Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости — это функциональное расстройство, для которого характерно появление соматовегетативных нарушений и повышенной нервной возбудимости. Первые признаки болезни проявляются у новорожденных и детей 1-2 года жизни. У малышей старше 3 лет патологию выявляют гораздо реже. Тем не менее статистика говорит о том, что повышенной возбудимостью страдает около 10% школьников.

Для борьбы с этой проблемой в клинике «ЛЕКАРЬ» применяются методики лечения и профилактики, основанные на сочетании современных медицинский практики и традиционных восточных приемов. Благодаря строго индивидуальному подбору процедур это позволяет надежно устранять проявления заболевания без побочных эффектов.

Причины появления патологии

У грудничка синдром повышенной возбудимости чаще всего развивается вследствие родовых травм или осложненного течения беременности. У школьников патология обычно является следствием несвоевременного лечения в раннем возрасте. Иногда причиной становится дефицит родительского внимания или равнодушие сверстников.

Распространенные причины перинатальной возбудимости:

  • Травмы, полученные во время родов. Чаще всего к ним приводят слишком быстрые и стремительные роды или большой размер плода.
  • Гипоксия. Дефицит кислорода во время беременности приводит к ишемии головного мозга малыша. Причиной этого чаще всего бывает плацентарная недостаточность.
  • Инфекции. Дети, чьи мамы во время беременности переболели инфекционными болезнями, страдают от патологии чаще остальных.
  • Воздействие тератогенных факторов. Курение и употребление алкоголя во время вынашивания малыша также способствует развитию синдрома.
  • Отягощенная наследственность. Холерический темперамент и наличие психических расстройств у родителей могут быть причиной гипервозбудимости их детей.
  • Болезни детского возраста. Кишечные колики, рахит и спазмофилия могут приводить к развитию повышенной возбудимости в более старшем возрасте.

Характерные симптомы

Заметить признаки гипервозбудимости у неврожденного младенца довольно просто. Малыш становится плаксивым, раздражительным, плохо спит и отказывается от груди. Врачи нередко выявляют снижение мышечного тонуса и появление патологических ритмичных движений рук и ног. При отсутствии лечения у ребенка нарушается психомоторное, речевое и умственное развитие.

Симптомы, позволяющие заподозрить патологию:

  • плаксивость;
  • частый отказ от кормления;
  • повышенная двигательная активность;
  • бессонница;
  • постоянные срыгивания и рвота;
  • склонность к поносам;
  • тремор, хаотичные движения рук и ног;
  • вегетативные расстройства.

Методы диагностики

Лечение гипервозбудимости у детей

Для лечения повышенной возбудимости у ребенка в нашем центре используются физиотерапия и методики восточной медицины. Давать малышу седативные препараты, нейролептики или транквилизаторы не только нежелательно, но и опасно, и токсичные аптечные лекарства лучше заменить лечебными травами (фитотерапией).

Также в такой ситуации полезны гомеопатия, иглорефлексотерапия, остеопатия, ЛФК. Не менее эффективен и точечный массаж при гипервозбудимости. При необходимости ребенку назначаются занятия с логопедом, дефектологом, психиатром, психотерапевтом или нейропсихологом.

Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

У каждого ребенка разная степень эмоциональной возбудимости. Польский психолог Казимир Дабровски подробно изучил вопрос повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка. В данной статье мы расскажем о том, что такое синдром повышенной возбудимости у детей и как родителям снять возбудимость ребенка.

Дети посещают садики, учебные заведения и на их эмоциональность влияют их воспитатели, учителя, однокласники. Эмоциональная возбудимость может оказатся синдромом, который надо лечить.

Чрезмерная эмоциональная возбудимость, пожалуй, самая значительная из пяти возбудимостей (интеллектуальная, чувственная, психомоторная чрезмерная возбудимость, а также чрезмерная возбудимость воображения), обозначенных Казимиром Дабровски, польским психологом, следившим за тем, как по-разному вели себя люди в Польше во время Второй мировой войны. Некоторые люди могли совершать акты неслыханной жестокости, а другие — рисковали своей собственной жизнью ради спасения других.

Его наблюдения позже были сформулированы в Теории позитивной дезинтеграции. Чрезмерные возбудимости, иногда называемые супер чувствительностью, являются частью теории.

Что такое чрезмерная эмоциональная возбудимость?

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.
Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо . Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.

Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-за какой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.

Положительное в повышенной возбудимости

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.
Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

Читать еще:  Кашель у 8 месячного ребенка без температуры лечение

Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.

Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

Что может сделать родитель для снятия эмоциональной возбудимости у ребенка?

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?

Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек. А случается как раз так, что дети с сверхчувствительностью действительно страдают, при чем больше — мальчики. Избегайте критики за чувствительность и чрезмерной защиты от окружающего мира. Ни первое, ни второе не поможет.

Помогите ребенку понять, что его эмоциональная сверхчувствительность нормальна для одаренных деток. Вот почему так важно обсудить одаренность с ребенком, ведь он сможет сам, с помощью своего интеллекта, понять это явление и свои сильные чувства. Одним из способов помочь является придумать такую себе эмоциональную шкалу.

Сделать это нужно в момент, когда ребенок спокоен, выбрав и дав 1 балл событию, которое абсолютно его не трогает, и 10 баллов событию, которое было бы просто катастрофой. Когда ребенок расстраивается, воспользуйтесь этой шкалой, чтобы помочь ему осознать уровень события.

Помните, что дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью могут расстроиться или впасть в ступор, когда они физически не способны сделать то, что им хочется. Например, трехлетний малыш может создать у себя в воображении какой-то шедевр, но недостаточно развитая моторика не позволит ему превратить замысел в реальность. Не говорите ему, что все хорошо, потому что для него это совсем не так. Но хвалите его за усилия и подчеркивайте его достоинства.

Предложите ребенку завести дневник, писать рассказы или стихи, играть или сочинять музыку, создавать поделки или рисунки, заниматься физической деятельностью, чтобы справиться с эмоциями. Это отличный способ «выпустить пар».

Не думайте, что ваш ребенок — это маленький взрослый человек.

Не ожидайте от него контроля над эмоциями только потому, что иногда он говорит и ведет себя как взрослый. С другой стороны, не давайте ребенку выходить из себя, если он расстроен. Нарушение правил всегда должно иметь последствия. Но наказывать только за чрезмерно сильное выражение эмоций — нельзя. Проблема ведь не в эмоции, а в плохом поведении. Например, ребенок не должен быть наказан за то, что она подавлен чем-то , а вот за то, что кидается игрушкой в друга, если расстроен — должен.
В некоторых случаях ребенку может понадобиться профессиональная помощь. Если вы верите, что психолог может помочь малышу, обязательно подыщите кого-то , кто работает с одаренными детьми и их эмоциональной нестабильностью.

Надеемся, статья о повышенной эмоциональной возбудимости ребенка была вам полезна. Исполняя все рекомендации психолога Казимира Дабровски ваш ребенок будет получать высокие результаты за свои достижения.

Как вылечить гипервозбудимость у ребёнка?

В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте и т.д.

В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте и т.д.

Детская гипервозбудимость — это общее название целого ряда состояний, которые характеризуются излишней двигательной активностью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, проблемами со сном, и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Данный синдром не может проявиться на пустом месте без провоцирующих факторов. Сюда можно отнести: инфекционные заболевания матери в период беременности, либо же инфекции, перенесённые ребёнком в первые недели жизни, различные родовые травмы, роды с осложнениями, гипоксия плода, токсикоз и нервное напряжение матери при беременности.

Какова картина течения данного расстройства? У ребёнка наблюдаются вспышки гнева, истерики, возникающие на ровном месте, быстрая смена настроения. Дети склонны к хулиганскому поведению. Им сложно сфокусировать своё внимание на чём-то одном длительное время. Младенцы при гипервозбудимости очень плохо спят, могут подолгу кричать, плач их монотонный.

Читать еще:  У ребенка шелушится кожа на руках причины и лечение

Несмотря на то, что признаки гипервозбудимости проявляются довольно быстро, в раннем возрасте, родители часто не обращают на них внимание.

А настораживать должны следующие симптомы: когда малыш просыпается от каждого шума и с трудом засыпает, плохо ест, ладони часто сжаты в кулачки, а кожа имеет голубоватый или красноватый оттенок из-за расположенных близко к поверхности кожи вен.

В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте, постоянно меняет свои занятия, может быть довольно агрессивно настроен по отношению к своим сверстникам.

К сожалению, пока что не существует специальных приборов, тестов и анализов, помогающих быстро и точно диагностировать у ребёнка гипервозбудмость.

Если родители заподозрили, неладное, им стоит немедленно обратиться к врачу-педиатру или неврологу. После осмотра ребёнка и сбора подробного анамнеза, специалист может назначить УЗИ, рентгенографию шейного отдела позвоночника, электроэнцефалографию и прочие дополнительные обследования.

Самое главное при диагностики гипервозбудимости — определить природу заболевания, которая может быть неврологической, психологической, метаболической и прочей. От этого зависит разработка стратегии лечения с недугом.

В качестве лечения гипервозбудимости назначается приём успокаивающих нервную систему и психостимулирующих препаратов, массаж, гидротерапия, лечебная физкультура. Помимо всего прочего, таким детям необходимо соблюдать определённый распорядок дня, чаще бывать на свежем воздухе, играть в спокойной комфортной обстановке.

Чтобы сократить вероятность появления у ребёнка гипервозбудимости, следует заранее позаботиться о профилактике болезни, а именно на время беременности важно отказаться от вредных привычек, придерживаться режима питания и сна, и, конечно, находиться под постоянным врачебным наблюдением.

А если же так случилось, что малыша не удалось уберечь от недуга, крайне важно не запускать болезнь, иначе заболевание будет прогрессировать и в будущем у ребёнка может развиться стойкое невротическое расстройство. Поэтому своевременный поход к неврологу станет залогом прекрасного самочувствия и здоровья вашего реьёнка в будущем.

Детская гиперактивность

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название « синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить. Что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

1. Органические поражения центральной нервной системы ( ЦНС).

2. Генетические причины. Или наследственная.

3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.

4. Неблагоприятные роды. Патология родов.

5. Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.

6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействуют на нервную систему плода.

7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли « хулигана» и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

3. Повышення активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют , растягивают губы, прикусывают язык.

4. Плаксивость, беспокойство, капризы.

6. Нарушение концентрации внимания.

7. Негативизм. То есть ребенок все отрицает.

9. Повышенный тонус мышц.

10. Беспокойный сон.

12. Повышенная возбудимость.

1. Слабая успеваемость в школе.

2. Низкая самооценка.

3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение

Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и « взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

1. Утренняя зарядка.

2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше вечером также играть в активные игры.

3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

Читать еще:  Цистит у ребенка 7 лет лечение в домашних условиях

6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Для взаимодействия со своим гиперактивным ребенком, воспользуйтесь советами психолога.

При воспитании гиперактивного ребенка родители должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями ( наказаниями).

Рекомендации родителям.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

* Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

* Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить « нет», « нельзя», « прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

* Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

* Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения ( то есть его собственную « территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

* Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

* Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

* В своих отношениях с ребенком придерживайтесь « позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

* Избегайте повторений слов « нет» и « нельзя».

* Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

* Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

* Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

* Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания ( например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

* Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

* Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

* Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

* Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

* Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

* Постоянно акцентируйте внимание ребенка на его достоинствах, а не недостатках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector