Imamita.ru

I Мамита
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелина мягкого или твердого неба).

Причины

Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

— различные инфекции;
— токсикоз матери на протяжении беременности;
— различные заболевания ЦНС;
— несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
— родовые травмы;
— травмы головного мозга в течение первого года жизни;
— асфиксия при рождении;
— психическая депривация;
— неблагоприятная социальная среда.

Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

Симптомы

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Диагностика

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностической речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Лечение

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

— лечение лекарственными препаратами;
— занятия с логопедом;
— работу с психологом;
— активное участие родителей.

Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Общее недоразвитие речи (ОНР): причины и коррекция

Материалы для исправление речи при ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) означает нарушение в правильном формировании всех составляющих речевых элементов как фонетических, так и грамматических. Другими словами, ребенок с ОНР не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь. Страдает смысловая составляющая. Этот диагноз ставят детям после 4 лет, ранее — ЗРР.
При этом диагнозе слух у ребенка в полной норме, так же как и уровень интеллекта. Однако в зависимости от глубины проблемы наблюдается несколько степеней нарушения речи:

  • ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы. Что делать, если ребенок в 4-5 лет не говорит?
  • ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связан с задержкой психического развития (ЗПР).
  • III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.
  • При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.
Читать еще:  Стоматит у ребенка 6 лет лечение в домашних условиях

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

  • Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
  • Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.
  • Наследственность.
  • Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
  • Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т.п.).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

На что обращать внимание

Независимо от причины возникновения все случаи ОНР имеют общие признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Задержавшее начало формирования речи. Первые свои слова ребенок начал говорить только в 3 или даже 4 года;
  • Ребенка очень трудно понять. Часто в семье имеется лишь единственный «переводчик», как правило, мать;
  • Нарушения заметны одновременно как со стороны произношения, так и со стороны лексики и грамматики;
  • Пассивный словарь заметно превышает по объему активный. Ребенок многое понимает, но сказать сам не может.

Что делать?

Если вы заметили данные признаки у своего сына или дочери, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. К кому обращаться:

  • Логопед-дефектолог;
  • Детский невролог.
  • Психолог.

Пройдя все обследования, вы сможете получить полную картину происходящего. Если диагноз ОНР будет подтвержден, не впадайте в панику. Да, это крайне неприятно, но лучше не прятать голову в песок, а начинать заниматься.

Коррекция ОНР

Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.

Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.

Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.

Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР — развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа — при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.

Самое главное — вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.

Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.

Онр 2 степени у ребенка 5 лет лечение

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Читать еще:  Слизь в кале у ребенка 7 лет причины и лечение

Причины возникновения

  • Здоровье (патология беременности и родов)
  • Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье — на другом)
  • Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, педагогическая запущенность и т.д.)
  • Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (проживание с глухими родителями, у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)

Основные признаки общего недоразвития речи:

  • позднее начало развития речи;
  • замедленный темп речевого развития;
  • ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
  • нарушение формирования грамматического строя речи;
  • нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;

Характеристики детей с ОНР

Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:

  • ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
  • наблюдается отставание в развитие логического мышления;
  • дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
  • отмечается недостаточно устойчивое внимание;
  • снижение вербальной памяти;
  • речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
  • первые слова появляются ближе к 3-4 годам.

4 уровня общего недоразвития речи

  • 1 уровень – у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
  • 2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
  • 3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
  • 4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, тоесть должна включать:

  • лечение лекарственными препаратами;
  • занятия с логопедом;
  • работу с психотерапевтом;
  • активное участие родителей.

Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.

Задержку речевого развития лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.

О заболевании

Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Ребенок в раннем и среднем детском возрасте осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. Такой диагноз впервые выставляется детям младше 3-4-х лет.

Задерживается формирование всех компонентов:

  • звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
  • запаса слов;
  • построения грамматической конструкции;
  • построения фраз;
  • связной речи.

Задержка развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие, поэтому состояние обозначает как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.

Эта проблема – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

Симптомы задержки речевого развития

Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.

На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:

  • гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
  • лепет – с 4-5 месяцев;
  • лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
  • первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.

В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».

Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

  • в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
  • в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).

Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Читать еще:  Почему на зубах появляются белые пятна у ребенка лечение?

Жалобы на задержку речевого развития

На задержку речи жалуются родители.

Ориентирами для обращения за медицинской помощью служат такие временные рамки:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Причины задержки речевого развития

Причины подразделяются на 2 большие группы: медицинские и социальные.

  • Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности.

Задержка речи может иметь наследственный характер: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка.

Становление произнесения может задерживаться из-за тугоухости. Речь формируется только подражанием, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

  • Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Критических периодов развития речи 3:

  • с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
  • 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
  • С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Диагностика задержки речевого развития

Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов. В эту группу обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, психиатр, логопед и по ситуации детский психолог.

Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.

ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие. Психиатр устанавливает наличие или отсутствие мутизма, олигофрении, расстройств аутистического спектра, общего недоразвития речи.

Суммирует исследование детский невролог, назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего задержку развития речи.

Лечение задержки речевого развития

Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

По ситуации используются такие медицинские методы лечения:

  • транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – воздействие током слабой силы на зоны Брока и Вернике, ответственные за моторную часть и смысловую нагрузку речи;
  • медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы; , общий и логопедический; ;
  • электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны.

Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.

Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.

Профилактика задержки речевого развития

Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.

Коллектив специалистов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их малыша задержка развития речи, подскажет направление и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш ребенок говорил красиво и четко!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector