Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невроз у ребенка

Невроз у ребенка

В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз — это болезнь (см. Невроз в клинике). Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», — болезнь, требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз «полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня наблюдается довольно пестрая картина.

Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

— Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач, во всем этом не понимаю, вижу — жене плохо и все. А потом она сходила к врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все дела. Все от нервов — я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет. Но разве она меня послушает?!

— Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, — невроз у него и все. Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз — это-то я знаю, берешь ремень и.

То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании, отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз — болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом руки.

Все невротические расстройства объединяет одно — все они в той или иной степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать, отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были, безусловно, З. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные направления психологии и психотерапии, — А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году. Означает он в переводе с греческого — «болезнь нервов». Поскольку какое-нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например, определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов» и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому. Звучит оно так:

«Неврозы — это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

Для неврозов характерны:

  1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
  2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией — с другой стороны;
  3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть расстройства функции и состояния, а не органические поражения).

Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982 году. Они включают в себя:

  1. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
  2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  3. выявление характерного типа невротического конфликта;
  4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

Какие бывают неврозы?

При всем многообразии классификаций и выделения различных форм невротических синдромов, о котором мы уже говорили, все же общепризнанным остается существование трех классических форм невроза в качестве основных — неврастении (астенический невроз), истерического невроза и невроза навязчивых состояний.

Их-то мы, во избежании дальнейшей путаницы, и рассмотрим.

Неврастения

При этом расстройстве основными симптомами болезни являются жалобы на повышенную утомляемость, снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредоточиться, физическая слабость и истощаемость даже после минимальных усилий, невозможность расслабиться. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения, такие как головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Обычна также раздражительность, потеря чувства радости жизни, удовольствия, различные нарушения сна.

Иногда неврастеническому синдрому непосредственно предшествует заболевание гриппом, вирусным гепатитом или инфекционным мононуклеозом.

Но чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно воздействующим стрессом, длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией.

Ребенок при неврастении обычно робок и неуверен в себе. Его стиль приспособления к жизни – капитуляция перед ней. Всем своим видом он как бы говорит: «Оставьте меня в покое — я болен!» Это одна из форм психологической защиты. Как правило, такого ребенка действительно щадят и жалеют. Он приспособился.

Но существует и такое понятие, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт — это, как правило, противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки или установки. Иногда одна из позиций сознания противоречит другой — это тоже внутренний конфликт.

Бывает и так, что противостоят друг другу две установки (например, установка, внушенная отцом: «Надо бороться!» И установка бабушки: «Безопасность — любой ценой!»). Такой внутренний конфликт целиком неосознаваем.

Внутренний конфликт — основа, стержень любого невроза. Он раздваивает человека, делает его эмоционально и поведенчески нестабильным. Психическая травма или длительное психологическое напряжение привели к доминированию одной стороны, участвующей в конфликте (например: «Я ничего не могу, всего боюсь»), но вторая («Хочу, желаю») тоже никуда не исчезла.

И поведение ребенка, страдающего неврастенией, тоже может быть контрастным. То он труслив, то вдруг отчаянно решителен. То отказывается от выполнения очень простого и посильного задания, то вдруг берется за трудное и явно непосильное для себя. Такой ребенок болезненно самолюбив, раним и обидчив. Его очень легко оскорбить. Его тяжелые переживания приводят к ухудшению работы его внутренних органов. У него часто болит и кружится голова, часто плохой аппетит или очень прихотливый вкус в еде. Часто прибавляются другие, иногда очень причудливые соматические симптомы. Таким образом, неврастения — это своеобразное «бегство в болезнь».

Невроз навязчивых состояний

Основной чертой этого расстройства являются повторяющиеся навязчивые мысли или действия. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или влечения, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному. Они почти всегда тягостны, и больной часто пытается сопротивляться им. Тем не менее они воспринимаются как собственные мысли или идеи, даже если возникают непроизвольно и невыносимы.

Навязчивые действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки. Они не доставляют внутреннего удовольствия и не приводят к выполнению внутренне полезных задач. Их смысл, как правило, заключается в предотвращении каких-либо маловероятных событий, причиняющих вред больному или членам его семьи (смерть, заражение, арест и т. д.).

Обычно, хотя и необязательно, такое поведение воспринимается больным как «глупое» или бессмысленное, и он время от времени повторяет попытки сопротивления ему.

У детей невроз навязчивых состояний чаще проявляется в совершении навязчивых действий, таких как мытье рук, хождение только определенным маршрутом, пересчитывание каких-либо предметов и т. п.

Часто развитию невроза навязчивых состояний предшествуют страхи в более раннем возрасте. У людей с этим расстройством обострен инстинкт самосохранения. Вся их жизнь полна опасностей, от которых нужно непрерывно защищаться. Иногда дети «защищают» таким образом не только себя, но и других значимых людей (как правило, родителей, но я знала девочку, которая ежедневно завязывала семнадцать узелков на перекладине кроватки своего новорожденного брата, чтобы спасти его от смерти. На ночь узелки нужно было развязывать, а с утра завязывать вновь). Иногда дети осознают причину своих ритуальных действий (так, моя знакомая девочка говорила: «Я делаю это, чтобы Володенька остался жив»). Но иногда ритуалы существуют как бы сами по себе. Ребенок ходит кругами, часами высчитывает какие-то числа, прикасается или, наоборот, не прикасается к каким-то определенным предметам, но объяснить всего этого не может, говорит лишь, что «так нужно делать».

Читать еще:  Панариций на пальце руки у новорожденного ребенка лечение

Эти дети, как правило, тревожны, гиперсоциальны и педантичны. Их внутренний конфликт — это конфликт между обостренным инстинктом самосохранения (и проистекающими из этого многочисленными опасностями) и установкой «надо!», «все должно быть сделано как следует, на совесть!». Их психологическая защита выражается в своеобразном чувстве собственного превосходства над другими детьми: «Я очень ответственный и внимательный человек. У меня все „схвачено» и проверено. Я не упущу даже мелочи. А боюсь я потому, что понимаю больше других».

Тщательное выполнение ритуалов на время успокаивает ребенка, но не может принести облегчения навсегда. Такой ребенок постоянно что-то проверяет и перепроверяет, но все равно все время боится, что что-то забыто или упущено. Он боится чего-то неопределенного, того, что может случится, и этот страх не на шутку изматывает его, истощает его адаптационные механизмы.

Истерический невроз

Истерия как отдельное заболевание известна с глубокой древности. Описание случаев истерии есть в Новом и Ветхом заветах. Великий русский физиолог И. П. Павлов считал, что в основе истерии лежит слабость нервной системы, главным образом коры головного мозга, преобладание подкорковой деятельности над корковой и первой сигнальной системы над второй.

Для истерии характерны большое разнообразие клинических проявлений, роль в их возникновении внушения и самовнушения, повышенная эмотивность.

В. И. Гарбузов так пишет об истерическом неврозе: «Поведение, которое принято характеризовать как истеричное, — древняя форма приспособления слабых. Из этологии (наука о поведении животных) известно, что животные, не способные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть, и хищник не замечает их, поскольку они неподвижны, или отказывается от “мертвого”. Иногда животное, почувствовав опасность, начинает неистово метаться — проявляется так называемая двигательная буря, и в итоге животное спасается, случайно найдя выход или отпугивая хищника неожиданно бурной реакцией. При неврозах часто отмечается выход детей на древние для человека, напоминающие таковые у животных механизмы поведения. Именно потому, что истеричность — приспособление слабых, мы наблюдаем истерический невроз ранее других, у самых маленьких. Он характерен также скорее для инфантильных, несамостоятельных и чаще всего, по нашим данным, встречается у детей с низким уровнем умственного развития. »

Внутренний конфликт у такого ребенка — это конфликт эгоистических желаний «хочу» или «не хочу» с социальными требованиями и оценками «надо», «нельзя», «стыдно».

Ребенок с истерическим неврозом, как правило, непроходимо эгоистичен. Приспособление при истерическом неврозе происходит благодаря тому, что неосознаваемая часть нашей психики обладает удивительной способностью — создавать «по требованию» функциональную модель практически любого заболевания. «Заболев» таким образом, ребенок легко добивается своего (мать остается с ним, он не идет в детский сад, школу и т. д.). Симптомы проявившегося «заболевания» могут быть самыми разными — от недержания мочи и кала до тяжелых параличей.

Ребенок, страдающий истерическим неврозом, искренне уверен, что он тяжело и хронически болен, но, в отличие от ребенка с неврозом навязчивых состояний, даже не пытается бороться со своим заболеванием. К врачу, который скажет ему, что его ежедневные повышения температуры совершенно не связаны с его желудком, сердцем и т. д., такой ребенок больше никогда не придет.

Из всех форм неврозов истерический невроз труднее всего поддается лечению, практически не излечивается сам собой. Ребенок с истерической формой невроза больше других изматывает родителей. Нужно помнить, что сам ребенок при этом отнюдь не «симулянт». Он не может по своей воле «прекратить» паралич, понизить температуру, остановить рвоту. Он болен. И его нужно лечить, хотя его болезнь упорно и изощренно сопротивляется этому лечению.

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта. См. →

Что делать, если у ребенка невроз

Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка. См. →

Невроз отличника – пример работы психолога

Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.

Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков. См. →

Не торопись прощаться с головой. Что такое неврозы и как с ними справляться

— Вообще, неврозами в психиатрии называют целую группу различных заболеваний. Их объединяет то, что, во-первых, они обусловлены (чаще всего) психологическими причинами, а во-вторых, они обратимы. Еще очень важно добавить про эти заболевания следующее: они проявляются очень разной, говоря научным языком, полиморфной симптоматикой.

Болезни в психиатрии условно можно разделить на две большие категории: неврозы и психозы. Граница между ними условна. Объяснить ее можно таким образом: при тяжелых психических расстройствах (психозах) у человека грубо дезорганизуется психика. Он теряет критичность к своему состоянию — не осознает, что с ним что-то не так. Это обычно хорошо заметно окружающим. А он может этого не осознавать. Третий момент: человек теряет способность к произвольной регуляции своего поведения, не может подчинять свое поведение своей воле. Это все характеризует психозы.

А вот про неврозы можно сказать как раз другое: психика человека при подобных расстройствах не грубо нарушена. Он относится к этому критически, страдает от этого, понимая, что с ним что-то не так. И еще один момент: при неврозах человек сохраняет способность к произвольной регуляции своей деятельности. он может подчинять самого себя своей воле. Конечно же, в меньшей степени, чем здоровый человек, но все-таки он может это делать.

У неврозов очень разная симптоматика, эти заболевания проявляются большим количеством разнообразных признаков. Наиболее распространенные, которые можно указать, — это утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения, нарушение сна, вспыльчивость, забывчивость. В общем-то, если спросить человека, который страдает невротическим расстройством, как можно коротко описать его состояние, он, скорее всего, ответит: «У меня нервы расшатались! Я устаю, меня все выводит из себя, меня все бесит, я начинаю срываться на близких. То, что мне раньше давалось легко, сейчас для меня в тягость. Я потерял интерес к любимым вещам. У меня часто скачет и прыгает настроение».

Пациент может обратить внимание на то, что он стал плохо спать или просыпаться по ночам. Довольно часто такие люди жалуются на повышенную тревожность. Несмотря на такое разнообразие этих признаков, все-таки невротические расстройства можно разделить на несколько крупных категорий.

Читать еще:  Конъюнктивит у грудного ребенка лечение в домашних условиях

Первые относятся к состояниям неврастении (или «нервной слабости»). В первую очередь, эти формы неврозов проявляются повышенной утомляемостью, раздражительностью, появлением различных неприятных телесных ощущений, которые, собственно, зачастую и заставляют человека обращаться к врачу-терапевту. Как показывает практика, пройдя все обследования и сделав все анализы, не выявляется каких-то серьезных заболеваний. И тогда терапевт может рекомендовать пациенту обратиться к врачу-психиатру для того, чтобы подтвердить (или опровергнуть) утверждение о том, что это невротическое нарушение.

Вторая крупная категория — это расстройства обсессивно-компульсивного характера (ОКР). Они, в общем-то, характеризуются двумя обязательными симптомами. Первый — это навязчивые мысли, которые появляются зачастую в самый неподходящий момент, очень тяготят пациента, но от них ему очень сложно избавиться. Эти навязчивые мысли называются «обсессией». Второй компонент этого расстройства — компульсии, которые представляют собой навязчивые ритуалы и навязчивые действия. Как правило, человек, чтобы снять внутреннее напряжение и тревогу, придумывает для себя какие-то ритуалы. Например, проверить, закрыл ли он дверь, выключил ли газ, закрыл ли кран, помыть руки 38 раз (не больше и не меньше) или поставить обувь определенным — «правильным» и только ему самому понятным — образом. Часто пациенты, рассказывая про это, стыдятся и говорят: «Я умом понимаю, что это совершенно ненормально и глупо, но я ничего не могу с этим поделать, потому что иначе мне становится очень неспокойно, тревожно». Это заставляет людей обращаться к специалисту — психиатру или психотерапевту.

Раньше долгое время думалось о том, что неврозы — это исключительно психогенные заболевания. такие заболевания, которые возникают из-за каких-то психологических причин. Чаще всего из-за конфликтов, которые могут быть внешними (например, трудности в рабочем коллективе или постоянные конфликты в семье), либо же они могут быть внутриличностными, с которыми человек живет с детства. В общем, довольно долго считалось, что это единственная причина неврозов. Но на сегодняшний день стало понятно, что любое заболевание, без исключения (и неврозы, в том числе), имеет мультифакториальную природу. Они случаются из-за стечения определенных обстоятельств.

На сегодняшний день психиатрия подходит к лечению, вернее пониманию лечения, невротических расстройств с т.н. биопсихосоциальной позиции, когда обязательно учитываются биологические особенности человека — например, тип его нервной системы, его физическая конституция, наличие или отсутствие хронических заболеваний или сопутствующих болезней. Обязательно учитываются его психологические особенности — то, что мы называем «типом личности», особенности его отношения к самому себе, к окружающим людям, к миру в целом. Также мы учитываем социальные факторы, которые связаны с тем обществом, в котором мы живем, с теми общественными установками, которые нам транслируются, с теми человеческими отношениями, в которых мы находимся.

Если опять немножко заглянуть в историю, то неврозы лечились длительное время исключительно психологическими методами. Самый распространенный и, наверное, известный во всем мире способ лечения неврозов — это знаменитый психоанализ Зигмунда Фрейда. Но на сегодняшний день он имеет скорее историческую ценность. Он, безусловно, важен. Он дал пониманию и человеческой души, и расстройств очень многое. Однако сегодня становится ясно, что одними только психологическими средствами невротические нарушения победить довольно сложно. Используется различный широкий спектр психофармакологических препаратов. Используются различные методы психотерапии. На сегодняшний день наиболее доказанными методами являются методы когнитивно-поведенческой психотерапии и всех ее ответвлений.

Из тех симптомов, которые я перечислял и которые характерны для неврозов, наверняка подавляющее большинство людей найдет что-нибудь свое, увидит себя. И это нормально. Дело в том, что невротические состояния — это, по сути, затянувшиеся, ставшие хроническими нормальные человеческие реакции на стресс. Вообще, условно можно выделить три этапа развития невротических нарушений. Если мы сталкиваемся с какими-то сложными жизненными обстоятельствами или конфликтами, мы испытываем напряжение. У нас естественным образом возникает тревога. У нас могут возникать различные страхи. Мы можем придумывать для себя какие-то способы, как с этой тревогой справляться, в том числе придумываем какие-то ритуалы. У нас естественным образом может расстраиваться сон, падать настроение. Нет на свете человека, который никогда бы такого не испытывал. Но, как правило, когда мы разрешаем сложные жизненные ситуации или выздоравливаем от какой-то болезни (гриппа или еще чего-то), то эти симптомы сходят на «нет» и человек возвращается в свою естественную психическую норму.

А вот если он «застрял» в этом состоянии, если конфликт хронический, если человек страдает от каких-то изматывающих заболеваний, данное состояние может затягиваться. И вот в этом переходе в хроническое состояние выделяют три этапа. Первый — невротические реакции. Второй — невротическое состояние, которое может длиться до трех лет. Если человек по какой-то причине не справляется, не разрешает трудности, не обращается к доктору и не может решить конфликт, в котором он находится, или не может вылечить заболевания, от которых страдает и которые ослабляют его организм, то это может приводить к тому, что мы называем «невротическим развитием». Это третий этап, когда человек превращается в невротика. Мы очень часто используем это слово в обиходе, когда кто-то кого-то называет «невротиком». А на самом деле неврозом в истинном понимании можно назвать только такое состояние, когда человек много-много времени страдает невротическим расстройством. И тогда оно оставляет неизгладимый след на его личности.

Неврастения

Неврастения – состояние, характеризующееся истощением нервной системы. Это психическое расстройство из группы неврозов. Часто неврастению называют раздражительной слабостью или усталостью. И это неудивительно: пациент с таким состоянием испытывает постоянную усталость, находится в нервном возбуждении.

Если вы заметили подобные симптомы у себя, это веский повод обратиться к врачу. Чаще всего астенический невроз встречается у людей 20-40 лет – самого плодотворного возраста. Но может диагностироваться как у детей, так и пожилых. Мужчины из-за большей загруженности сталкиваются с неврозом чаще женщин.

Симптомы астенического невроза

Заподозрить у себя неврастению несложно. Симптомы астенического невроза схожи с проявлениями синдрома хронической усталости. Распознать это состояние можно по следующим признакам:

  • Постоянное ощущение усталости;
  • Нетерпеливость, сниженная концентрация внимания;
  • Опоясывающая головная боль;
  • Нарушение сна;
  • Частая смена настроения;
  • Ощущение морального истощения;
  • Нарушения мышления, логического порядка;
  • Обостренные негативные реакции.

Проявления астенического невроза у женщин протекают ярче, чем у мужчин. Это связано с постоянно изменяющимся гормональным фоном. Существует 3 стадии неврастении:

  • Гипостеническая – характеризуется сонливостью, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности. Возникает раздраженность, повышенная возбудимость, нарушение сна. Человек постоянно в напряжении, любые резкие изменения в окружающей среде вызывают у него головные боли;
  • Гиперстеническая – характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, вспыльчивостью. Нервная система истощается, человек направляет все силы на поддержание привычного образа жизни;
  • Истощения – присутствует глубокое ощущение слабости, конфликтность, плаксивость.

Причины возникновения неврастении

Подвержены неврастении не все: если у человека сильный характер, даже огромные нагрузки и стрессы не сломают его. Обычно этой проблеме подвержены те, у кого в характере имеются черты мнительности, ощущения неполноценности, застенчивости, тревожность, не умеющие правильно организовать рабочий процесс, трудоголики, перфекционисты, чрезмерно ответственные. Поспособствовать развитию астенического невроза может строгое воспитание. К причинам возникновения неврастении относят:

  • Чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • Работа со строгими дедлайнами, огромными требованиями;
  • Нездоровая обстановка вокруг (критика, травля, жесткая конкуренция);
  • Неправильный выбор деятельности;
  • Хронические заболевания, ослабляющие здоровья;
  • Заболевания эндокринной системы, влияющие на баланс нервной системы;
  • Употребление спиртного, наркотиков;
  • Малоактивный образ жизни;
  • Гормональные сбои, нарушения обмена веществ;
  • Длительные финансовые проблемы.

Цены на услуги

Название услугиЦена
Приём невролога первичный5 000 руб.
Приём невролога повторный3 700 руб.

Внимание! Цены на сайте могут отличаться. Пожалуйста, уточняйте актуальную стоимость у администраторов по телефону.

Методы диагностики астенического невроза

Диагностика неврастении

Диагностикой неврастении могут заниматься неврологи, психиатры и психотерапевты. На приеме специалист соберет подробный анамнез, узнает обо всех жалобах и обстоятельствах появления недомогания. Далее обследование включает:

  • Психологическую оценку: оценивается эмоциональная окраска, громкость речи, жестикуляция, оценивается уровень тревоги, депрессии;
  • Тест ШАС Т.Г. Чертковой и Л.Д. Малковой – опросник для диагностики астенического состояния;
  • Общий и биохимический анализ крови, мочи, гормональное обследование;
  • ЭКГ сердца;
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • УЗДГ артерий головы и шеи.

Методы лечения неврастении

Добиться значительных успехов при лечении неврастении получится лишь при комплексном подходе. Стандартно оно состоит из психотерапии и медикаментозного воздействия. С помощью психотерапии пациенту помогут разобраться, что с ним происходит и почему так произошло. Специалист подскажет, как правильно реагировать на происходящее.

Если человек испытывает сильную раздражительность, показан прием лекарственных препаратов. Врач подберет комплекс средств, которые помогут добиться значительных улучшений. Обычно медикаментозная терапия включает:

  • Гормональные препараты;
  • Ноотропы;
  • Метаболики;
  • Снотворные и седативные;
  • Иммуномодуляторы;
  • Анксиолитики;
  • Витаминные комплексы и общетонизирующие средства;
  • Кардиотонические препараты.

Во время лечения важно часто гулять на свежем воздухе, так как гиподинамия способствует развитию астенического состояния. Повысить эффективность терапии поможет общеукрепляющий массаж, физиотерапия, иглорефлексотерапия.

Профилактика и программы лечения неврастении в клинике Хадасса

При своевременном и грамотном лечении неврастения имеет благоприятный прогноз. Если же игнорировать это состояние, болезнь может приобрести хроническую форму, перерасти в глубокую депрессию. Чтобы защититься от астенического невроза, помните о мерах профилактики:

  • Минимизация стрессов и переживаний;
  • Нормализация режима дня;
  • Достаточный ночной сон;
  • Укрепление иммунитета;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.

Невроз – состояние, которое быстро выбивает из привычного ритма жизни. Чтобы максимально быстро вернуться в себя, обратитесь к специалисту. Вы можете записаться на прием к врачам клиники Хадасса в Москве. Они сделают все возможное, чтобы вам помочь. Позвоните по телефону +7 499 588-86-19 – и вам подберут удобное время.

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector