Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам число малышей с отставанием в речевом развитии не становится меньше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз [1] . Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет [2] . Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но, чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в два–три года, тем больше шансов на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Возможные признаки задержки психоречевого развития у детей

Признаки задержки психоречевого развития:

  • четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • восемь–девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

Некоторые виды нарушения речевого развития

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте могут наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Такой ребенок, как правило, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, то есть в диалогах с другими людьми. Это еще одна причина как можно раньше начать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода могут способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается расстройствами аутистического спектра. Приведем их черты в поведении ребенка.

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом и логопедом-дефектологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается терапия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом. Его работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Читать еще:  Гайморит у ребенка 5 лет лечение народными средствами

Ошибкой родителей будет обращение к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-психиатр или невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства. К сожалению, не всегда психотропные средства назначаются «по адресу»: в некоторых случаях можно обойтись и без них либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом-дефектологом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий разные методы.

В каких московских клиниках лечат ЗПРР

При первых симптомах отставания ребенка от сверстников лучше «подстраховаться» и обратиться к специалистам. В столице лечением задержки психоречевого развития у детей занимаются различные медицинские учреждения. Помочь готовы и специалисты Европейского медицинского центра (EMC). Это организация с более чем 30-летней историей. В штате EMC опытные и квалифицированные врачи, многие из них прошли обучение или стажировку в зарубежных клиниках.

Некоторые симптомы ЗПРР схожи с признаками других болезней, поэтому постановку диагноза лучше доверить опытным врачам. В EMC коррекцией нарушений речевого и психического развития занимаются терапевты, неврологи, психиатры, логопеды-дефектологи, нейропсихологи, при необходимости можно обратиться и к другим специалистам клиники. Врачи проводят тщательную нейропсихологическую, логопедическую диагностику, далее разрабатывают индивидуальный план коррекции выявленных нарушений. Как правило, программа включает работу с логопедом-дефектологом, нейропсихологом, различные сенсорные упражнения, задания на развитие мозга.

Специалисты EMC рекомендуют проходить профилактические осмотры каждый год. Ранняя диагностика позволяет предотвратить развитие и осложнение многих заболеваний.

Европейский медицинский центр работает в различных направлениях: и взрослые, и дети могут пройти здесь комплексное обследование всех органов и систем. Среди основных принципов работы клиники — индивидуальный подход, программа лечения не составляется по шаблону, а разрабатывается с учетом особенностей конкретного пациента.

* АО «Европейский Медицинский Центр» (ул. Щепкина, д. 35) осуществляет:

  • медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-77-01-020774, выданной Департаментом здравоохранения города Москвы 26 ноября 2020 года;
  • высокотехнологичную медицинскую деятельность на основании лицензии ФС-77-01-007352, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 3 августа 2020 года.

** Аккредитация Объединенной международной комиссии (Joint Commission International), полученная Европейским медицинским центром (госпиталь на ул. Щепкина, 35), распространяется на период с 7 апреля 2018 года по 6 апреля 2021 года.

  • 1 https://www.npcdp.ru/files/science/sbornik-tezisov-2019.pdf
  • 2 https://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/nevrologiya/zaderzhka_razvitiya_u_rebenka_do_3_let/

Вся информация, касающаяся медицины и здоровья, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, то есть подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится мало разборчивая, смазанная и не четкая. Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать. Голос у детей — дизартриков тихий, слабый, а иногда резкий, с хрипотцой. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность.

В зависимости от зоны поражения головного мозга, возможны различные проявления дизартрии: от тяжелых форм с проблемами глотания. слюнотечением, парезом мышц гортани, до легких «стертых» форм, при которых отмечается смазанная речь с гнусавым оттенком. Существует даже «холодовая» форма дизартрии, которая возникает только в холодном помещении или зимой.

Есть логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Выделяют 4 степени тяжести нарушения речи. От легкой (I), которую можно выявить только при специальном обследовании, для окружающих это нарушение может выглядеть как нечеткость дикции.

До тяжелой (IV) степени, когда речь ребенка непонятна даже родителям или полностью отсутствует.

Так как дизартрия – это неврологический диагноз, логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, а медикаментозное лечение назначается неврологом. Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Дизартрия в грудном возрасте может проявляться в виде:

  • — трудностей при сосании груди, бутылочки, соски;
  • — нарушении глотания в процессе питья, приема пищи, сглатывания слюны, ребенок поперхивается, часто срыгивает;
  • — нарушений жевания и кусания в более старшем возрасте.

В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации я, как клинический логопед, провожу курсами логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания у детей от 1 месяца, в том числе и детям на зондовом кормлении. Под контролем специалиста ведется обучение мамы элементам специального массажа для стимуляции сосания и отработки глотания (проводить массаж надо перед каждым кормлением). Объясняется необходимость ведения мамой «Дневника кормления» малыша (с учетом срыгивания и докорма через зонд). Основная наша задача — снятие ребенка с зондового кормления и нормализация его питания.

Восстановление сосательного рефлекса идет медленно, его можно стимулировать специальным логопедическим массажем и точечной стимуляцией в домашних условиях:

*Массаж лицевой мускулатуры

На детском лице поглаживание и разминание проводятся обеими руками равномерно с двух сторон.

1.От середины лба к вискам.

2.От середины лба до ушных раковин.

3.От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку.

4.От бровей к волосистой части головы.

5.От спинки носа к ушным раковинам.

6.От мочек ушей по щекам к крыльям носа.

*Массаж языка

Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике.

1.Поглаживание языка от его середины к кончику. Постепенно продвигаться ближе к корню языка.

2. Поглаживание от серединной линии языка в стороны.

3.Похлопывание по всей поверхности языка и по краю языка сверху вниз.

*Массаж губ и круговой мышцы рта

Массаж губ ребенка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.

1.Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям.

2.Разминание губы между большим и указательным пальцами, «перетирая» губу. Массаж проводится с верхней и нижней губами.

Читать еще:  Киста в гайморовой пазухе симптомы и лечение у ребенка

3.Пальцы помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».

Примерно в 5 месяцев малыши начинают тянуть все в рот, благодаря этому они изучают движения челюстей, языка и губ. Если по каким-либо причинам этого не происходит, вы можете сами научить своего ребенка кусать и жевать, либо обратиться за помощью к специалисту.

Так как кусание и жевание – важные этапы обучения ребенка самостоятельному питанию, я рекомендую начинать обучение со специальных приспособлений, созданных для обеспечения стимуляции и тренировки губ, щек, языка и десен. Это могут быть прорезыватели, вибрирующие палочки, спринцовки и другие инструменты. Их можно найти на логопедических сайтах, в аптеках.

Процесс обучения кусанию и жеванию длительный, поэтому необходимо соблюдать последовательность в работе:

1 этап – Покажите ребенку, как кусать, чтобы малыш понял, что значит это слово. Этот этап можно превратить в увлекательную игру, если по очереди кормить куклу. Пускай ребенок накормит и вас. Используйте при этом какой-либо звук или слово («кусай», «ам-ам»).

2 этап – Направлен на формирование правильного открывания рта при жевании. Положите прорезыватель между жевательными поверхностями зубов и помогите деснам сомкнуться и разомкнуться. При этом используйте слово «кусай». Делайте это перед зеркалом, чтобы малыш видел, как кусает (если это не слишком отвлекает его).

3 этап – После того как ребенок поймет слово «кусай» и научится его выполнять, приступайте к жеванию. Делайте до 20-25 жевательных движений на каждой стороне (в сложных случаях помогайте рукой, удерживая подбородок и повторяя в такт жеванию опускание и подъем нижней челюсти).

4 этап – Используйте длинные прорезыватели, чтобы развивать двустороннее жевание и увеличивать силу челюстей. Меняйте сторону, чтобы стимулировать перемещение жевательной активности: 3-5 на одной стороне, потом на другой. Начинайте с боковых зубов, постепенно переходя к задним зубам.

5 этап – Когда ребенок научился кусать и жевать, во время работы окунайте прорезыватель в пюре – это позволит перенести новый навык на реальную еду.

И хвалите, хвалите, хвалите малыша!

Для преодоления гиперсаливации (обильного слюнотечения) у детей с дизартрией необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в обычном положении. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Основные этапы логопедической коррекции при гиперсаливации:

1.Криотерапия активных точек в области губ.

2.Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав, минеральной воды, киселя и кефира.

3.Логопедический массаж и массаж по точкам.

4.Жевание твердой пищи.

5.Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.

6. Дыхательные упражнения и произнесение гласных на твердой атаке.

Рекомендации логопеда для родителей при гиперсаливации у детей:

  • — Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • — Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • — На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну.

Основываясь на своем практическом опыте, при систематической работе уменьшается слюнотечение и ребенок лучше контролирует глотание.

В большинстве случаев детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с плохо развитой мелкой моторикой. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. Поэтому у большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

В основе лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов. Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.

Логопедическая работа и реабилитация

Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и подробный план коррекции дефекта с описанием упражнений:

Задержка речевого развития у детей 4-5 лет

-Доктор, мой сын не разговаривает. Нам уже 4 года, но кроме элементарных слов ничего не добьешься.

-Есть ли проблемы со слухом, с пониманием того, что ребенку говорят и как давно?

-Понимает и слышит. Всегда был молчуном, но мне говорили до 3-х лет не беспокоиться – сам разговорится.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это симптом, диагностируемый все чаще, поэтому подобные диалоги типичны в кабинетах детских психиатров и неврологов.

Формирование речи у ребенка – процесс длительный, в норме предполагающий физиологическую и психологическую этапность. Поэтому ЗРР не возникает ни с того, ни с сего, и внимательные родители отклонения от нормы замечают раньше – в 1-2 года, например.

Однако современные «воспитательные» тенденции порой настолько далеки от канонов педагогики, что наносят серьезный вред ребенку. Так, сегодня некоторые уверены, что не стоит тратить время на «мелочи» как то обучение и развитие речи ребенка до 3-х лет.

Но такой подход губителен, ведь по статистике каждый 4-5й ребенок имеет речевые проблемы. Ждать пока «перерастет» или «разговориться» не стоит, ведь подобные родительские «ожидания» приводят к тому, что малышу помочь невозможно, и он всю жизнь будет испытывать коммуникативные трудности.

Директор детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек

По мнению директора детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Натальи Стручек, главная проблема при ЗРР – это время, которое взрослые тратят впустую: «Как правило, дети, родители которых не уделяют должного внимания развитию речи ребенка в таком возрасте, оказываются в положении необходимости в будущем искать и осваивать другие варианты коммуникации с людьми». Так, если ребенок не заговорил до 8 лет, шансов освоить речь практически нет.

Задержка речевого развития – это серьезный симптом, который может указывать не только на откровенную педагогическую запущенность, а на ряд болезней. Какой бы не была причина, когда ребенку ставят диагноз ЗРР, это требует длительной коррекции. Р азвитие речи для детей 4-5 лет, крайне важно для полноценного будущего ребенка. В Украине задержку речевого развития медики ставят именно в 4-5 лет, ведь в этом возрасте проблемы очевидны – они становятся помехой в жизни ребенка и в дальнейшем повлекут серьезные трудности с обучением в школе.

Задержка речевого развития в 4 года

До 3-х лет ребенок осваивает и изучает окружающий мир в основном без коммуникации. Ему достаточно мамы, которая проводит с ним время и такого же 3-летнего карапуза на детской площадке с бабушкой, о котором малыш забудет сразу по приходу домой.

Но к 4-м годам у ребенка начинает проявляться сильное стремление осваивать мир с помощью речи, общаться с другими детьми и взрослыми. Если это не доступно и развитие речи задерживается, страдает вся психика и развитие ребенка. Знаний «о жизни» у малыша с ЗРР намного меньше, чем у говорящих сверстников. Если Вы наблюдаете отставание в развитии речи у вашего ребенка, следует незамедлительно обратится к профессионалам.

Читать еще:  Растяжение мышц бедра у ребенка симптомы и лечение
Как выглядит задержка речевого развития у ребенка 4 лет:
  • наблюдается задержка психомоторного развития (позже сверстников начал держать головку, сделал первые шаги и пр.), трудности приучения к горшку, когда в 4 года случаются «казусы»;
  • недоразвитость мелкой моторики;
  • ребенок не может выполнить простую задачу – например, нарисовать солнышко по просьбе взрослого;
  • словарный запас минимален, ребенок не может построить грамматически правильную и логически завершенную фразу;
  • до 4-х лет не произнес ни слова;
  • не делает обобщений;
  • не понимает обращенную речь;
  • речь не является регулятором поведения – ребенок не понимает заданий взрослого или правил игры, социальных норм и т.д.;
  • постоянно открыт рот, чрезмерное слюноотделение.

Задержка речевого развития у ребенка 5 лет

Дети с ЗРР сильно отличается от сверстников – «болтающих почемучек». Задержка речевого развития у ребенка 5 лет проявляется признаками:

  • скудный словарный запас, ребенок довольствуется несколькими выученными фразами для повседневного общения;
  • коверкает речь, слова произносит неправильно, отсутствует правильная структура речи;
  • отставание в развитии речи
  • речь отсутствует, до 5 лет ребенок не произнес ни слова;
  • речь есть, но она непонятна взрослым, ребенок разговаривает на «своем языке»;
  • темп речи слишком быстрый («тарахтит») или слишком медленный;
  • не понимает обращенную речь;
  • не усваивает академические знания в детском саду, есть трудности с самообслуживанием;
  • не может рассказать стишок, пересказать сказку, оценить действия главных героев.

Коррекция задержки речевого развития у детей 4-5 лет

развитие речи для детей 4 5 лет

Коррекция ЗРР в 4 года, равно как и задержка речевого развития 5 лет – это комплекс мероприятий, направленных на развитие участков головного мозга, отвечающих за речь, а также корректирующие занятия по повышению уровня физического и психоэмоционального развития ребенка. После диагностики требуются занятия с логопедом, дефектологом, психологом, а также наблюдение и соблюдение рекомендаций детского психиатра и невролога, ведь иногда без медикаментозного лечения не обойтись. Детям с ЗРР часто назначают препараты, активизирующие речевые зоны головного мозга и стимулирования нейронов.

Эффективность демонстрируют и вспомогательные методы: электрорефлексотерапия, массаж (общий и логопедический массаж языка ), магнитотерапия, медикаментозное лечение ЗРР, методика Томатиса, и т.д. Так, в детском саду для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» массаж, Томатис входит в перечень предоставляемых услуг и дети показывают хорошие результаты – слух улучшается, речь становится разборчивой и четкой, наблюдается повышение психоэмоционального фона.

Однако лечение назначает только врач, ведь устранение ЗРР – процесс, требующий индивидуального подхода в связи с вариациями основных и сопутствующих болезней, а самолечение только навредит. Например, электрорефлексотерапию нельзя назначать детям с эпиготовностью или психическими расстройствами.

Родителям важно помнить, что даже в случае необходимости медикаментозного лечения, работы логопеда и психолога, занятия по развитию речи дома никто не отменял.

Задача ребенка в данный период – пройти все «пропущенные» ступени становления речи. И хотя ожидать гуления от 5-летнего ребенка не стоит, все же первые слова, фразы и осмысленные предложения придут, если разучивать потешки, короткие стихи, песенки и т.д. Взрослым нужно все время разговаривать, не коверкая речь, побуждать малыша отвечать, а также выражать свои потребности словами. Нельзя забывать и о развитии мелкой моторики – играйте с песком, лепите из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками, перекладывайте бусинки и крупы – все это благоприятно воздействует на речевой центр головного мозга.

Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» успешно проводит коррекцию и диагностику при задержке речевого развития в Киеве с детьми более 10 лет. Чтобы занятия ребенка проходили весело и эффективно, обращайтесь к профессионалам.

Задержка психического развития (ЗПР)

Под задержкой психического развития или ЗПР понимают задержку темпа формирования психических функций в детском возрасте.

Данный диагноз используется детскими врачами-неврологами и логопедами для констатации факта отставания в развитии таких функций, как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и, в ряде случаев, речь.

Речь является высшей формой проявления возможностей человека, опосредует высшие психические функции, является результатом развития и совокупной работы ряда психических функций. Таким образом, определенные проявления отставания в развитии речи могут быть симптомами задержки психического развития (ЗПР).

Диагноз «задержка психического развития» используется, преимущественно, в отечественной практике и выставляется в дошкольном возрасте. При сохранении симптомов отставания в школьном возрасте диагноз уточняется и пересматривается.

В иерархии нарушений и задержек развития, особенности развития, называемые задержкой психического развития (ЗПР), являются наиболее прогностически благоприятным и поддающимся коррекции нарушением.

Классификация

Существуют различные классификации задержек психического развития. По одной из классификаций выделяют:

1) ЗПР конституционального генеза, где причиной ЗПР считают задержку развития эмоционально-волевой сферы;

2) ЗПР соматогенного происхождения (вследствие соматического заболевания, двигательной или сенсорной депривации);

3) ЗПР психогенного происхождения (гипоопека, гиперопека, развитие по невротическому типу, вследствие тоталитарного и агрессивного стиля воспитания);

4) ЗПР церебрально-органического генеза (задержки развития на фоне патологического воздействия на нервную систему различной этиологии).

Сам по себе термин «ЗПР» является описательным, не несет информации о структуре нарушения и постепенно теряет свою актуальность среди специалистов педагогического профиля (психологов и логопедов).

Диагностика

Как правило, ЗПР диагностируется детским неврологом или психиатром после всестороннего обследования с использованием аппаратных методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ), сбора анамнеза и исключения других вариантов патологического развития ребенка (умственная отсталость, психические заболевания). Часто ЗПР является диагнозом, сопутствующим какому-либо неврологическому нарушению или особой жизненной ситуации ребенка.

После постановки врачом диагноза ЗПР, ребенок попадает на обследование к логопеду и нейропсихологу для уточнения качества и механизма задержек, выявления наиболее дефицитарных функций и постановки более точного нейропсихологического и логопедического статуса (например, несформированность сферы программирования и контроля, повышенная утомляемость, несформированность в сфере праксиса (диспраксия) или гнозиса, особенности мышления или эмоционально-волевой сферы, снижение объема слухо-речевого восприятия, алалия, и т.д.).

Лечение

Для преодоления задержки психического развития в большинстве случаев необходим комплексный мультидисциплинарный подход, когда врач-невролог назначает медикаментозное лечение для устранения неврологических причин задержки, но также в терапии участвуют специалисты лечебно-педагогического профиля.

Нейропсихолог занимается формированием и развитием отстающих психических функций. Логопед работает над развитием речи, формированием активного и пассивного словаря, ведет работу над развитием письма и чтения для предотвращения развития в будущем дислексии и дисграфии. В ряде случаев необходим курс массажа, мануальной терапии, остеопатического лечения.

Особое место в лечении ЗПР отводится уникальной методике, активно применяемой в современной практике ведущих западных медицинских центров – транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия метода транскраниальной магнитной стимуляции заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.

Курсовое лечение с помощью ТМС увеличивает как эффективность применения терапии, так и коррекционных занятий со специалистами – в разы сокращая время, требуемое на достижение результата. ЦРН «ДокторНейро» является одной из немногих в Москве клиник, практикующих применение ТМС в лечении задержки психического развития. В нашем центре установлено оборудование для проведения ТМС в максимальной комплектации, что позволяет нам применять как собственные, так и все известные на сегодняшний день протоколы лечения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector