, но грязные стекла ухудшают зрение и утомляют глаза. Поэтому, перед пользованием очками, нужно протереть стекла кусочком замши, байки или просто чистым носовым платком. Носить очки нужно в футляре, что предохраняет стекла от загрязнений и царапин.
Новые или впервые применяемые очки требуют привыкания, которое наступает в течение 2-х недель.
Прошло то время, когда дети стеснялись носить очки. Сейчас промышленность выпускает красивые и разнообразные оправы для очков, и всегда можно выбрать такую, которая сделает лицо ребенка привлекательным.

Если у ребенка один глаз слабее другого и ему предписано врачом для профилактики и лечения косоглазия ношение повязки поверх сильного глаза, то постарайтесь, чтобы у ребенка не развивался комплекс неполноценности. Надевайте повязку лишь в определенные часы, когда у Вас есть время поиграть с ним, а сама игра не требует от него высокой остроты зрения. Лучшее время для таких игр — после утреннего туалета и обеденного сна.
Если у Вашего ребенка нарушено зрение, то при поступлении в школу попросите учителя посадить его в классе достаточно близко к доске, в первом ряду от окон, чтобы он смог смотреть без напряжения и, если это возможно без очков. Попросите также, чтобы ребенку разрешили время от времени смотреть в окно, чтобы сменить взгляд с ближнего на дальний предмет.
Постарайтесь получить от учителей разрешение делать детям с плохим зрением зрительные упражнения во время урока (в течение 30-60 сек) и перемены. Помимо улучшения зрения это положительно скажется на запоминании услышанного и, как следствие этого, на успеваемость учеников.
При высокой степени близорукости (более 6,0 диоптрий) противопоказаны все виды спорта, связанные с ударами и сотрясениями тела и головы: прыжки, бокс, борьба, мото- и автоспорт, конный спорт и др., т.к. близорукость высокой степени характеризуется слабостью оболочек глаза и при ударах или сотрясении может произойти отслоение оболочек друг от друга или их отрыв (разрыв).
И последнее, о чем необходимо сказать — это о так называемых “заразных” глазных заболеваниях и мерах профилактики при их выявлении.
“Заразными” являются инфекционные заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы), которые вызываются бактериями или вирусами. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.), части тела (руки, лицо), загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями больного.
Проявления данной группы заболеваний сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глазных яблок, светобоязнь и обильные выделения из глаз.
Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные носовые платки, полотенца, постельное белье и изоляция больного.
Если Вы, уважаемые родители, внимательно отнесетесь к нашим советам, то сможете многое сделать для охраны зрения Ваших детей, а значит для их будущей жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector