Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гиперактивность у ребенка 3 года симптомы и лечение

Гиперактивность

Что такое гиперактивность: социально-психическое поведение или заболевание? Как отделить черты темперамента и характера от симптома заболевания центральной нервной системы? Гиперактивный ребенок сразу заметен на фоне других детей, но диагностировать наличие заболевания от последствий воспитания может только специалист.

Рекомендуем при жалобах педагогов на поведение ребенка обратиться к специалистам Центре «Дети Индиго», пройти обследование, чтобы выявить или опровергнуть наличие заболевания и получить необходимые рекомендации.

Что такое гиперактивность? Ребенок постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает одно занятие и принимается за другое, не слышит, когда к нему обращаются, плохо усваивает учебный материал, слабо обучается. Такие симптомы наблюдаются у 3-5% детей.

Симптомы гиперактивности

Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет. Однако родители, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу, надеясь справиться с проблемой самостоятельно. По-настоящему гиперактивный ребенок в дальнейшем испытывает трудности в обучении и социальной адаптации, в результате к подростковому возрасту проблемы усугубляются.

Важно отметить, что гиперактивность у детей может являться симптомом другого заболевания. Поэтому при первых подозрениях на детскую гиперактивность стоит обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Факторы риска развития гиперактивности ребенка:

  • патология беременности матери
  • искусственные роды
  • тяжелые роды
  • родовые травмы
  • недоношенность
  • инфекции в перинатальном периоде
  • генетические отклонения

Гиперактивность у младенцев

В возрасте до года у малышей гиперактивность проявляется острой реакцией на внешние раздражители, частый плач, плохой сон. Если к перечисленным симптомам гиперактивности добавляется задержка моторной активности (поздно стал садиться, с опозданием пополз, пошел), а так же задержки речевого развития — это повод обратиться за консультацией к неонатологу и неврологу.

Симптомы гиперактивности дошкольного возраста

  • быстрые движения руками и ногами, если ребенок взволнован
  • ребенок очень часто вскакивает с места
  • резкий подъем и чрезмерный бег
  • участвовать в спокойных играх он не может
  • ощущение, будто в него вложили вечный двигатель
  • кричит с места на уроках и шумит
  • отвечает, не ожидая конца вопроса
  • не может дождаться своей очереди в игре
  • постоянно вмешивается в разговоры и дела других
  • головные боли, носовые кровотечения

Причины гиперактивности

Основные причины гиперреактивности – нарушения функционирования центральной нервной системы. Большинство заболеваний ЦНС возникают в результате перинатальных отклонений, родовых травм, генетических заболеваний.

Гиперактивность является одним из симптомов гидроцефалии. Это заболевание встречается у 70% новорожденных как самостоятельное заболевание и как сопутствующее ряду других заболеваний ЦНС: детского церебрального паралича, задержки психического развития, синдрома Дауна, аутизма и т.д.
Задать вопрос Гидроцефалия — нарушение выработки жидкости (ликвора), омывающей мозг. Если выработка и всасывание жидкости неравномерные, возникает повышенное внутричерепное давление. В результате страдают различные участки головного мозга. Гидроцефалия может протекать в скрытой форме, обостряясь лишь в стрессовых ситуациях: нервное перенапряжение, болезнь. Проявляется головными болями, кровотечением из носа, плохим сном, задержкой речевого и психического развития, гиперреактивностью и д.р. Крайнее проявление гидроцефалии судороги, ДЦП, дебилизм.

Поэтому так важно выявить первичное заболевание, симптомом которого является гиперактивность. Лечение на начальной стадии развития патологии поможет снизить риск психических и физических отклонений у ребенка в дальнейшем.

Лечение гиперактивности

Врачи Центра Педиатрии и Неврологии лечение синдрома гиперактивности направляют прежде всего на устранение неврологической причины развития заболевания. Схема лечения назначается индивидуально.

Читать отзывы

Аппаратные методики в «Дети Индиго» творят настоящие чудеса и очень помогают! С самого детства сын как юла. Воспитатели и учителя постоянно жаловались. Но после лечения он стал совсем другим, теперь мы с ним можем спокойно гулять и о чем-нибудь рассуждать.

Активный или гиперактивный?

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

Читать еще:  Лечение простуды у ребенка 2 лет народными средствами

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивность у детей достаточно понятный термин для многих. Дети очень активные, практически не сидят на месте. Маленькие дети активно передвигаются по квартире, более старшие не могут спокойно сидеть на одном месте, вертятся, крутятся; часто встают со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, бегают, не могут спокойно играть. Такие нарушения отмечаются достаточно часто. Однако они обычно не несут патологический характер и обусловлены определённым темпераментом ребёнка. В определённых случаях гиперактивность сочетается с неусидчивостью, вот тогда возможно говорить о медицинском диагнозе: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эти дети неспособны удерживать внимание на деталях из-за небрежности, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игры; избегает и выказывает недовольство в выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Обращаются с жалобами на то, что дети часто теряют вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. И в тоже время у таких детей отмечается гиперактивность, отмечается импульсивность: отвечают на вопросы не задумываясь, с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, вмешивается в беседы и игры.

В англоязычной литературе используется термин — Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).

Для этого синдрома характерны три составляющих:

  1. нарушение внимания;
  2. импульсивность;
  3. гиперактивность.

Такие нарушения в последние годы в России и за рубежом становятся всё чаще. Почему такое происходит достаточно сложно объяснить. Возможно большей урбанизацией и активностью нашей жизни, большей напряжённостью, как для будущих матерей, так и детей и рядом других причин.

Причины и проявления СДВГ

  1. Наследственная предрасположенность. У детей с СДВГ подобное поведение могло отмечаться у одного из родителей. Чаще данный синдром наблюдается у мальчиков. На одного мальчика приходится одна девочка 5:1. На молекулярном уровне у таких людей в коре головного мозга отмечается нарушения в работе переносчиков и рецепторов синаптического дофамина и норадреналина.
  2. Социальная среда формирующая подобные черты личности.
  3. Нарушение функционирования головного мозга с раннего возраста связанные с нарушением во время беременности и/или родах, а также последствие травм головного мозга и нейроинфекций. Наиболее частой и ведущей причиной СДВГ является первая – наследственная предрасположенность. Часто во время беседы с родителями у меня на приёме, папа ребёнка говорит, что в детстве он был таким.

В последнее время СДВГ стал модным диагнозом. Этот диагноз зачастую ставят необоснованно. Очень часто ко мне приходят на приём родители, которые говорят, что их дети гиперактивные или врач поставил ребёнку такой диагноз. Тут важно разгроничить и уточнить понятия!

Читать еще:  Фарингит у ребенка 2 лет симптомы и лечение

Гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ. Такой диагноз (СДВГ) правомочен с пятилетнего возраста. В последнее время отмечается гипердиагностика. Ко мне на приём приходили дети, которым в 1,5-2 года ставят такой диагноз. Все дети должны быть активными. Ещё раз хочу сказать, что гиперактивность ребёнка, не значит, что у него такой диагноз – СДВГ, потому что у него ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания.

По моим наблюдениям, у детей у которых развивался СДВГ, в раннем возрасте отмечались нарушения сна. Точнее они в раннем возрасте отказывались от дневного сна – в 2,5-3 года. Они были нипеактивными и мало спали. В более старшем возрасте наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом обнаруживается легкие нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них часто характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц.

Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.

К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Что даже сказывается на выборе профессии. Такие люди активные и мало спят. Таким образом СДВГ в зрелом возрасте приносит положительные дивиденды.

Лечение СДВГ

Оказание помощи таким детям должно быть комплексным и объединять различные подходы методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детям надо отдавать просьбы и задания чётко: взять ребёнка за руки, чтобы привлечь его внимание, чтобы он посмотрел в глаза и кратко сказать свою просьбу. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Листы вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери спортивную форму» и т.д.

Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных не медикаментозных методов коррекции. Успехов вам в воспитании гиперактивных детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – такое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Патология с трудом поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психолога, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей.

Общая информация

СДВГ – результат недостаточной выработки норадреналина и дофамина в головном мозге, что приводит к нарушению нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие малышей и подростков, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает у детей большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы СДВГ у детей и подростков

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно заподозрить у детей 4–5 лет. До этого возраста любые поведенческие отклонения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:

  • малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;
  • ребенок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая последствия оных, действует импульсивно;
  • малыш не способен играть по заранее определенным правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.

В случае, если такие признаки сохраняются дольше 6 месяцев, не зависят от окружения и проявляются одинаково при изменении обстоятельств, следует обратиться к специалистам.

Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста, школьников или подростков служат:

  • чрезмерная активность: ребенок не может усидеть на одном месте, ерзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдает обратную реакцию (вскакивает, топает, смеется, кричит);
  • импульсивность: малыши и подростки с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос; затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;
  • рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы;
  • невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребенок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;
  • плохая память: даже многократно повторенный минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;
  • проблемы с общением: ребенок с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.
Читать еще:  Увеличение лимфоузлов на шее у ребенка причины и лечение

Нередко наряду с симптомами СДВГ у детей и подростков можно наблюдать признаки неврологических расстройств: тики, спазмы, нарушения моторики и речи, иногда синдром сочетается с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. Дополнительными признаками могут стать ночной и дневной энурез, расстройство сна и пищевого поведения, немотивированная агрессия по отношению к близким или незнакомым людям. Дети с таким заболеванием часто оказываются левшами или одинаково владеют обеими руками, но при этом испытывают трудности с письмом, чтением, освоением математики и других точных наук.

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладания симптомов в рамках диагноза СДВГ различают три типа патологии у детей:

  • гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребенок в состоянии сосредотачиваться на учебе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;
  • тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сосредоточиться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой патологии моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;
  • комбинированный или смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка одинаково или с небольшим преобладанием наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности.

Чаще всего встречается комбинированная форма патологии, самый редкий вариант – импульсивный тип.

Причины развития СДВГ у детей и подростков

Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и подростков пока не удалось, считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, полученные внутриутробно или в младенческом возрасте.

Определен также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ. К ним относятся:

  • курение и употребление алкоголя матерью во время беременности;
  • органические поражения мозга и центральной нервной системы в результате заболеваний во время внутриутробного развития и первых лет жизни;
  • недоношенность и низкая масса тела при рождении;
  • нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребенка);
  • поздние или слишком ранние роды.

Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объемом учебы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребенку.

Диагностика СДВГ у детей

Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии: эпилепсия, олигофрения, гипертиреоз, заболевания органов слуха и зрения, психические расстройства. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов и сбор детального анамнеза.

Говорить о наличии СДВГ можно только в случае, если у пациента имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.

Лечение СДВГ у детей

При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков врачи учитывают возраст ребенка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановку в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления синдрома и позволяют ребенку вести полноценную жизнь.

Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят:

  • медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга;
  • социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей;
  • педагогические приемы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.

Дополнительно используются различные физиотерапевтические методы лечения, такие, как кинезиотерапия, микрополяризация, и поведенческие методики (БОС-терапия, групповая и телесно-ориентированная психотерапия).

Большую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в терапии, обеспечивая ребенку:

  • достаточную физическую активность;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • психологическую поддержку.

Максимально устранить симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и избежать неприятных последствий можно только совместными усилиями родителей, врачей и педагогов.

Профилактика СДВГ – советы родителям

Специфических мероприятий, способных снизить вероятность возникновения синдрома, не существует. Специалисты рекомендуют тщательно планировать беременность, своевременно проходить все обследования и соблюдать рекомендации врачей. Чтобы максимально устранить вероятные причины развития детской гиперактивности, желательно отказаться от курения и приема алкоголя минимум на период вынашивания ребенка и грудного вскармливания, следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями.

Синдром дефицита внимания можно держать под контролем и успешно корректировать. Врачи клиники «СМ-Доктор» проведут полное обследование и выяснят причину неусидчивости ребенка. При необходимости мы предложим комплексное лечение с применением медикаментозных средств, психотерапии и других методик с доказанной эффективностью.

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector