Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить гиперактивность у ребенка

Как определить гиперактивность у ребенка?

Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство.

Проявления гиперактивности

Общие признаки расстройства следующие:

  • раннее начало (до 5 лет);
  • отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;
  • ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);
  • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

  • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку);
  • постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);
  • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же);
  • ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);
  • в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей с гиперактивностью имеются нарушения развития речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному.

Самостоятельная диагностика или консультация врача?

Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации.

В сети опубликованы множество тестов, которые доступны в онлайн-режиме. Все подобные тесты – ознакомительные, по ним можно определить вероятность гиперактивности, но нельзя утверждать, что расстройство точно имеет место.

Единственный достоверный компьютерный тест – МОХО (переводится как тест непрерывной производительности), разработанный в Израиле. Прохождение детского теста занимает около 15 минут, подходит для возраста от 6 до 12 лет. Испытуемому предлагается находить цель (лицо ребенка), игнорируя отвлекающие раздражители (шум транспорта, звук воды, разговоры). По данным теста специалист оценивает 4 параметра:

  • внимание;
  • импульсивность;
  • согласованность действий;
  • чрезмерную реактивность.

Периодическое прохождение теста позволяет не только определить наличие гиперактивности, но и понять динамику лечения. В основе теста – математический алгоритм, который позволяет разработать индивидуальный коррекционный маршрут для каждого малыша.

На что обратить внимание дома

Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Диагноз устанавливается только у тех детей, чей IQ (коэффициент интеллекта) выше 50 (среднестатистический нормальный).

Традиционно выделяют 2 блока нарушений – касающиеся внимания и касающиеся импульсивности.

Нарушения внимания

  • не обращает внимания на детали (не дописывает буквы, не дорисовывает предметы);
  • не может долго читать или писать;
  • создается впечатление, что не слышит обращенную речь («витает в облаках»);
  • не способен хранить вещи в порядке;
  • не может уложиться в срок;
  • избегает занятий, при которых нужно длительно сосредоточиваться (писать сочинение, прочесть и пересказать длинный рассказ);
  • теряет необходимые повседневные вещи (ключи, карандаши, шапки, варежки);
  • забывает ежедневные задания – купить хлеб, вынести мусор и т.п.

Нарушения активности, импульсивность

Ребенок с такими нарушениями:

  • постоянно «дергает» стопами или кистями;
  • извивается, сидя на стуле;
  • встает с места в классе без разрешения;
  • бегает, когда остальные сидят (дети старшего возраста ерзают на стуле);
  • не переносит тихих игр;
  • постоянно двигается, как будто «с моторчиком»;
  • болтает;
  • «выпаливает» ответ на вопрос до того, как его задали до конца;
  • влезает в чужой разговор;
  • берет и без спроса использует чужие вещи.

Разные мнения

Не все медики и педагоги согласны с тем, что этот синдром существует на самом деле. Так происходит потому, что более 30% детей, у которых был установлен этот диагноз, перешли во взрослую жизнь в полностью нормальном состоянии без всякого лечения.

Другие исследования доказывают наличие генетических причин. И эта точка зрения тоже имеет свои весомые аргументы.

Разобраться, есть у ребенка гиперактивность, и насколько она выражена, поможет консультация специалиста. В клинике «Шифамед» прием ведут опытные неврологи, которые объективно оценят поведение малыша и дадут необходимые рекомендации. Записывайтесь на консультацию при малейших подозрениях на возможное неврологическое расстройство!

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.
Читать еще:  Испуг у ребенка лечение в домашних условиях быстро таблетками

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

«Первая помощь — родителям»

Двадцать лет назад у дочки писателя и журналиста обнаружили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Молодая мама переработала уйму литературы, начала разбираться в нейропсихологии и создала форум для семей, оказавшихся в такой же ситуации. В 2007 году появился «Импульс» — межрегиональная организация родителей детей с СДВГ. Ирина помогла не только дочке, которая благополучно устроила свою жизнь, но и тысячам отчаявшихся мам. «Импульс» консультирует семьи с детьми с СДВГ. Организация существует на пожертвования и гранты и нуждается в регулярной финансовой поддержке. О том, почему родителям и детям с СДВГ очень важна помощь извне, Ирина Лукьянова рассказала «Филантропу».

Ирина Лукьянова. Фото Анна Данилова

«У детей с СДВГ нет природного умения «тормозить»»

Все знают, как трудно быть рядом с ребенком, который плохо себя ведет. Взрослому трудно бывает удержаться от окрика или подзатыльника. К сожалению, грубое обращение с любыми детьми все еще остается у нас общественной нормой. И хотя СДВГ официально признан расстройством- неврологическим на западе и психиатрическим в России, хотя он официально включен в диагностико-статистическое руководство по психиатрии и в Международную классификацию болезней, многие продолжают считать его недостатком воспитания. Но причина проблемного поведения ребёнка не в том, что он чего-то не знает или не понимает. У детей с СДВГ нет природного умения “тормозить”. Когда нужно справиться с эмоциями, вместо программы, которой учили родители, — например, «промолчать и не реагировать», — включается инстинктивное желание быстро что-то сделать, немедленно отреагировать. .

Обычный человек может выдержать паузу между событием и реакцией на него, обдумать будущий поступок. Ребенок с СДВГ – нет.

У него плохо работают механизмы торможения, нет той самой паузы, которая позволяет человеку обдумать, как он должен поступить в новой ситуации. Поэтому он реагирует сразу – и реагирует на автопилоте, первой автоматической реакцией. Поэтому он просто не может следовать правилам поведения. Именно поэтому он не умеет стоять в очереди, вести себя в самолёте или в школе. У таких детей много других проблем, в том числе неврологических: они с трудом засыпают и пробуждаются, просыпаются по ночам, ходят, разговаривают, скрежещут зубами. И родителям с ними очень трудно, потому что жизнь человека, который на все реагирует автоматически, не включая голову, превращается в хаос. Ребенок никак не организует свою повседневную жизнь – он просто плывет по течению, реагирует на поступающие стимулы. Нет стимулов – начал искать: перерыл родительские шкафы в поисках интересного, все вывернул на пол, заинтересовался другим, вывернул кухонные шкафы, нашел шоколадку… С ними трудно поддерживать порядок. Маме, как паучихе, нужно иметь восемь глаз и восемь лап: бдить, не допускать травм и крушения домашнего имущества.

Гневаясь на родителей сложных детей, мы забываем, что они не всесильны, что должны быть настороже все время, пока ребенок рядом. Когда он не рядом – их засыпают требованиями «объяснить ему, как себя вести в школе». Но у мамы нет пульта управления своим чадом. Она не может сделать так, чтобы ребёнок на уроке отложил телефон и слушал учителя. У него просто включается механизм «мне скучно, я ищу развлечений, залезу-ка в смартфон». Мама здесь бессильна: ребенок прекрасно знает правило «на уроке надо слушать учителя, а не играть в смартфон» — проблема не в том, что он не знает правил, а в том, что не применяет их в нужной ситуации, реагируя на нее самым простым, самым поверхностным способом

Нужно просто принять тот факт, что с одними детьми житейский здравый смысл работает, а с другими — нет.

«Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи»

Порой взрослые убеждаются в этом не сразу и жалуются: «Мы были прекрасными родителями до тех пор, пока не родился четвёртый ребёнок». Но это не зависит от родительского умения или неумения организовать жизнь и распорядок дня этого ребёнка. Это зависит еще и от комбинации генов маленького человека – той самой, которая определяет, быстро ли он тормозит или включается, как переключает скорости, как реагирует в ситуациях, когда надо быстро принять решение или, наоборот, когда надо много времени провести в покое без ярких стимулов, поступающих извне. Мы все в этом смысле очень разные – и не у всех одинаков период активного внимания, способности сосредоточиться на важном, не у всех одинаково время, на которое мы можем задержать сиюминутную реакцию на событие. Взрослым приходится прикладывать огромное количество усилий, чтобы обучить ребёнка «снижать скорость». Эта тяжёлая работа отнимает у них очень много сил.

Гиперактивный ребенок создаёт в повседневной жизни массу стресса. Родители приходят домой с работы, чтобы набраться сил, отдохнуть.

И тут ждёт еще один, бесконечный фронт работ: за время их отсутствия ребенок не сделал уроки, привел дом в состояние хаоса, поссорился с братьями-сестрами, у него двойки по разным предметам, — то есть он не делает ничего из того, что по возрасту уже должен делать сам. И кроме того — он еще и разрушает среду обитания, получает травмы в поисках острых ощущений. Получается, что у взрослых просто нет безопасного дома, что ребенок представляет угрозу благополучию семьи. И, конечно, это подрывает родительскую самооценку: родители не справляются. Им негде взять дополнительных ресурсов. В результате родители реагируют эмоционально: ребенок — это проблема, они наказывают ребенка, чтобы устранить проблему. Естественно, наказание не научит ребенка вести себя иначе — и возникает замкнутый круг насилия: ребенок не справляется с требованиями общества, его наказывают, он протестует — его поведение все хуже, его наказывают еще серьезнее. Отношения испорчены, и восстанавливать их все сложнее. Рано или поздно жизнь в семье просто разваливается.

По статистике, в семьях, где растут гиперактивные дети, супруги значительно чаще ссорятся и разводятся. В том, что их ребенок сложный, они беспочвенно и без всякой пользы обвиняют друг друга. Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи.

В наших семьях основная нагрузка по социализации, коррекции поведения, лечению, помощи ребенку ложится на женщину. На них дополнительно давят бабушки и папы. Они, как и школьные учителя, и весь остальной мир, говорят: «Просто ты его мало любишь или мало порешь».

Читать еще:  Можно ли гулять после прививки полиомиелит?

Папа часто оставляет себе роль контролёра. Он проверяет табель в конце месяца и ставит оценку – ребенку и маме. Ребенок не оправдал надежд, мама не справилась с ролью воспитателя, всем двойка. Иногда оплачивает расходы. Очень редко удаётся добиться понимания со стороны отца. Такое понимание – бесценно.

Но нужно иметь в виду, что СДВГ – наследственное расстройство , и передается оно с такой же частотой, как рост, цвет глаз и волос.

Нередко в семье, помимо ребенка, диагноз СДВГ есть у кого-то из родителей – или они так и живут недиагностированными, с нескорректированным расстройством – а это усугубляет проблемы в семье. Такие родители и с организацией собственной жизни не могут справиться, а им еще за ребенка отвечать. Вспыльчивые, непростые в общении люди, они не могут сосредоточиться, часто теряют интерес, испытывают сложности с мотивацией. Им сложно удержаться на работе и добиться достойной зарплаты. Они нередко ищут немедикаментозных средств снять внутреннее напряжение – и такими средствами оказываются алкоголь, курение и наркотики. Такие люди легко портят отношения с собственными родителями, и это только увеличивает стресс. Нередки случаи зависимости и созависимости: пьющий папа, созависимая мама и домашнее насилие. В результате ребенок, как и вся остальная семья, живет в аду.

Чаще всего самые острые проблемы с гиперактивными детьми возникают у семей, не имеющих дополнительного ресурса. Ушёл папа, мама тянет двух детей на зарплату библиотекаря или продавца. Но беда в том, что на этом этапе семье никто не помогает. Специалисты вмешиваются только в момент кризиса, когда мама с ребенком поссорилась, и он пошел прыгать с пятого этажа, в школе устроил истерику или кого-то побил.

Выход. Первая помощь – родителям

Когда речь заходит о помощи, в фокусе всегда оказываются дети. Именно на них уходят все ресурсы семьи. И чаще всего эта помощь не имеет успеха. Матери – основной ресурс, защитник и опора детей с СДВГ, —сами считают, что отрывать деньги от семьи на помощь себе — безответственно и преступно, и в результате катастрофически выгорают, погружаются в глубокую депрессию. Они не могут позволить себе систематическую помощь психотерапевта, а значит не в состоянии решать проблемы ребенка.

В данном случае хорош традиционный совет “Наденьте кислородную маску сначала на себя, потом — на ребёнка”.

Родителям ребенка со сложным поведением приходится осваивать специальные дополнительные навыки, повышать квалификацию, искать небанальные способы решения проблем. Маме нужно стараться не доводить себя до такого состояния, когда она ненавидит ребёнка, который причиняет боль и проблемы. Ведь родительство — это не только мучение, что это ещё и радость. От общения с ребёнком можно получать удовольствие, а не только бесконечную боль.

Важно не отождествлять проблему ни с мамой, ни с ребенком. Ошибочно говорить ребенку: “ты моя проблема”. И нельзя допускать, чтобы ребенок думал: “я и есть проблема”. Родители должны занять взрослую позицию, при которой они не страдают вместе с ребёнком и не отождествляются с ним. Нужно занять зрелую позицию и перестать бояться всеобщей критики и разговоров со школьными учителями, «потому что они будут ругать».

Главная помощь детям с СДВГ — это помощь родителям.

Для того, чтобы справиться с проблемами, которые вызывает СДВГ, недостаточно назначить дорогостоящее лечение — и даже найти деньги, чтобы оплатить таблетки для ребенка: иногда таблетки не помогают, а иногда дают тяжелые побочные эффекты. Учёные, которые изучали вопрос помощи детям с СДВГ, выяснили, что еще один важный способ помочь ребенку — это научить его родителей методикам и технологиям, помогающим справляться и с ребенком, и с собой — разрешать конфликты, поощрять, правильно давать обратную связь, выстраивать систему реакций на поведение ребёнка, сохранять спокойствие. Опыт показывает, что даже если ребенок не получает медикаментозного лечения, но его родители понимают, с чем имеют дело, умеют здраво и конструктивно реагировать на проблемы — жизнь семьи становится легче. На нашем форуме посетители обмениваются опытом — и мы знаем примеры, когда мама просто снизила количество замечаний в адрес ребёнка, наладила с ним человеческий разговор, и это оказалось полезно. Она почувствовала себя сильнее, увереннее, компетентнее, поняла, что всё делает правильно, осознала, что не ребёнок плохой или она бездарная, — а просто они столкнулись с объективными проблемами, которые вместе надо решать. Это очень важно: не обвинять друг друга, а понимать, что СДВГ — это общая проблема и для родителей, и для ребенка, что они в одной лодке, что им вместе надо справляться с ней, а не обвинять друг друга.

Но как бы разумно не вели себя родители сложных детей, не стоит забывать о реальности. По статистике, примерно в 40% случаев проблемы у людей с СДВГ с возрастом сохраняются.

Расселл Баркли, ведущий специалист по СДВГ в мире, сформулировал «правило тридцати процентов»: ребенок с СДВГ ведет себя так, как будто его воля, самоконтроль, способность к самоорганизации и планированию развиты на 30% меньше, чем у сверстников. А ведь это значит, что в 18 лет, когда пора заканчивать школу, он ведет себя как шестиклассник. И значит – неизбежны проблемы с обучением в вузе или колледже. Конечно, есть и хорошая новость: к 24 годам пациенты с СДВГ достигают, наконец, того уровня сознательности и самоорганизации, который присущ обычным подросткам 16 лет. Увы, ученые считают, что большинство наших ребят остаются на уровне 20-22 лет и никогда не достигают уровня взрослости и зрелости, который у обычных взрослых приходится на возраст 30-33 лет.

Однако, это не значит, что человек с СДВГ не может прожить счастливую и наполненную жизнь.

Гиперактивные люди, в раннем детстве получившие помощь, лечение, адекватную коррекцию, способны сделать свои слабые стороны сильными. Они вырастают в удачливых бизнесменов, новаторов, интересных актёров и спортсменов. Просто для этого нужна благоприятная, поддерживающая среда.

Организация «Импульс» консультирует сотни семей, где есть дети с СДВГ. На Благо.ру собирают 53 400 рублей на семинары для родителей детей с СДВГ. На семинарах родители понимают, что они не плохие, дети у них вовсе не больные, а узнают о новых способах коммуникации в семье, учатся воспитывать своих детей без насилия и напряжения. Такой психологической помощи нигде больше не получить.

Гиперактивность

У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью. Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.

Читать еще:  Мазь от лимфоузлов за ухом у ребенка лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.

Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ. Своевременная диагностика и лечение имеют большое значение: гиперактивный ребенок получит возможность адаптироваться и «перерасти» это состояние.

Признаки гиперактивности

Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
  • не слушает то, что говорят;
  • имеет трудности с выполнением инструкций;
  • есть проблемы с организацией и планированием;
  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.

При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;
  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
  • находится в постоянном движении;
  • бегает и лазает в неуместных местах;
  • не может тихо играть и отдыхать;
  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
  • не умеет ждать;
  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
  • действует без раздумий;
  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.

Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.

Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными. Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

  1. Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
  2. Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
  3. Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
  4. Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
  5. Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector