Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постоянно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на сове будущее.

  • Ребенок не может долго работать, не уставая
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  • Любое занятие вызывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения задания очень напряжен, скован
  • Смущается чаще других
  • Часто говорит о напряженных ситуациях
  • Краснеет в незнакомой обстановке
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны
  • Руки у него обычно холодные и влажные
  • У него не редко бывает расстройство стула
  • Сильно потеет, когда волнуется
  • Не обладает хорошим аппетитом
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается
  • Часто не может сдержать слезы
  • Плохо переносит ожидание
  • Не любит браться за новое дело
  • Не уверен в себе и своих силах
  • Боится столкнуться с трудностями

Детская тревожность в разном возрасте

Тревожность дошкольников
Зачастую родителям сложно понять из-за чего может тревожится их ребенок. Ну, какие могут быть проблемы в его возрасте: одет, сыт, друзей полон двор, игрушек уйма, любящие родственники?!
Однако наличие проблем детской тревожности сигнализирует о том, что в жизни маленького человека не все так гладко, как видится взрослым. Данное состояние ни в коем случае нельзя игнорировать. Кроме того, не имеет значения сын у вас или дочь, в таком возрасте тревожность не зависит от половой принадлежности ребенка.

Тревожность присуща человеку вне зависимости от возраста. У детей в период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей. В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смети. Если вы заметили тревожность у своего ребенка, ни в коем случае не стоит отпускать эту проблему на самотек.

В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смети.

Тревожность школьников
Очень сложным может стать возраст от 7 до 11 лет. В это время жизнь ребенка меняется, он становится взрослым, на него возлагается миссия хорошо учиться, правильно себя вести, быть лучше, прилежней, сообразительнее сверстников.

Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых – каникулы от 1 до 1.5 недель.


Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых – каникулы от 1 до 1.5 недель.

Бывает, что тревожность связана с более серьезными проблемами. Так, с помощью профессионального психолога Клиники восстановительной психологии «Четырехлистный клевер», у ребёнка уже на ранней стадии может быть выявлено психическое расстройство, невроз.

Откуда берется повышенная тревожность?

  1. Если в доме постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами постоянно чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительное, ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.
  2. Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Взрослым иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.
  3. Тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться в жизни. А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного и напряженного ожидания: сумел-не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  • Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными. Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут смириться с тем, что ребенок получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником в классе.
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель, говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме что ты подрался».
  • Повышать самооценку ребенка
  • Обучать ребенка управлять своим поведением
  • Обучать ребенка расслабляться
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Читать еще:  Ротавирусная инфекция у ребенка 1 год симптомы и лечение

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберете ему кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ребенку радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ваш ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, пишите, звоните нам +7 (3822) 33–44–77.
Искренне ваш, Четырёхлистный Клевер.

Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.

Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.

До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?

— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.

— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.

— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.

Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.

— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».

— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.

— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.

— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.

— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».

У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.

— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.

Читать еще:  Лечение при первых признаках простуды у ребенка до года

— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.

— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.

Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.

— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.

— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.

— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.

— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.

— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства.

— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.

Испуг у грудного ребенка

Прочитав эту статью, Вы узнаете какие признаки испуга бывают у грудничка
познакомитесь с рекомендациями специалистов по лечению испуга у детей до 3 лет в домашних условиях
Содержание:

Признаки испуга у младенца

Испуг у новорожденного ребенка возникает достаточно часто вплоть до 3 лет. Причем замечено на практике, что чем меньше у ребенка возраст, тем более уязвима его неокрепшая психика.

5.png

Так испуг у младенца может возникнуть не только от осознания им, что рядом нет его мамы, но и от:

• сильного эмоционального стресса
• резких громких звуков
• криков
• праздничных салютов
• резкого переворачивания с животика на спинку
• неожиданных природных явлений
• образов крупных домашних животных, которые неожиданно попали в поле зрения грудничка

Правда, как правило, от испуга у младенца быстро наступает успокоение.

испуг3.png

Однако иногда перенесенное потрясение оставляет свой отпечаток и малыш начинает проявлять повышенную нервозность. Такой малыш становится очень беспокойный, плаксивый, плохо спит, боится оставаться один.
Поэтому важно точно знать все признаки испуга у младенцев.
Итак, про пережитый испуг у грудничка могут говорить следующие симптомы:
1) Он чаще обычного стал плакать. И продолжает свой плач даже когда все видимые причины для слез уже устранены
2) Его сон стал тревожным из-за частых пробуждений и плача во сне
3) Он ни на секунду не отпускает от себя взрослых и категорически не желает оставаться сам

ПОМНИТЕ!
От очень сильного испуга младенец может даже отказываться от еды и у него может появиться тремор в конечностях .
Не переживайте за тремор ручек и ножек. Он прекратится сразу, как только сам малыш успокоится.

3.png

Но очень сильный испуг у грудничка может так же привести к речевым нарушениям и энурезам.
Правда, как показывает практика, у некоторых детей с дальнейшем взрослением симптомы испуга бывает проходят самостоятельно.
Но есть случаи, когда они сохраняются и проявляются в задержке развития.
Такое затормаживание формирования различных психических функций в дальнейшем сказывается на приобретении ребенком новых навыков и поэтому не может не беспокоить каждого родителя, чтобы не допустить тяжелых последствий в будущем.

Как лечить испуг у грудничка в домашних условиях

Как говорилось выше, испуг у младенцев является только реакцией их очень нестабильного эмоционального фона на различные раздражители и поэтому такую ситуацию можно и нужно исправлять.
Поэтому, учитывая тот факт, что по наблюдениям специалистов для детей до 2 лет основным направлением в развитии является сенсорное, именно на него родителям стоит обратить свое внимание.

9.png

Начните с самого простого:

  1. Чаще держите младенца на руках
  2. Ласково поглаживайте его
  3. Аккуратно покачивайте
  4. Давать ему потрогать различные виды тканей с мягкой фактурой
  5. Познакомьте малыша с различными тактильными играми пластилином, кинетическим песком, игрушками из мягких тканей
  6. Следите строго за режимом дня и сбалансированным питанием малыша
  7. Больше проводите времени на свежем воздухе
Читать еще:  Как часто можно давать ребенку лазолван?

ПОМНИТЕ!
Сразу, как только заметили испуг у своего младенца – берите его на руки и старайтесь ласково успокоить тихим голосом. Дальше до полного успокоения ребенка не оставляйте его самого
На вечер от испуга младенца можете предложить ему расслабиться в ванночке с целебными травами, которые должны оказать на него свое седативное воздействие.

6.png

Это может быть состав из одной или нескольких трав, например, ромашки, чабреца, душицы, зверобоя, пустырника, мяты, хвои. Только согласуйте свой выбор с педиатром на случай аллергической реакции
И затем на время ночного сна Вы постарайтесь быть рядом с малышом.
Весь следующий день старайтесь всегда быть рядом и внимательно следите за его общим состоянием.
ПОМНИТЕ!
Быстро вылечить испуг у младенца удается очень редко. Обычно на это нужно время
Для ребенка от 2 лет полезна будет сказкотерапия в которой главному герою в конце важно победить какой-то страх и бассейн.

7.png

В ситуации, когда у ребенка наблюдаются физические проявления испуга — энурез, нервный тик, заикание, тогда необходимо показать специалисту.

Лечение логоневроза у детей

Причины логоневроза у детей

Вокруг заикания существует немало мифов и заблуждений. Одно из них в том, что заикание и логоневроз — это одно и то же. Такое утверждение в корне неверно. Логоневроз является следствием заикания. Логоневроз у детей способен проявиться на фоне заикания, а также других нарушений речи, например, общей задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков и тому подобных. Причиной могут быть и другие стрессовые ситуации, например, ссоры с ровесниками, нервная обстановка в семье, испуг, сильные учебные или эмоциональные нагрузки.

Причины логоневроза у ребёнка

В медицине заикание подразделяют на две формы: невротическую и неврозоподобную.

Неврозоподобная форма заикания объясняется генетической предрасположенностью. Также причиной могут стать осложнения во время беременности и родов, угрозы выкидыша или асфиксия плода.

Невротическая форма заикания вызывается какой-либо психической травмой. Чаще всего это испуг, умственные нагрузки, постоянный стресс в семье, детском саду или школе.

Невротическое заикание часто начинает проявляться только в каких-то определенных ситуациях: публичных выступлениях, общении с малознакомыми людьми. Но со временем заикание может стать постоянным. Такая форма заикания как раз и становится причиной логоневроза.

На фоне неудач в речи у детей начинает развиваться логоневроз (боязнь речи).

Логоневроз — это следствие заикания, а не его причина. Именно поэтому он обычно начинает развиваться лет в 9, когда ребенок начинает абсолютно четко понимать свои речевые неудачи и особенно сильно переживать их. Этому могут способствовать насмешки ровесников, критика со стороны взрослых и другие сложности в общении.

Симптомы и лечение логоневроза у детей

Лечение логоневроза у детей

Как правило, ребёнок начинает заикаться в 2-3 года. Даже если родителям кажется, что это только незначительные запинки, игнорировать их нельзя. Чем раньше начать лечение заикания, тем больше шансов, что оно не перерастет в логоневроз. Для этого важно обратиться к специалистам, которые сумеют вовремя поставить правильный диагноз. Врач проведет обследование, установит причину и степень речевого расстройства и только после этого назначит лечение.

Лечить заикание с логоневрозом в разы сложнее, поскольку к нарушениям речи прибавляется еще и психологический страх совершить ошибку, что затрудняет терапию.

Если на фоне заикания уже успел развиться логоневроз, и врач подтвердил этот диагноз, то лечение причины заикания у детей должно основываться на психологической работе, чтобы устранить страх речи. Тогда в лечении логоневроза у детей должны участвовать психотерапевт, невролог и логопед.

Специалисты Санкт-Петербургского Речевого центра проведут диагностику, определят причину и помогут с лечением логоневроза ребёнку. Комплексная терапия включает в себя не только врачебную помощь, но и логопедические тренировки, игровые занятия в группах, тренинги. Такой подход уже помог большому количеству детей избавиться от речевых проблем, о чем говорит множество отзывов от родителей, чьи дети прошли курс лечения в Центре.

Если вы заметили нарушения в речи ребенка, не теряйте время и записывайтесь на бесплатную консультацию у специалистов Речевого центра.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector