Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гиперактивность у ребенка в год симптомы и лечение

Гиперактивность у ребенка в год симптомы и лечение

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором процессы возбуждения преобладают над торможением. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации и поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации. Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей, при этом у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек. СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования также постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».

Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип, обусловленный индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Самая распространенная форма заболевания, при которой сочетаются нарушение внимания и гиперактивность.
Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в особенностях перинатального периода развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. Например, ребенок родился недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах.

Очень важно знать, как и в каком возрасте проявляется детская гиперактивность.

Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться уже у новорожденного, это:
— излишняя возбудимость;
— бурное реагирование на разнообразные манипуляции;
— излишняя чувствительность к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
— нарушенный сон (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
— отставание в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
— запоздалое развитие речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин неспокойного поведения — прорезывание зубов, отрывание от груди и др.

Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы СДВГ. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:
— неусидчивость;
— большое число лишних движений и их хаотичность;
— задержка речевого развития;
— моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей, однако у ребят с СДВГ значительно обостряются:
— неусидчивость;
— невнимательность;
— непослушание;
— трудности при укладывании спать;
— замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей нервная система не справляется с увеличенными психическими и физическими нагрузками, связанными с поступлением в школу. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:
— невозможность сконцентрировать внимание;
— неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
— затруднение выслушивания взрослого;
— неуравновешенность;
— заниженная самооценка;
— вспыльчивость;
— головная боль;
— нервный тик;
— возникновение разнообразных фобий (страхов);
— энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Большинство родителей наивно полагают, что ребенок со временем перерастет гиперактивность. Однако изменения при отсутствии лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться. Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обычно обладают прекрасным уровнем развития, превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык и склонны к различным конфликтам. Их часто отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу и тем более самостоятельно приписывать ребенку такой диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже если есть признаки СДВГ, неврологический диагноз обычно ставят после 6-7 лет, так как в дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет. Приведем основные критерии, по которым специалисты ставят медицинский диагноз СДВГ.

Проявления гиперактивности:

1. Хаотичные, суетливые движения.
2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
3. Неможет долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
5. Если нужно долго сидеть и ждать, может подняться и уйти.
6. Чрезмерно разговорчив.
7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

Проявления дефицита внимания

1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может ихзапомнить, воспроизвести.
3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что неможет потом найти.
6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
7. Легко переключает внимание на другие объекты.
8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть специалисты, которые успешно работают с этой проблемой. Занятия проводятся в индивидуальной форме и комфортной для ребенка обстановке.
Для того, чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно найти к нему правильный подход и уделять особое внимание определенным моментам при воспитании и обучении.

Читать еще:  Язвочки на языке у ребенка лечение в домашних условиях быстро
Советы психологов:
  • Организуйте четкий распорядок дня и не меняйте его на протяжении продолжительного времени.
  • Создайте дома спокойную, предсказуемую обстановку, не ссорьтесь, если ребенок рядом.
  • Организуйте для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий. Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.
  • Не ограничивайте ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.
  • Не заставляйте ребёнка долго сидеть на месте или выполнять утомительную работу.
  • Помогайте ребенку закончить начатые задачи, учите быть усидчивым.
  • Используйте стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром.
  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя ребенку размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него. Наказания должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными.
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей, старайтесь избегать шумных мест и компаний.
  • Ограничивайте время у компьютера и телевизора.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением. Создайте особый ритуал перед сном, который поможет ребенку успокоиться и легче заснуть. Следите, чтобы ребенок достаточно спал.
  • Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы таким детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.
  • Поощряйте даже незначительные успехи, будьте внимательны. Ребенок должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой он сможет раскрыть способности.
  • Обязательно придумывайте ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
  • Не приказывайте, старайтесь всегда просить.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень способными и творчески одаренными. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь и лечение, а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Своевременная диагностика гиперактивности позволяет значительно раньше предпринять необходимые действия и избежать в будущем многих неприятных моментов. Комплексная коррекционная работа позволит ребенку научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения и успешно учиться в школе.

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Рекомендации специалистов />
  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – признаки, коррекция

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – причины, лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это патология, которая характеризуется импульсивностью, невнимательностью, повышенной возбудимостью и чрезмерной активностью. Синдром развивается в детском возрасте, но может наблюдаться и у взрослых.

Такое состояние достаточно часто встречается в педиатрической практике – его выявляют у 5% детей (у мальчиков чаще, чем девочек). Оно должно корректироваться врачами, родителями, психологами и педагогами, чтобы ребенок рос уравновешенным и способным адекватно вести себя в обществе.

Признаки синдрома

Синдром дефицита внимания у детей может проявляться по-разному, но имеется ряд его типичных признаков:

  1. Невнимательность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на каком-то одном предмете или действии, ему скучно выполнять монотонные задания, а вмешательство окружающих проблему не решает – дети устраивают истерики, рыдают или начинают бегать. Дети постарше откладывают дела «на потом», они не выполняют свои обязанности, начинают сразу несколько дел сразу и ни одно из них не заканчивают.
  2. Гиперактивность. Ребенок находится в постоянном движение, так как он не в состоянии усидеть на одном месте. Таких детей легко визуально определить даже в школьном классе – они постоянно ерзают на стуле, качают ногами, стучат ручкой по парте. Как правило, синдром дефицита внимания у взрослых никогда не сопровождается гиперактивностью – она проявляется редко или не такая выраженная, как у детей.
  3. Импульсивность. Ребенок не думает перед тем, как дать ответ на поставленный вопрос, может спонтанно выполнить какое-то действие (например, внезапно выбежать на проезжую часть).

Нередко СДВГ проявляется тревогой, раздражительностью, депрессией или апатией, серьезными нарушениями поведения.

Констатировать СДВГ могут только специалисты – психологи, педиатры, неврологи. Существует система тестирования ребенка для подтверждения или исключения данного синдрома. Вынести окончательный вердикт достаточно сложно, потому что некоторые отклонения в поведении ребенка могут быть проявлением его развития. Специалисты должны тщательно изучить поведение маленького пациента, исключить соматические и психические расстройства – этот процесс длительный, быстро поставить или исключить диагноз не представляется возможным.

Как лечить синдром дефицита внимания

Коррекция поведения ребенка должна проводиться комплексно, в процессе обязаны участвовать врачи, родители и педагоги – только в таком случае можно рассчитывать на положительные результаты. Как купировать синдром дефицита внимания? Как лечить? При этом назначаются:

  • медикаментозная терапия – стимуляторы Циклерт, Риталин и другие;
  • проведение занятий по методике Дэйвиса – они помогают ребенку сфокусировать свое внимание, при этом он не чувствует давления на свою личность;
  • занятия в группах – ребенок подражает другим детям и старается повторять их поведение

Важно, чтобы в процессе коррекции СДВГ принимали активное участие родители и другие близкие люди. В комнате ребенка необходимо сделать некоторые изменения – убрать все лишние вещи и предметы, которые могут отвлекать внимание его во время занятий. Также следует постоянно говорить ему о том, что он взрослый, самостоятельный, серьезный и очень умный. Все занятия и увлечения ребенка должны активно поддерживаться – рисование, лепка из пластилина, вышивание, игра в кубики и с конструктором. Также родители должны и в домашних условиях проводить занятия, которые порекомендовал психолог.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей в Киеве

Синдром дефицита внимания и гиперактивности появляется в результате нарушения психоэмоционального развития ребенка. Другими словами, СДВГ (англ. ADHD — attention deficit hyperactivity disorder) — это синдром дефицита внимания, синдром рассеянного внимания, синдром недостатка внимания. Дети с подобными нарушениями отличаются чрезмерной активностью, вспыльчивостью, неспособностью сконцентрироваться. Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей в Киеве важно начать как можно раньше.

Классификация синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Выделяют три вида СДВГ:

  • гиперактивный;
  • невнимательный — СДВ;
  • комбинированный;
Читать еще:  Увеличены миндалины без температуры у ребенка лечение комаровский

Последний тип — синдром дефицита внимания с гиперактивностью — встречается чаще других и зачастую передается по наследству.

Причины СДВГ

К появлению СДВГ у детей приводит генетическая восприимчивость и патологии.

Известно, что некоторые участки ДНК регулируют уровень дофамина в организме, не допуская нарушений работы центральной нервной системы и, соответственно, развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В патогенезе синдрома важная роль отводится пре- и перинатальным факторам. В частности, к появлению дефицита внимания или гиперактивности у детей приводят нарушения во время беременности и родов, преждевременные роды, низкая масса тела ребенка при рождении, заболевания в течение первого года его жизни. У большинства детей симптомы проявляются в дошкольном возрасте и в почти 80 % с возрастом не пропадают. И хоть СДВГ сопровождает человека на протяжении всей жизни, гиперактивность, в отличие от дефицита внимания, имеет динамику снижения ближе к подростковому возрасту.

Клинические проявления. Симптомы. Признаки СДВГ

В большинстве случаев заболевание проявляется до 4-летнего возраста, но окончательный диагноз можно поставить только в 8-10 лет. В некоторых случаях (например, при синдроме дефицита внимания) он может быть диагностирован только в подростковом возрасте.

Основные симптомы СДВГ — это отсутствие внимания, вспыльчивость, гиперактивность. В то же время, каждый вид СДВГ имеет свои признаки.

Симптомы дефицита внимания (невнимательности): ребенок часто делает небрежные ошибки, игнорируя детали; не слушает, когда к нему обращаются; часто теряет вещи; забывчивый. Ему сложно надолго сохранить внимание, выполнить какое-либо задание или следовать инструкциям.

Симптомы гиперактивности предусматривают лишнюю двигательную активность. Обычно ребенок не может долго сидеть на одном месте; часто бегает и лазает, когда это неуместно; не может спокойно играть; много говорит; выкрикивает ответы на незавершенные вопросы; постоянно отвлекает.

Импульсивность объясняется как поспешные действия, которые могут иметь негативные последствия. Например, дети переходят улицу, не посмотрев по сторонам, или подростки/взрослые, которые внезапно бросили школу/работу, не задумываясь о последствиях.

Природа подобных нарушений препятствует умению рассуждать и последовательно излагать свои мысли, снижает мотивацию ходить в школу и адаптацию к социальной жизни.

Последствиями СДВГ является тяжелая адаптация к коллективу, частота случайных травм, конфликтность, перепады настроения.

Сопутствующие (коморбидные) состояния:

  • неспособность учиться (несмотря на нормальный интеллект, проблема присутствует у 20-50 % детей с СДВГ);
  • тиковые расстройства;
  • речевые/поведенческие нарушения;
  • аутизм; , фобические расстройства;
  • депрессия.

У некоторых детей симптомы исчезают по мере взросления. Однако, у большинства они останутся и в зрелом возрасте.

Диагностика СДВГ

Синдром гиперактивности и дефицита внимания диагностируется исходя из комбинации перечисленных выше симптомов. Причем эти симптомы должны серьезно мешать по крайней мере двум основным сферам жизни человека, таким как школа, дом или другое окружение (например, внеклассная деятельность). Кроме того, они должны проявляться постоянно в течение как минимум 6 месяцев, и иметь негативное влияние на социальное, интеллектуальное или профессиональное функционирование человека.

Не существует специальных (лабораторных, инструментальных) обследований, которые принесли бы особую пользу при постановке диагноза. Врач определяет, являются ли поведенческие проблемы постоянными и требуют ли они лечения. Это можно сделать путем клинического осмотра ребенка, а также пообщавшись с родителями или учителями.

У некоторых людей СДВГ не диагностируется до более взрослого возраста.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лечение СДВГ у детей предусматривает комплексный подход. Сюда входит и педагогическая коррекция, и психотерапевтическое консультирование семьи, и поведенческая терапия (подразумевает работу над социальными навыками ребенка). Также специалисты помогают родителям понять, как следует воспитывать ребенка с СДВГ. Иногда в процессе лечения используют медикаменты.

При медикаментозной терапии используются психостимуляторы. Препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам принимать участие в деятельности, которая ранее была недоступна им из-за дефицита внимания и чрезмерной импульсивности. Такие препараты способны повысить поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.

Оборудование, которое используется в Центре Стимуляции Мозга, — это новейшие аппараты, среди которых «Реамед-Полярис» (для процедуры ТКМП), «Синхро-С» (для процедуры БАК), Tomatis Besson, Interacoustics (для диагностики Томатис), барокамера MACV-PAN ST 901, энцефалограф «Braintest» и другие.

Профилактика заболевания

Профилактики СДВГ не существует, потому что появление такого синдрома предсказать невозможно. Но своевременно принятые меры по коррекции поведения, выявления сопутствующих соматических заболеваний будет уменьшать проявления СДВГ.

Также методами профилактики можно назвать систему воспитания. Например, введение семейных правил, которые в будущем помогут контролировать себя и свои действия.

Рекомендации

Психологи советуют родителям ребенка с СДВГ придерживаться определенных правил, в частности:

  1. Помните, что главным и важным для ребенка является планирование и четкий распорядок дня.
  2. Контролируйте свои эмоции. Поведение ребенка часто не зависит от него самого, поэтому не стоит его критиковать, оскорблять и допускать насилие.
  3. Будьте экспрессивными при общении с ребенком и не забывайте о зрительном контакте. Благодаря ярким эмоциям и мимике ребенок может сконцентрироваться и удержать внимание.
  4. Не игнорируйте физическое взаимодействие. Объятия или ласки во время общения с ребенком могут его расслабить и помочь сконцентрировать внимание.
  5. Контролируйте выполнение ребенком задач. Важно помнить, что ребенок с СДВГ почти никогда не выполняет работу самостоятельно. Однако при условии контроля со стороны родителей, у ребенка может выработаться дисциплина и, соответственно, он научится заканчивать начатое.
  6. Дайте ребенку задание, которое он способен выполнить. Если задача слишком сложная для ребенка, в следующий раз упростите его.
  7. Делайте перерывы. Ребенок должен отдохнуть от предыдущей деятельности хотя бы несколько минут.
  8. Не ограничивайте физическую активность ребенка во время занятий.
  9. Радуйтесь любом успеха ребенка, поскольку это способствует повышению его самооценки и стимулирует к дисциплине в будущем.

Если придерживаться установленных правил и рекомендаций, которые были даны специалистом, есть высокие шансы на то, что после 14 лет ребенок «перерастет» эту проблему.

Какой врач лечит СДВГ?

Диагностика и коррекция СДВГ — это комплексный процесс, поэтому к нему привлечен не один специалист. С детьми работает психиатр, психолог, психотерапевт, дефектолог (логопед), нейропсихолог и иногда социальный работник.

Преимущества лечения в Центре Стимуляции Мозга

Верить в то, что симптомы у ребенка исчезнут сами по себе, неправильно.

Однако, вовремя обратившись в наш Центр, вы сможете получить правильный диагноз и начать лечение, что поможет значительно уменьшить симптомы СДВГ у ребенка еще до начальной школы. Для выявления синдрома мы используем тест на СДВГ (тест МОХО), который дает определенное заключение о наличии данного расстройства. Далее разрабатывается индивидуальный план, учитывающий все особенности конкретного ребенка. Лечение СДВГ в Киеве, на Подоле, проводится комплексно и сочетает современные аппаратные методы (биоакустические коррекция БАК, транскраниальная микрополяризация мозга ТКМП, метод Томатис и др.) и педагогическую коррекцию.

Читать еще:  Рвота понос боль в животе без температуры у ребенка лечение

Специалисты Центра Стимуляции Мозга используют комплексный подход к диагностике и терапии. С Вашим ребенком будет работать мультидисциплинарная команда, в состав которой входят невролог, психиатр, нейропсихолог, психолог, коррекционный педагог, логопед-дефектолог, сенсорный терапевт.

Источники

Автор статьи:
Чернова Оксана Васильевна
Специальность: детская психиатрия
Стаж: 23 года

Гиперактивность у ребенка в год симптомы и лечение

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Ребёнок должен быть активным. Маленькие дети чаще бегают, чем ходят, и активность, как ни странно, это хорошо.

Статья:

Ребёнок должен быть активным. Маленькие дети чаще бегают, чем ходят, и активность, как ни странно, это хорошо. Родители очень часто обращаются ко мне, как к специалисту, с жалобами на гиперактивность ребенка. И я часто слышу, что ребенку уже ставят диагноз: гиперактивность, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или нарушение активности и внимания. Важно понимать, где активность в пределах допустимой нормы, а где уже есть явления гиперактивности и дефицита внимания у детей. Мы постараемся разобрать именно детей с СДВГ (в зарубежной англо- и немецкоязычной литературе используют термины Attention Deficit Hyperactivity Disorder, ADHD, и Aufmerksamkeitsdefizit-Hyperaktivitats-Storung, ADHS).

К сожалению, сейчас этот диагноз стал, если так можно выразиться, модным, но его часто ставят необоснованно. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, важно несколько компонентов.

Во-первых, этот диагноз правомочен с 5-летнего возраста.

Во-вторых, кроме гиперактивности у ребенка должна быть неусидчивость.

Синдром гиперактивности у детей и дефицита внимания. Симптомы

Данный синдром характеризуется тремя составляющими:

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • гиперактивность.

Хотя элементы синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей уже могут проявляться в раннем возрасте, такой диагноз обычно выставляют в 5 лет (в дошкольном возрасте). Такие дети непоседливые, очень активные, и нередко у них наблюдается нарушения сна (плохо засыпают, часто просыпаются). И я отмечаю, что дети с СДВГ очень часто в раннем возрасте (3-4 года) отказываются от дневного сна.

СоставляющиеСимптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей
Нарушение вниманияУ детей с СДВГ плохо концентрируется внимание, они быстро переключают внимание с одного предмета на другой, они быстро переключаются с одной работы на другую. Но если им что-то нравится, то они могут проявлять усидчивость.
ИмпульсивностьТаких детей очень сложно заставить проявлять усидчивость в том, чем им не нравится заниматься. Они начинают увиливать, говорить или делать вид, что устали, что у них болит голова и т.п. Такие дети очень часто теряют свои игрушки и другие вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. По сути, таких детей нельзя назвать больными, просто у них процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они быстро возбуждаются и медленно останавливают свои эмоции и двигательную активность.
ГиперактивностьТакие дети хотят быть в центре внимания. Они встревают в разговор взрослых, они начинают баловаться или дурачиться, иногда мальчики в детском саду дерутся, чтобы привлечь к себе внимание. И делают они это не совсем осознанно, они не в состоянии объяснить своё поведение. Такие дети часто травмируются, они лезут в различные ямы, могут выбегать на дороги, забираться на деревья и т.п. Они бесстрашные.

Причины гиперактивности с дефицитом внимания у детей

Основная причина развития гиперактивности с дефицитом внимания — это наследственная предрасположенность. Один из родителей, а то и оба, были в детстве гиперактивные, и сейчас остаются активными. У взрослых это в большей степени уже черты личности, характера. Причём положительных элементов значительно больше. Такие взрослые люди мало спят, много работают, ведут активный образ жизни. Подростки с СДВГ, а затем молодые люди и профессии себя выбирают в основном активные, не любят заниматься монотонным трудом. У взрослых с СДВГ могут отмечаться некоторые негативные элементы.
Они не сдержаны, импульсивны, не могут стоять в очередях и в пробках. Их это очень раздражает. Однако положительных моментов у гиперактивных взрослых больше, чем отрицательных.

Синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания чаще, по данным медицинской статистики, наблюдается у мальчиков, чем у девочек. На 5 мальчиков с СДВГ приходится 1 девочка. Девочки быстрее становятся спокойней и усидчивей, чаще к 7 годам, а мальчики становятся спокойней в двигательном и эмоциональном плане в основном к 11 годам (бывает и более длительный срок). Поэтому у мальчиков основные сложности происходят в период обучения в начальной школе. В основном претензии учителей к таким детям на поведение. И проблемы с обучением возникают из-за невнимательности ребёнка и нарушения поведения, а в целом такие дети учатся очень хорошо.

Коррекция и лечение гиперактивности у детей с дефицитом внимания

Наиболее важными в коррекции СДВГ являются воспитательные моменты. Родителям надо быть терпеливыми, ведь детям приходится говорить одно и то же несколько раз, а ребенок все равно ведет себя не правильно, не выполняет требований. Здесь очень важно постоянно и ежедневно вести свою воспитательную линию:

  • стараться избегать двух крайностей: с одной стороны жестокости (нельзя таких детей подвергать физическим наказаниям), а с другой стороны недопустима вседозволенность;
  • таким детям надо говорить просьбы и инструкции коротко и чётко, а ещё лучше перед этим взять его руки и чтобы он посмотрел вам в глаза;
  • детям должны быть четко и понятно разъяснены правила поведения в разнообразных ситуациях;
  • необходимо хвалить и поощрять их за выполненную работу, за проявления усидчивости;
  • детям, которые умеют читать, развесить по квартире памятки-заметки (например, «почисть зубы», «заправь постель», «собери спортивную форму» и т.п.).

Для улучшения усидчивости и внимательности проводят определенные занятия, их много и их можно легко найти в сети. Лучше, чтобы это было в форме игры, чтобы ребенку было интересно, например, выкладывают на стол несколько предметов, ребёнку предлагают запомнить, а затем отвернуться. Какой-то предмет убирают или переставляют, ребёнок поворачивается и угадывает.

Очень хорошо таким детям заниматься спортом. Наиболее подходящим является плавание. Плавание в бассейне успокаивает и забирает много энергии. Однако можно заниматься и другими видами спорта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector