Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неврозы у детей

Неврозы у детей

patronaj

О неврозах слышали все родители. О том, что такое невроз, не знают многие родители. Имеет место широко распространенное и твердо установившееся мнение, что если у ребенка «шалят нервы», он плаксив, возбудим, раздражителен, если он не такой, как другие дети, неправильно себя ведет, слишком беспокойный, трудный, если у него нарушен сон или плохой аппетит – значит, у него невроз.

Невроз – особая форма психической защиты, которая помогает оградиться и защититься от травмирующей реальности. Его развитию обязательно предшествует ка­кой-то внутренний конфликт. Причиной такого конфлик­та могут стать:

  • подавление у ребенка его врожденной натуры (мяг­кого, «женственного» мальчика ругает отец, который хочет видеть в сыне «настоящего мужчину»);
  • психофизический дефект (ребенок чувствует свое несоответствие предъявляемым требованиям, он кажется себе хуже других, даже если это не так);
  • несоответствие сознательной оценки себя в данный конкретный момент самооценке подсознательной, заложенной в психике на основании личного опыта и оценки личности окружающими.

Состояние, предшествующее неврозу, которое встреча­ется гораздо чаще, называется предневрозом.

Признаки возможности развития невроза или на что стоит обратить внимание родителям:

  1. Предневроз характеризуется эгоцентричностью, и ребенок, у которого предневроз, прежде всего чрез­мерно эгоистичен. Он невыносимо требователен, он знать не хочет, что родители устали, что у бабушки болит сердце, а у дедушки – голова. Он настырен и капризен.
  2. В то же время такой ребенок испытывает страх перед чужими людьми, в том числе перед сверстни­ками, ощущая свою несостоятельность, ибо вторая, основная, особенность предневроза – чувство неуверенности.
  3. Отсюда – характернейшая его сторона – контраст­ность поведения. Ребенок с предневрозом воистину непредсказуем. Верх берет чувство несостоятель­ности – и он отступает, уступает всем, мучительно нерешителен, боязлив, отказывается от желаемого. Верх берет чувство достоинства – и он очертя голову бросается в драку, в яростный конфликт, требователен, настырен. Он то уступает слабому, то бросается на заведомо более сильного. Он то позорно труслив, то отчаянно дерзок и смел.

Это – признаки не самого невроза, а предневроза, состояния, которое может длиться годами, и не исключено, что всю жизнь. Невроза как такового может никогда и не развиться, но он может и появиться после достаточного по силе физического или психического потрясения, при­чем актуального именно для этого, конкретного ребенка. Это как бомба замедленного действия, потому такое со­стояние несомненно требует внимания и вмешательства родителей и специалистов.

При продвижении к неврозу ребенок с предневрозом мучительно страдает от неуверенности в себе, однако он колеблется. Переживает внутренний конфликт. Если происходит что-то, что нарушает это шаткое равновесие – сокрушительная неудача, тяжелое унижение, чувстви­тельное поражение, т. е. острая психическая травмати­зация – ребенок потрясен, он окончательно и беспово­ротно разуверился в себе, однозначно капитулировал. Колебания кончились, болезнетворного внутреннего конфликта больше нет. Но это еще не невроз. Если он, капитулировав, отказался и от чувства собственного достоинства – это признак того, что он сломался. Если он капитулировал, но при этом сохранил чувство достоинства, то у него невроз. Но как сохранить чувство достоинства при капитуляции?

Cохранить его в таких случаях и помогает психологическая защита.

Психологическая защита, повторяем, это неосознаваемый самообман, такое отношение к себе, к другим и к жизни, при котором неосознаваемо прибегающий к ней человек искренне убежден, что он хорош, всегда и во всем, а окружающие всегда плохи, что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. А в результате защищено чувство достоинства, и чувство несосто­ятельности исчезает. Но при этом надо еще и как-то приспо­собиться к жизни! Психологическая защита при неврастении решает эту проблему очень просто.

Так как невроз, как было сказано выше, это, по сути, особая форма психологической защиты, он имеет определенные ин­дивидуальные черты в каждом конкретном случае в зависимо­сти от индивидуальных особенностей психики.

Общепринято выделять три основные формы невроза.

  1. Неврастения

Такие формы чаще развиваются у «женственных» детей, особенно мальчиков, привязанных к семье («генофиль­ных», от «генос» – род и «фил» – любить). Ребенок при неврастении предъявляет родителям “невротическую астению” – смертельную усталость, слабость здоровья.

Он ничего не требует, и от него ничего не требуют. Более того, все, даже дети, защищают его. Ему начинают во всем уступать. На него не возлагают ответственности, а именно этого он сильнее всего желает. Его не критикуют, не обвиняют, и это его вполне устраивает. Очевидно, что он “неплохо устроился”. Родители, учителя видят: он и в самом деле требует особого подхода, с него взятки гладки. И к нему нетребовательны – был бы жив.

Он капитулировал, и все признали правомерность капитуляции. Он капитулировал и сохранил при этом чувство достоинства, потому что говорит себе: «Если бы я был здоров, я был бы суперменом!». Это и есть невроз, в данном случае неврастения.

  1. Невроз навязчивых состояний

К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности: крайняя эгоцентричность – фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнитель­ность опять-таки относительно себя и своего здоровья, благополучия. Очень часто наблюдаются фобии – страх чего-то или кого-то.

В этих фобиях все осознанно: источник опасности и защита от опасности, когда ребенок в подъезд, в лифт один не войдет, а лучше – даже если он с мамой, под­нимется по лестнице, ибо и мама не поможет, если лифт испортится. Такой ребенок избегает толпы, за километр обходит пустынные места, собак и т.д. Короче, фобии – это устойчивый, осознанный страх смерти, несчастного случая, и они весьма характерны для данного преднев­роза. Дети с предневрозом, ведущим к неврозу навязчи­вых состояний, отказываются от сомнительной в плане угрозы здоровью пищи, чрезвычайно тревожно относят­ся к своему здоровью, и на приеме у врача, перебивая маму, сами излагают жалобы, поскольку опасаются, что мать может что-то упустить, чему-то важному не уделить внимания. Это дети, считающие свой пульс, сами ставя­щие себе градусник.

Безопасность, благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Он мучительно не уверен в себе и надеется только на них. Болезнь или лю­бая другая угроза себе или родителям, все, что угрожает благополучию, безопасности – острая психотравма для такого ребенка.

Колебания кончаются. Отныне все решается в пользу безопасности. Приходит спасительная психологическая “сверхзащита”. От страха перед жизнью, от страха смерти ребенок защищается символическими ритуалами. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.

Защищаясь от тревоги и страха, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, делают то, к чему часто прибегают просто тревожные дети, которые стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо.

Но невротику этого мало. Невротическая тенденция при данной форме невроза – достичь сверхбезопасности. “Чтобы ничего не случилось”, дети, страдающие невро­зом навязчивых состояний, особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду “кругом”, и только после этого идут дальше. Они поми­нутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени. Иногда такие дети ритуально ходят только зигзагами. Они не садятся в транспорт с непринимаемым номером, подобно тому как многие здоровые люди избегают цифры 13; они дотрагиваются с целью обезопасить себя до всех или каких-то опреде­ленных предметов, к примеру, до маминой одежды или до косяка двери.

Читать еще:  Стержневая мозоль у ребенка лечение в домашних условиях

Ритуалы, навязчивые действия успокаивают их. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия. Но как при всем этом защитить достоинство? И внутренний голос звучит: «Я не труслив, я – осторожен!». А раз осторожен, значит, разумен, и чувство достоинства сохранено. Психологическая защита и в этом случае оформила невроз – невроз навязчивых состояний.

  1. Истерический невроз

Предневроз в случае истерического невроза характери­зуется крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случи­лось, обвинять других.

И ребенок гневно осуждает бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. При предневрозе, ведущем к истерическому неврозу, дети отличаются “социальным инфантилизмом”: они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда “все можно”, и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игно­рирование понятий “надо” и “нельзя”, “стыдно”. Властвует “хочу!” и “не хочу!”. Дети с этим предневрозом несамо­стоятельны и напоминают короля, который не способен раздеться без слуг.

Такие дети, как правило, негативно оценивают «себя сегодняшнего». Зато притязания их чрезмерно высоки. Мало того, самомнение их достигает уровня гордыни. Они подобны “надутой лягушке”. В результате в нем име­ет место конфликт высокого и низкого мнения о себе, конфликт между “хочу” и “надо, нельзя, стыдно”. Време­нами он осознает свою эгоцентричность, осознает, что в чем-то перегнул палку, что был не прав.

Он контрастен: то нестерпимо эгоистичен, то добр; то чрезвычайно требователен, то уступчив; то высокомерен, то уничижает себя. Главное же, что и у него есть чувство достоинства, ущемленное на этапе предневроза ощу­щением своей несостоятельности в реальной жизни. И он страдает от этого. У него конфликт гордыни, высоких притязаний и страха перед жизнью, неверия в свои собственные силы. Он противоречив, и в нем идет вну­тренняя борьба, борьба между “не хочу”, но “надо”, между “хочу”, но “нельзя”, “стыдно”.

Острая психическая травматизация для такого ребенка – все, что конфликтно противоречит “хочу” или “не хочу”. Это резко возросшие требования к нему, когда с его “хочу” или “не хочу” перестают считаться и эгоцентризму дают бой (ясли или сад, школа, встреча со сверстниками, когда вместо безоговорочно удовлетворяющих все его требования родителей он сталкивается с требующими от него); это жизненные трудности, когда уже не до его же­ланий и капризов, когда условия его жизни ухудшаются, что воспринимается как ужасающая несправедливость. Тогда ребенок отбрасывает “надо”, “нельзя”, “стыдно”.

И возникает психологическая защита в форме “бег­ства в болезнь”. Ведь больные имеют право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни. Истеричность – приспособление к жизни. Истерический невроз имеет место даже у самых маленьких.

При истерическом неврозе организм ребенка спосо­бен воссоздать модель любого заболевания. Ребенок перестал посещать детский сад, школу, заболев грип­пом. В неосознаваемом зафиксировалось ведущее: из­мерили температуру, уложили в постель, захлопотали, все обязанности сняты. И вот возникла необходимость освободиться от чего-то неприятного. Неосознаваемо следует “приказ” центру терморегуляции – и темпера­тура тела повышена.

Истерическое приспособление в отличие от неврастении, когда неосознаваемо хотят одного – “оставьте меня в покое”, это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка – и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, – и он не ест. Ее пугает рвота – вот и она, худоба – и ребенок становится худым, в чем душа держится. В итоге от него ничего не требуют, ему служат, он получает все, что пожелает. Он истерически приспособился.

Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. Если врач покажет ему графики его температуры: в субботу вечером нормальная, в воскресенье вечером, перед понедельником, – высокая, т. е. если врач разоблачит его, к упомянутому врачу он больше не придет, ибо это “плохой и злой” врач. Часто оскорбляется и мать: “Что же, выходит, ребенок симу­лянт?”. Он не симулянт, он болен, но, по меткому замеча­нию невропатолога Ж. Бабинского, “великая симулянтка” – его болезнь.

В случае, если родители заметили у ребенка нарушение поведения по какому-то из описанных типов, необхо­димо обратиться за помощью к детским специалистам: неврологам, психоневрологам, психологам. В случае необходимости будут рекомендованы медикаментозные средства или специальная психотерапия.

Лучше предотвратить болезнь, чем потом с ней бороться.

Рекомендации по профилактике неврозов у детей

Cтараться изменять поведение ребенка, а не его личность. Бесспорно, необходимо обучать ребен­ка правилам поведения в обществе, но ни в коем случае нельзя подстраивать его к представлению родителей об идеальном человеке. Если и наказы­вать – то за конкретные проступки, а не за характер в целом. Действия и поведение ребенка могут подлежать любой оценке, но нельзя позволять себе критиковать его личность, приписывая ему отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», «уродливый» и т.д.

Не акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка и помогать ему развить те хорошие и достойные уважения качества. Девочка не краса­вица? Ну и что, зато какая у нее улыбка, какая она общительная, добрая и умная. Нельзя обходиться общими фразами про «это не главное», говоря про недостаток ребенка, обязательно предоставить какое-то его реально существующее положительное качество, как альтернативу.

Стараться объективно относиться к ребенку и формировать у него здоровое отношение к себе. Не приписывать ему несуществующих качеств, не хвалить за то, что хочет видеть родитель и уж тем более не ругать за то, что он «не хочет» делать то, на что по мнению родителей способен. Но и не замалчивать достоинства – любой талант ребенка ценен и только жизнь покажет, какой из них был самым важным.

Развивать в ребенке навыки социального пове­дения. Необходимо обучать ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знаком­ства, не допускать игнорирования и отстранения ребенка, следить за достаточным уровнем информи­рования ребенка – чтобы общаться с окружающими, надо иметь с ними общие темы для обсуждения.

Не допускать проявлений гиперопеки. Только если предоставить ребенку возможность самостоятель­ности – в разумных пределах, разумеется – он такой возможностью воспользуется.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что невро­за не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности. Ребенок должен любить себя, в нем естественен некоторый эгоизм, но так же он должен любить свое окружение – маму, папу, друзей, город, при­роду, свои повседневные занятия и т.д.

Читать еще:  Кристаллы мочевой кислоты в моче у ребенка лечение

Задача родителей – воспитать в нем эти две способности: любить себя и любить других.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Навязчивые движения у ребенка

Ребенок вдруг начал постоянно повторять однообразные движения? Он грызет ногти, раскачивается или мотает головой без видимых на то причин? Навязчивые движения у детей – это достаточно распространенное явление, которое настораживает родителей. Как распознать синдром навязчивых движений? Что является его причиной, и какие дети наиболее подвержены синдрому?

Синдром навязчивых движений у детей

Зачастую навязчивые движения возникают у детей, которые подвержены стрессу, переживают сложный период адаптации в коллективе (например, в детском саду) или конфликты в семье. Но в некоторых случаях синдром возникает на фоне полного внешнего благополучия, казалось бы, беспричинно. В этих случаях особенно важно установить причину состояния и своевременно ее устранить.

Невроз навязчивых движений представляет собой не отдельно взятую болезнь, а целый комплекс нарушений психического и эмоционального плана. Эти движения не мотивированны, малышу не всегда удается держать их под контролем. Очень важно при возникновении синдрома обратиться за консультацией детского невролога, чтобы избежать последствий.

Причины навязчивых движений у детей

Навязчивые движения – это одно из многочисленных проявлений обсессивно-компульсивного расстройства. И причин, по которым они могут возникать существует достаточно много. Диагностику состояния осложняет еще и тот факт, что синдром навязчивых движений у детей малоизучен.

Чаще всего навязчивыми движениями страдают нерешительные, тихие дети, которые плохо справляются с переживанием страхов и сложных жизненных ситуаций. Такие дети более подвержены неврозам, они капризны, обладают плохим аппетитом и легко утомляются.

Основные причины навязчивых движений у детей:

  • Травмирующие психику ситуации: семейные конфликты, происшествия и т.п.
  • Пережитый сильный стресс или испуг
  • Постоянное непонимание со стороны взрослых
  • Резкое изменение привычного уклада жизни или распорядка дня.

Часто навязчивые движения путают с нервным тиком. Эти состояния довольно схожи, однако имеют разные причины.

Симптомы нервного тика у детей

Нервный тик – это быстрое сокращение мышц, которое невозможно контролировать. Он происходит из-за того, что мозг дает мышцам неправильную команду. Яркий пример нервного тика – непроизвольное моргание.

Навязчивые движения – это постоянное повторение какого-либо действия. Например, ребенок постоянно покашливает, шмыгает носом или закусывает губу. Повторение действий создает некую иллюзию покоя, что приносит незначительное удовлетворение нервной системе малыша.

Кстати! Модная современная игрушка – спиннер – это не что иное, как инструмент, благодаря которому можно повторять стереотипные движения. Именно в этом заключается секрет его популярности.

Основные признаки нервного тика у детей:

  • Причмокивание и громкое сопение
  • Щелкание языком
  • Громкое дыхание
  • Повторно произносимые ругательства
  • Гримасы или ужимки
  • Бесконтрольное движение век или мышц лица
  • Подергивание конечностями.

Причины недержания мочи у детей

У новорожденных малышей нервная система развивается постепенно, и поэтому процесс мочеиспускания они контролировать не умеют. Рефлекс вырабатывается обычно к 4-5 годам, однако этот процесс очень индивидуален. Обратить пристальное внимание на недержание стоит, если и при достижении 6-8 лет ребенок не может привыкнуть к горшку или туалету.

Наиболее распространенная причина недержания – психологическая травма. Даже ссора в семье или конфликт в детском саду могут спровоцировать нарушение в здоровье. Однако, существует ряд заболеваний и сбоев, сигналом которых может быть недержание, поэтому в случае его возникновения нужно обратиться за консультацией к врачу.

Причины энуреза могут отличаться в зависимости от пола и возраста ребенка. Кроме того, ночное и дневное недержание могут быть разного происхождения.

Недержание мочи у детей ночью и днем

Заболевания мочеполовой системы, недоразвитие волевой сферы, заболевания головного мозга и другое.

Гиперактивность или гиперопека со стороны родителей, нехватка внимания, стрессы и травмы, патологии головного мозга, вызывающие нехватку гормона роста, аллергия, воспалительные процессы почек и мочевого пузыря, недоношенность, травмы мозга и др.

Психологические травмы, слишком крепкий сон, обильное питье, инфекции мочеиспускательной системы, травмы, отставание в развитии.

Точную причину недержания мочи поможет становить только специалист, опираясь на результаты исследований.

Детские неврозы: тики и навязчивые движения. Как их преодолеть?

Детские неврозы: тики и навязчивые движения. Как их преодолеть?

Обычно, если родители видят, что их родное чадо ведет себя довольно странно и даже неприлично: грызет ногти, накручивает волосы на палец или постоянно ковыряется в носу, они делают ему замечание, а если оно не действует, начинают ругать и требовать, чтобы ребенок бросил плохую привычку. Но это не так легко, как может показаться. Ведь речь идет не просто о глупых привычках, а о проявлении невроза, который среди детей очень распространен. О том, почему бывают невротические состояния, в чем они выражаются и как их преодолеть, рассказал заведующий неврологическим отделением Житомирской областной детской больницы Николай Бас.

Мальчики чаще страдают неврозами

Среди девочек примерно 11 % страдает различными неврозами, среди мальчиков – 15-20 %. Причины могут быть самые разные. Часто это стрессовые ситуации в семье, которые постоянно повторяются. Развод родителей. Сильные переживания и травмы, например, ребенка покусала собака или он чуть не утонул в реке во время купания. Неврозы могут возникнуть как последствия перенесенных болезней, в частности, ОРЗ или запущенного гайморита, когда возникает хроническая интоксикация организма. Причиной могут быть нарушения в структуре клеток мозга. Кроме того, неврозы могут быть предвестником психического заболевания, которое проявится в старшем возрасте, например, детские страхи «перерастают» в тяжелые фобии. Существует и генетическая предрасположенность.

Также читайте
7 правил формирования здоровой сексуальности у детей

В чем выражаются неврозы?

У ребенка могут быть тики – непроизвольное сокращение мышц. Это судороги, мигания, подергивания, шмыгания носом или другие звуки.

Могут наблюдаться навязчивые движения: накручивание волос на палец, дергание мочки уха, хруст суставами пальцев, определенные наклоны или повороты головы и так далее.

А также вредные привычки, которые сразу бросаются в глаза: сосание пальца, выдергивание волос, покусывание губ, ковыряние в носу.

Также читайте
Фебрильные судороги у детей

Кроме того, к невротическим состояниям относятся те действия, которые ребенок совершает, не задумываясь, с завидным постоянством. Например, на прогулке ходит по определенному маршруту, считает ступеньки (клеточки в тетради, плиты на полу), вытирает руки об одежду, подчеркивает буквы при написании текстов и так далее. Он и сам не может объяснить, почему это делает.

Неврозы могут сопровождаться бессонницей, потерей аппетита, чувством неполноценности и страхами. У детей страхов довольно много, причем они стараются никому о них не рассказывать, даже родителям. Считают, что их не поймут, засмеют или накажут.

Большие умственные и информационные нагрузки на детей, стремление везде и все успеть, постоянное переутомление – все это лишь подталкивает к возникновению неврозов. Но самая большая проблема – многочасовое пребывание в интернете, где полно агрессивных недетских сайтов – источников страхов и душевных переживаний.

Читать еще:  Гемофильная палочка в носу у ребенка лечение и симптомы
Также читайте
Почему мотивация к учебе у детей не работает?

Как бороться с неврозами?

В первую очередь папы-мамы должны прекратить любые ссоры и выяснения отношений ради спокойствия в семье. Дать понять ребенку, что его любят и ценят таким, какой он есть, и всегда готовы помочь. Откровенно поговорить о том, что его тревожит и волнует. Откорректировать режим дня ребенка, чтобы учеба сменялась полноценным отдыхом, а не пребыванием в интернете. Нужно следить, сколько времени ребенок посвящает гаджетам и какие именно сайты его интересуют. Если ребенка не ограничивать, то у него быстро возникнет зависимость от гаджета, и тогда бороться будет гораздо сложнее. Родители должны сделать так, чтобы ребенок проводил как можно больше времени на свежем воздухе. Обязательно записать его в спортивную секцию, на танцы, плавание, словом, дать возможность развиваться физически и отдыхать душой.

Если невротические состояния выражаются в функциональных нарушениях, например, ребенок постоянно дергает плечами после развода родителей, то их несложно устранить с помощью занятий с психологом. Но если невроз связан с органическими поражениями клеток мозга, то необходимо комплексное лечение – медикаментозное плюс психотерапия или даже лечение психиатра.

Если вы заметили какое-либо проявление невроза, даже, казалось бы, совсем незначительное, нельзя тянуть с обращением к врачу. Если невроз не лечить и не предпринимать никаких мер, с годами он может только усугубиться. И чем больше времени потеряно, тем меньше шансов на полное восстановление психоэмоционального состояния ребенка.

Рациональная фитотерапия невротических расстройств у детей

Наиболее частые причины обращения родителей к неврологу – появление у детей различных страхов, нарушений питания и сна, непроизвольных навязчивых движений.

Под невротическими нарушениями или неврозами понимают обратимое расстройство психического состояния человека без искажения реальной картины мира. Такие проблемы, как правило, у детей и подростков возникают после травм или стрессов, могут быть проявлениями сложностей в межличностных взаимоотношениях или результатом смены обстановки. К сожалению, лишь немногие родители серьезно относятся к первым признакам нервных расстройств у детей и предпринимают действия для исправления ситуации.

В литературе существуют данные о встречаемости неврозов у 2,5–54,6% детей и подростков. В связи с этим актуальны не только вопросы своевременной диагностики и психологической коррекции на самых ранних этапах, но и рациональная медикаментозная терапия, включающая препараты растительного происхождения.

Клиническая картина

Тики (тикоидные гиперкинезы) встречаются у 6–11% детей, мальчики страдают в два раза чаще девочек. Наиболее часто идиопатические тики наблюдаются в возрасте 5–12 лет.

Невротический энурез – недержание мочи преимущественно во время ночного сна. Невротический энкопрез проявляется появлением небольшого количества испражнений на нижнем белье при отсутствии позыва к дефекации.

Невроз навязчивых состояний встречается наиболее часто, характеризуется стереотипными навязчивыми действиями, страхами. Выражается непроизвольными движениями: мигание, наморщивание кожи лба, переносицы, повороты головы, движения плечами, шмыгание носом, хмыкание, покашливание, похлопывание кистями рук, притопывание ногами.

Неврозы навязчивых страхов у детей младшего возраста – страхи загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны страхи болезней (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться, покраснеть в присутствии посторонних, отвечать устно в школе.

Приступы страха могут продолжаться несколько минут, сопровождаясь выраженной тревогой, двигательным возбуждением, вегетативными нарушениями. У детей раннего и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, сказочных персонажей. У детей младшего школьного возраста встречается страх школы.

Патологические привычные действия – сосание пальцев, кусание ногтей, облизывание или прикусывание губ, оттягивание уха и др. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать волосы на голове и брови, ритмическое раскачивание головой и туловищем перед засыпанием у детей до 2 лет.

Расстройства сна встречаются часто, проявляются трудностями засыпания, беспокойным сном, расстройством глубины сна, ночными пробуждениями, кошмарами, эпизодами снохождения и сноговорения.

Невротические нарушения эмоционально-волевой сферы характерны для детей младшего возраста, проявляются падениями с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол. Иногда подобные припадки заканчиваются аффективно-респираторными приступами с остановкой дыхания и кратковременной потерей сознания.

Депрессивный невроз – подавленное настроение, сопровождается грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, стремлением к одиночеству, снижением аппетита, запорами, бессонницей.

Расстройства аппетита чаще всего наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто становится попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, резкий окрик и т.п.).

Терапия

Сочетание психотерапии и комплексной фитотерапии наиболее оптимально по эффективности и безопасности коррекции невротических нарушений у детей и подростков.

Лекарственные растения, обладающие седативными свойствами: валериана, мята, пустырник, боярышник, хмель, пион, пассифлора, мелисса, вереск, душица. Препараты на их основе эффективны при нарушениях сна, повышенной раздражительности и тревожности. Однако большинство из них представляют собой спиртовые настои, что ограничивает их активное использование у детей.

К классу антистрессовых фитопрепаратов можно отнести комбинированное растительное средство Персен, содержащее сухие экстракты из лекарственных растений с анксиолитической активностью. Персен выпускается в двух лекарственных формах: таблетки (применяются у детей с 3 лет) и капсулы (Персен форте, применяется у детей с 12 лет). В состав обоих препаратов входят сухой экстракт мелиссы (25 мг) и мяты перечной (25 мг), валерианы (50 мг в препарате Персен, 125 мг – в Персене форте).

Для лечения невротических нарушений у детей раннего возраста Персен назначают по 1 таблетке 1–3 раза в сутки (в зависимости от массы тела ребенка). Детям старшего возраста и подросткам рекомендуется принимать по 2–3 таблетки Персена или по 1–2 капсулы Персена форте 2–3 раза в сутки. При нарушениях сна препарат рекомендуется принимать за 1 час до сна. Минимальный курс терапии составляет 12–14 дней, рекомендуемый – 1–1,5 месяца. При стойких невротических нарушениях, очевидной эффективности лечения Персеном и при отсутствии побочных реакции курс терапии может составить несколько месяцев, поскольку препарат не вызывает привыкания.

Персен признан высокоэффективным комплексным фитопрепаратом в лечении различных неврозов у детей и подростков. Препарат не влияет на концентрацию внимания, не снижает работоспособность, не вызывает дневной сонливости, что позволяет широко использовать его у школьников. Лекарство обладает хорошим профилем безопасности. По данным двойного слепого рандомизированного плацебоконтролируемого исследования эффективности Персена форте отмечено снижение реактивной и личностной тревожности, вегетативных проявлений, субдепрессии, нормализация сна. В лечении тревожных расстройств у подростков и взрослых достоверное снижение тревожности отмечалось уже на 7-е сутки лечения.

Невротические нарушения у детей зачастую спонтанно регрессируют в юношеском возрасте. Однако при отсутствии должного внимания неврозы приводят к формированию комплексов, невротических особенностей. Своевременная коррекция невротических нарушений способствует формированию гармоничной, позитивной, жизнерадостной личности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector