Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Золотые слова

Золотые слова

Нынешние малыши начинают говорить позже, чем в прежние годы

Фото: Фото с сайта woman.ru

Первый лепет, первые «ма», «па» — и буря эмоций. Дальше — больше. Однако бывает, что продвижение лексикона у крохи явно пробуксовывает. Медики констатируют: нынче задержка развития речи у детей стала чуть ли не массовым явлением. Современные малыши начинают говорить гораздо позже, чем в бытность, когда детьми были их родители. Отчего это происходит и что с этим делать, чтобы предотвратить возможные последствия?

Всему свое ли время

У иных родителей есть мнение, что придет свое время, и их молчун начнет болтать без умолку. Дескать, я тоже поздно заговорил, значит — в меня. В этом убеждении есть своя правота, но лишь отчасти. Как известно, в организме внезапно ничего не происходит. Специалисты говорят, что если следовать нормам, то в идеале трехлетний малыш должен изъясняться не отдельными словами, а фразами.

— Существуют определенные нормы развития ребенка в целом. Мы знаем, что в три месяца должен удерживать головку, в шесть — сидеть без поддержки, к году — ходить и так далее. Есть требования и к речи, — говорит логопед Мурманской детской поликлиники № 4 Надежда Шарапова. — В год и два месяца словарный запас должен составлять около десяти слов. Так называемый лепетный словарь, или, как его еще называют, словарь нянек: мама, папа, бай-бай вместо спи, би-би — машина. Родителям, которые считают, что ребенок начинает говорить в три года, должна сказать, что это миф. К этому возрасту уже должна быть сформирована фразовая речь. Ребенок должен объяснять свои потребности словами, соединяя их в предложения: мама, дай, идем гулять. Например, девочка, 1 год и 8 месяцев, разговаривает уже довольно развернутыми фразами, при этом у нее сформирована не только коммуникативная функция речи, но и планирущая. Увидев, что пошел снег, она говорила: «Ой, мы сейчас возьмем санки и пойдем кататься!». Конечно, имеет значение индивидуальность, но общие тенденции все равно должны быть. Ведь, если в год ребенок не ходит, значит, что-то не то. Так и с речью — родители должны обратить внимание: если в два года ребенок не говорит, нужно насторожиться.

Но вот что примечательно — нынче мы постоянно окружены разнообразным звуковым фоном, исходящим с экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов, плюс многие стремятся как можно раньше отвести дитя в центр раннего развития, и, казалось бы, какая может быть задержка речевого развития с нынешними возможностями коммуникативности. Парадокс? Оказывается — нет.

Нужно больше общаться

«Задержка речевого развития» — согласитесь, звучит пугающе, по меньшей мере, услышать такое о своем чаде неприятно, больно, обидно. Но без паники. Не стоит пугаться и воспринимать как некую недоразвитость. Если заговорил позже трех лет, это еще не значит, что у него возникнут какие-то проблемы в будущем. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но только в том случае, если ему быстро помочь. Специалисты подчеркивают, что если есть проблема, то после трех лет счет идет уже на месяцы, и каждый упущенный для исправления ситуации может обернуться большими сложностями.

— За годы моей практики заметно увеличилось количество детей с задержкой развития речи, тяжелыми формами нарушения ее звуковой стороны. Еще 20 лет назад приходилось уговаривать родителей приводить детей в логопедическую группу детсада. Теперь в такие группы очередь, потому что их стало не хватать. Задержка речевого развития может быть связана с тремя главными причинами: генетической, болезнью матери и, соответственно, особенностью внутриутробного развития плода и недостаточное общение с ребенком, — поясняет Надежда Шарапова.

— Конечно, мы не отметаем генетический фактор: если кто-то из родителей заговорил поздно, есть вероятность, что и его ребенок начнет говорить позднее и потом догонит сверстников, — говорит главврач Мурманской детской поликлиники № 4, детский невролог Светлана Белозерова. — Поэтому, когда такого ребенка приводят к врачу, собирается вся информация: какие были проблемы у мамы во время беременности, как шло развитие ребенка на первом году жизни, часто ли он болеет, есть ли проблемы с дыхательной системой, какие-то другие хронические заболевания. В этом случае ребенок будет получать помощь не только со стороны логопеда и родителей (они обязательно должны включиться в этот процесс), но и адекватное лечение, чтобы укрепить здоровье. Важно понимать: если ребенок развивается, то он должен постоянно удивлять — вчера еще умел говорить что-то одно, а сегодня выдал совершенно новое, чего от него не ожидали. Если не удивляет или удивляет неприятно по сравнению с другими детьми, то это уже повод обратиться к специалисту. Сейчас детские медучреждения нацелены не только на лечебный процесс, но и профилактический. Родители в курсе, что дети до года и старше (до 2 лет) и далее в определенные сроки должны посещать узких специалистов. В профилактических осмотрах логопедическая помощь не прописана, но она есть в поликлиниках. И даже с профилактической целью — есть ли у малыша проблема или нет — можно всегда поинтересоваться и получить необходимую консультацию у специалиста. Ведь речевое развитие дошкольника обязательно закладывает фундамент его успеваемости в школе.

Развитие речи прежде всего зависит от того, какой «материал» получил ребенок от родителей, то есть насколько они здоровы. Сейчас медицина шагнула далеко вперед, и если раньше действовал естественный отбор, то современные возможности позволяют сохранить беременности, которые лет 20-30 назад не могли быть выношены. Конечно, это здорово, но при этом реабилитация, укрепление здоровья требуется на протяжении всей жизни. Вторая проблема, которая все чаще возникает, психо-речевого развития — нехватка общения родителей с ребенком. С одной стороны, современные мамы и папы сейчас много уделяют внимания своим чадам: развлекают, наряжают, возят по разным странам мира. Однако рассказать сказку про теремок, порассуждать с малышом, как и почему все происходит — на это времени не находят. Лишь дают планшет с какой-нибудь развивающей, как они считают, игрой. При этом моторика у ребенка совершенно не развивается. А это прямая проекция на речевую зону. И если мама в период становления у ребенка слухового восприятия — с 8 месяцев до года — ребенку потешки не пела, гули-гули с ним не гулила, в 2,5 года не играла с ним на дудочке или каких-то других детских музыкальных инструментах, песни с ним не пропела, то у малыша зона мозга, отвечающая за слышание, развивается позднее. Поэтому, даже не имея речевой симптоматики, такой ребенок к четырем годам не выговаривает даже простые звуки, нечетко произносит гласные — например, почти нет разницы в произношении «о» и «у». Все это может услышать именно логопед, поэтому так важно обращаться именно к этому специалисту.

Читать еще:  Камень в желчном пузыре у ребенка лечение без операции

Нужно понимать, что чем больше мы занимается с ребенком лепкой, мозаикой — любым творчеством — и при этом разговариваем с ним, объясняем, тем больше шансов для толчка в его речевом развитии, чего не скажешь о детях, которые одним пальчиком часами водят по экрану планшета, — подчеркивает Светлана Белозерова.

В обнимку с «цифрой»

А можно ли наоборот — ускорить развитие речи? У медиков на этот счет есть свое мнение.

— Не вижу целесообразности в этом, — считает Надежда Шарапова. — Дело в том, что структуры мозга, которые отвечают за моторику, речь, интеллект, развиваются на определенных этапах, и ускорять их не стоит ранним обучением. То есть в четыре года плохо говорящего ребенка, слабо владеющего грамматикой русского языка, потому что еще просто не усвоена в силу возраста, не стоит отводить на курсы иностранного языка. Если у него хорошая память, то есть развит отдел мозга, отвечающий за запоминание информации, он действительно научится говорить на иностранном языке, но от этого лучше и чище говорить не будет. Это как в чердак складывать ненужные вещи. Примерно то же самое происходит и с памятью, в результате, что нужно, не можем запомнить, а ненужное постоянно пихаем на «чердак», а этого не стоит делать. Безусловно, все зависит прежде всего от центральной нервной системы, насколько в ней слаженно работают все ее механизмы, полушарные связи — то есть это неврология, нейропсихология, нейролингвистика.

Есть исследования, которые показали, что при нагрузке зрительного анализатора, — мы говорим именно о телевизоре, компьютере, а не о картинах в музее, — зоны мозга, которые отвечают за звук, блокируются.

— Звук для маленького ребенка является шумом, поэтому, когда мы в это время с ним разговариваем, ему и речь-то трудно воспринимать нормально, — говорит Светлана Белозерова. — Восприятие речи, ее развитие не происходит с помощью телевизора, планшета, компьютера. Нужно иметь в виду, что частота звуковых волн не воспринимается мозгом как человеческая речь. Сначала ребенка нужно научить воспринимать нашу обычную, межиндивидуальную речь, а лишь потом давать что-то смотреть, слушать с экранов электронной техники, когда они же понимают, что именно они слышат. С ребенком прежде всего нужно говорить!

Доказано:

Самым важным компонентом в развитии мозга является связь между ребенком и тем, кто рядом.

Для младенца, который только пробует фокусировать взгляд, нежное воркование с ним родных стимулирует соединения миллиардов нейронов мозга ребенка.

Чем больше родители разговаривают с детьми, тем выше показатель развития и будущей успеваемости в школе.

Полезно знать:

Во время длительного просмотра мультфильмов нейроны мозга ребенка простаивают — не развиваются мыслительные операции, так как информация не требует переработки. В нервных клетках образуется энзим, который разрушает недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин — изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).

Задержка речевого развития у ребенка: причины, симптомы, диагностика и лечение

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».

В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.

В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.

К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Симптомы

Родители должны забеспокоиться, если малыш:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту.

Причины

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого. Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.

Читать еще:  Причины шелушения кожи у новорожденных

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха; недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; нарушения зрения; поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте); травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры); алкоголизм родителей; наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Лечение

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств может включать лекарственную терапию. Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Лечение задержки психоречевого развития у детей в Киеве

Задержка психоречевого развития (сокращенно ЗПРР) — это не отдельное заболевание. ЗПРР можно описать как недостаточный темп развития психики и речи вследствие расстройства функционирования центральной нервной системы. Лечение задержки психоречевого развития у детей в Киеве направлено на улучшение психических функций (таких, как память, внимание, мышление и т.п.), развитие которых отстает от норм для данного возраста. ЗПРР является неврологической проблемой, которую можно исправить. Но если не обратиться за помощью как можно раньше, это может перейти в более тяжелое состояние — недоразвитие психики, когнитивную недостаточность или умственную отсталость.

Классификация ЗПРР

Международный классификатор болезней относит ЗПРР к основному диагнозу задержки психического развития (ЗПР):

  • Конституционного генеза.
    Определяется наследственностью, медленным развитием эмоциональной сферы.
  • Соматогенного генеза.
    Появляется в результате тяжелого заболевания, иногда — хронического.
  • Психогенного генеза.
    Возникает из-за влияния социально-психологических факторов, чрезвычайной заботы или отсутствия внимания.
  • Церебрально-органического генеза.
    Возникает из-за патологических нарушений развития мозга, которые часто появляются еще во время беременности.

Причины ЗПРР у детей

Существует много причин, которые приводят к задержке психоречевого развития у детей. Основными являются:

  • эпилепсия;
  • пре- и перинатальные факторы — внутриутробные повреждения (например, кислородное голодание), осложненные роды или болезни матери во время беременности;
  • хронические заболевания, инфекции, тяжелые травмы в раннем детстве;
  • психо-эмоциональная травма или неблагоприятные обстоятельства в семье;
  • неправильное воспитание;
  • наследственность, генетические заболевания;
  • психиатрическое состояние неврологических заболеваний;
  • патология сосудов головного мозга и врожденные пороки головного мозга.

Иногда ЗПРР возникает как самостоятельный симптом резидуально-органического генеза.

Патогенез ЗПРР. Почему и как возникает заболевание?

Часто патогенез задержки психоречевого развития связан с кислородным голоданием клеток головного мозга (гипоксия, асфиксия) во время внутриутробного развития. В результате внутриутробной гипоксии поражаются нейроны головного мозга и выпадает функция тех участков центральной нервной системы, за которые они отвечали функционально.

Признаки и симптомы ЗПРР

Задержка психического и речевого развития — это состояние, при котором у ребенка наблюдается недостаточность логического мышления и активного словаря, нарушение речи и звукопроизношения. Ему сложно воспринимать и анализировать информацию (из-за плохой памяти и внимания), трудно общаться с другими людьми. Обычно, признаки задержки психоречевого развития проявляются уже в четырехмесячном возрасте.

Симптомы ЗПРР. Ребенку ставят диагноз ЗПРР, если он:

  • не лепечет в 8-9 месяцев;
  • не реагирует на слова и жесты, не гулит в 4 месяца;
  • не говорит осведомленные слова в год и два месяца;
  • не выговаривает простые слова и не понимает обращенную к нему речь в 1,5 года;
  • не говорит простыми фразами в 2 года;
  • имеет ограниченный лексикон (недостаточный активный словарь) в 2,5 года;
  • говорит слишком быстро или слишком медленно в 3 года;
  • имеет недостаточно развернутую фразовую речь, нарушенное звукопроизношение в 3,5 года;
  • имеет проблемы со слухом (сенсоневральная тугоухость, кондуктивная тугоухость, глухота).

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться усиленное слюноотделение, у него почти всегда приоткрыт рот. Задержка психоречевого развития у детей проявляется также в невнимательности, плохой памяти, медленном мышлении, отсутствии широкого спектра эмоций, сложностях в общении со сверстниками.

Осложнения от задержки психоречевого развития

Задержка психического и речевого развития заметно усложняет социальную адаптацию как в детском, так и взрослом возрасте, иногда приводит к нарушениям поведения. Проблемы с логическим мышлением или усвоением информации часто становятся причиной замкнутости, чувства неполноценности и, соответственно, изоляции ребенка. Как следствие, могут возникнуть трудности с усвоением школьных навыков, общением в коллективе и поиском работы.

Диагностика ЗПРР

Для того чтобы выявить проблему психического и речевого развития, необходимо пойти на консультацию невролога. Он сможет, среди прочего, отличить ЗПРР от похожих по признакам, но более серьезных нарушений (например, задержки или нарушения психологического развития, детского аутизма, сенсорно-моторной алалии и т.п.) и иногда выявить эпилептические приступы.

Читать еще:  Задержка речи у ребенка 5 лет лечение в домашних условиях

Задержка психоречевого развития существует как самостоятельный синдром или в составе какой-то патологии. Для того чтобы поставить ребенку диагноз «задержка психоречевого развития», используют тесты на внимание, мышление, зрительную и слуховую память; проводят обследование, электроэнцефалографию (ЭЭГ), отоакустическую эмиссию и аудиограмму (ОЭА), исследуют вызванные зрительные потенциалы (ВЗП), вызванные слуховые потенциалы (ВСП).

Детям до трех лет важно выявить признаки ЗПРР, чтобы избежать формирования общего недоразвития речи (ОНР), системного недоразвития речи (СНР), алалии (сенсорной, моторной, сенсомоторной), когнитивной недостаточности, недоразвития психики и умственной отсталости. В подавляющем большинстве случаев при раннем диагностировании признаков ЗПРР высока вероятность полного устранения проблемы.

Лечение задержки психоречевого развития

Для быстрого преодоления задержки психоречевого развития ребенок осматривается неврологом, который составляет индивидуальный комплекс реабилитации: социально-педагогическая служба (занятия с психологом, логопедическая коррекция, логопедический массаж, занятия с коррекционным педагогом, тифлопедагогом), аппаратные методики, рефлексо- и физиотерапия (стимуляция рефлексогенных зон).

В Центре Стимуляции Мозга мы используем современное оборудование ведущих производителей. К примеру, аппараты «Реамед-Полярис» (для процедуры ТКМП), «Синхро-С» (для процедуры БАК), энцефалограф «Braintest», барокамера MACV-PAN ST 901, кислородные концентраторы «Биомед» 7F-5 и др.

Эффекты от лечения

Если лечение ЗПРР происходило своевременно и качественно, то в большинстве случаев будет наблюдаться улучшение многих функций организма. В частности, у ребенка улучшится восприятие окружающего мира и повысится интерес к социальной жизни, расширится словарный запас, в речи появятся полные предложения, улучшится мышечный тонус в артикуляционном аппарате, увеличится понимание обращенной к нему речи, обогатится активный словарь, улучшится звукопроизношение.

Профилактика ЗПРР

Важно соблюдать график осмотра специалистов по возрасту (особенно важно в первый год жизни и до трех лет). Профилактика задержки психоречевого развития у детей направлена ​​на препятствование развитию заболевания в течение первого года жизни или на облегчение тяжести течения болезни. В систему профилактики входит формирование правильного психического и физического развития, выявление и коррекция нарушений в состоянии здоровья, здоровый образ жизни семьи и правильное питание.

Таким образом, профилактика задержки психоречевого развития у детей заключается в создании максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно — пристальное внимание к развитию малыша с первых дней его жизни. Важным является ведение дневника развития ребенка. Это дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

Рекомендации родителям

Многие родители считают, что задержку развития могут вылечить логопеды. Но фактически, логопед — это учитель. Он только учит ребенка правильно произносить звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждет сознательного возраста (4-5 лет) и только потом начинают заниматься с ребенком.

Но при отсутствии своевременной социально-педагогической коррекции последствием ЗПРР у детей может стать умственная отсталость — стабильное снижение интеллекта. Поэтому ожидание 4-летнего возраста без коррекции и занятий часто приводит к выраженному отставанию от сверстников. Важно не игнорировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Какой врач лечит ЗПРР?

Лечение ЗПРР у детей комплексное и представляет собой командную работу родителей и специалистов — невролога, дефектолога, логопеда, психолога, рефлексотерапевта.

Преимущества лечения ЗПРР в Центре Стимуляции Мозга

Помните: чем раньше будет выявлено заболевание и чем раньше начнется коррекция, тем больше шансов у ребенка вернуться к полноценной жизни.

В нашем Центре квалифицированные специалисты поставят Вашему ребенку точный диагноз и проведут эффективное лечение ЗПРР в Киеве, на Подоле, найдя индивидуальный подход к каждому пациенту. Таким образом, Вы получите быстрый и качественный результат.

Источники

Автор статьи:
Селезнева Ольга Ивановна
Специальность: детская неврология, функциональная диагностика
Стаж: 16 лет

Новости

Формирование понимания обращенной речи у детей первого года жизни

19.07.2019

Формирование понимания обращенной речи у детей первого года жизни

Родители внимательно следят за развитием речи своего ребенка, появлением первых слов, фраз. Но также необходимо обратить внимание на то, понимает ли ребенок окружающую его речь?

Важно: *Если ребенок не понимает речь окружающих его взрослых, обращенные к нему слова и просьбы, то с задержкой развивается собственная речь ребенка, и в дальнейшем формируется задержка психического развития.

Важное значение в развитии речи ребенка играют окружающие его взрослые. На что обратить внимание родителям ребенка первого года жизни?

Речь взрослого должна быть интонационно окрашена, должна сопровождаться улыбкой

Взрослый ласково называет, зовет ребенка по имени, привлекая к себе его внимание

Родителям необходимо озвучивать все свои действия, называть все игрушки, предметы, окружающие ребенка

Во время совершения ежедневных процедур (купание, кормление) взрослый озвучивает и показывает на себе и на ребенке части тела, побуждая ребенка повторить за ним

Детям первого года жизни полезно разучивать стишки-потешки с ритмичными движениями рук и ног (Мишка косолапый, Сорока, Ладушки и тд)

Ребенку нужно давать краткие, емкие инструкции: «дай», «возьми» и тд. Необходимо многократное повторение инструкций в игровых ситуациях, чтобы ребенок понял, что от него требуется

Важно хвалить ребенка за любую попытку подражания взрослому, взаимодействие с ним

*Обучение всегда должно происходить в игровой форме, во время активного бодрствования малыша при хорошем его самочувствии

!! Необходимо обратиться к специалисту, если ребенок в возрасте 3-4 месяцев:

Не реагирует на эмоциональное общение с ним взрослого
Не ищет глазами издавший звук предмет
Не прослеживает глазами движения предмета в любом положении тела

Не начал использовать указательный жест
Не выполняет действия по подражанию
Не отзывается на свое имя
Не ищет глазами маму, папу, хорошо знакомую игрушку про просьбе взрослого

Не знает названия любимых игрушек, частей тела, не показывает их по просьбе
У ребенка нет понимания простых глаголов (дай, возьми, положи и тд)
Не понимает, как найти спрятанную на его глазах игрушку
Не знает слово «нельзя»
Нет осознанных действий с предметами, игрушками

Важно! Причиной непонимания ребенком обращенной речи может быть снижение слуха. Необходимо проверить слух у специалиста с использованием специальной аппаратуры.

При возникновении трудностей у ребенка необходимо как можно раньше начать обследование малыша и коррекционную работу.

У нас в НПЦ ДП ДЗМ Вы можете пройти комплексное обследование ребенка раннего возраста. В нашем центре работают высококвалифицированные логопеды, которые занимаются с детьми с первого месяца жизни, а также подробно консультируют родителей ребенка, дают рекомендации для самостоятельных занятий с малышом дома.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector