Imamita.ru

I Мамита
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему на детей нельзя повышать голос

Почему на детей нельзя повышать голос?

Почему на детей нельзя повышать голос?

Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия. Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.

В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка. А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.

Как ребенок реагирует на крик?

Последствия крика родителей очень опасны для детей:

Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых.

Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка. И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми.

Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.

Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость.

Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте. Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным. Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании. У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира. Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно. Это очень серьезное психическое отклонение.

Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми.

Физиологическая реакция организма на крик

Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина.

Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.

Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.

Как правильно родителям общаться с ребенком?

«Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева. – Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи. В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок.

Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.

Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении. Тогда взаимопонимание будет найдено.

У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой. Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать.

С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней».

Роль спорта в становлении характера ребенка

Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.

Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления. Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.

Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход.

К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту. Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку. Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.

Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.

Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности. Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

Записаться на бесплатное занятие

143914, Балашиха, Носовихинское шоссе, вл. 4, ТЦ "Никольский парк"

117216, Москва, ул. Поляны, д. 8

125167, Москва, Ленинградский проспект 37Б

125130, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских 23

125466, Москва, ул. Воротынская 18

127572, Москва, ул. Угличская, д. 12

107553, Москва, Большая Черкизовская, 125, стр.4

119048, Москва, ул. Лужники, дом 24, стр.4

140002, Люберцы, Октябрьский проспект, 112

109469, Москва, ул. Поречная, 10

119530, Москва, Аминьевское шоссе, д.6.

127224, Москва, ул. Широкая, 30

119602, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 4к1, ТД Люкс

141008, Мытищи, улица Мира, строение № 32/2

115563, Москва, Каширское шоссе, д.61Г

142100, Подольск, ул. Комсомольская, д. 24.

121596, Москва, ул. Толбухина, д. 10, корп. 1

123592, Москва, ул. Кулакова, 20к1

108841, Троицк, улица Полковника Милиции Курочкина, д. 8

117513, Ленинский проспект 123B

117461, Москва, ул. Каховка 29А

117535, Москва, Россошанский проезд, 3

Copyright © 2021 Европейский Гимнастический Центр в Москве
Разработка сайта : Статпро

Второй ребенок в семье: как подготовить старшего

Второй ребенок в семье: как подготовить старшего

Сообщить ребенку о том, что скоро он не будет единственным в семье – задача не из простых. Родители часто заранее переживают, боясь, что реакция старшего будет отрицательной. О том, как пройти этот этап с наименьшими потерями для всех участников событий, поговорим в статье.

К разговору о скором появлении нового члена семьи лучше подготовиться заранее. Вы должны быть спокойны, говорить уверенно и не показывать своих переживаний, чтобы не напугать ребенка. В то же время, будьте готовы к любым неожиданным реакциям. Правильный подход к обсуждению этой темы во многом зависит от возраста старшего ребенка:

  • с детьми до 1,5 лет нужно объясняться максимально просто и доступно. Малыш вряд ли вот так сразу выдаст вам какую – то реакцию, он просто еще не сможет всего понять. Но говорить надо, даже с самыми маленькими.
  • дети от 2 до 5 лет могут как вполне осознанно обрадоваться, так и выдать негативную реакцию. Причиной негатива становится ревность, которая может проявляться в различных формах. Задача родителей – не ругать ребенка за чувства, на которые он имеет право, а принять проблему и подойти к ее решению с максимально возможной осторожностью и терпением
  • с детьми от 5 – 6 лет разговаривать проще и легче. Дети в этом возрасте уже точно знают, кто такие братья и сестры, на примере своих друзей. К тому же, многие уже представляют себе откуда берутся дети, и вам будет проще объяснить, что происходит. Важно и то, что в 5 — 6 лет у детей уже сформировано окружение вне семьи (садик, школа, кружки, друзья во дворе), они имеют интересы помимо внимания родителей и реже испытывают ревность к младенцу.
Читать еще:  Увеличение желчного пузыря у ребенка лечение у детей

Когда рассказывать.

Конечно, родители сами должны выбирать наиболее удобный момент, но психологи советуют начинать разговор на тему пополнения семьи не раньше третьего – четвертого месяца. Во – первых, к этому времени обычно исключается большинство первоначальных рисков, а во – вторых, родителям самим нужно привыкнуть, адаптироваться и подготовиться.

Что сказать.

Говорить о предстоящем появлении ребенка нужно как о хорошем, приятном событии. Это же просто отличная новость! Скажите, как вы рады, как это важно для вас. Не спрашивайте сразу о том, что чувствует старший ребенок, если он сам своих чувств не озвучивает. Ему нужно время, чтобы разобраться в ощущениях.

Фразы, которые не стоит произносить:

  • «Мы решили завести ребенка, чтобы тебе не было скучно одному».
  • «Ты уже большой, будешь помогать заботиться о малыше».
  • «Ты должен хорошо себя вести/хорошо учиться, чтобы быть примером для младшего».
  • «Поделишься с братиком игрушками/книжками и т.д.».

Ребенок не несет ответственности за принятое вами решение, и он не должен ее чувствовать. Старайтесь дать понять ребенку, что быть старшим – это приятно, а не хлопотно.

Время перемен.

Все перемены, которые ребенок может принять как негативные, лучше начать до рождения малыша. Например, если нужно поменять детскую комнату, купить новую кровать, пойти в детский сад и т.д. Будет лучше, если ребенок не свяжет эти изменения с появлением младшего.

Но участвовать в подготовке к рождению малыша ребенок должен обязательно! Вовлеченность в процесс поможет ему меньше ревновать и бояться. Позвольте ему выбрать в магазине погремушку для братика или сестрички, привлеките к выбору имени новорожденного, к участию в подготовке детской. В процессе обязательно рассказывайте старшему о его рождении, показывайте фотографии, говорите о своих чувствах.

Завышенные ожидания.

Говорите ребенку правду. Объясняйте, что весело играть с малышом он будет далеко не сразу. Что будет период, когда новорожденный будет много и подолгу спать, что он может громко плакать. Расскажите, что мама будет уделять младшему довольно много времени. Но не потому, что любит его больше старшего, а потому что младенцы беспомощны, им нужен постоянный уход. Скажите, что и с ним было то же самое, и что это не навсегда.

Поездка в роддом.

К тому, что маме предстоит какое – то время провести в роддоме ребенка тоже нужно подготовить заранее. Объяснить, что это необходимо, рассказать, что так же было, когда рождался он сам. После отъезда мамы, папа должен уделить ребенку максимум внимания, потому что ему очень волнительно и страшно.

После родов.

В первое время после появления на свет малыша очень важно окружить старшего заботой и любовью, показать, что жизнь семьи изменилась, но чувства родителей к ребенку – нет. Это требуется не только от родителей, но и от других родственников. Лучше, чтобы в этот период ребенок был дома, а не был отправлен к бабушке с дедушкой, например.

Если старший предлагает помощь – примите с благодарностью. В крайнем случае, ребенка можно попросить помочь, если это необходимо, но не заставлять и не делать это его обязанностью. Позволяйте ребенку проявлять чувства, задавать вопросы.

Ребенку обязательно нужно знать, что родители его любят, как раньше. Что любовью не нужно делиться, потому что ее стало не меньше, а вдвое больше!

Как помочь ребёнку справиться со страхами?

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Детские страхи иррациональны, а потому логические, умные доводы родителей совершенно не помогают. Родитель может 10 раз показать ребенку, что за шкафом никого нет, ну совсем никогошеньки. Однако ребенок знает, что пока взрослый в комнате, монстрик где-то прячется. У всех детей есть свои страхи; это нормальная и здоровая часть развития. При этом то, что кажется безобидным для взрослых, для детей может быть страшным и угрожающим. Важно учитывать, что то, чего боится ребенок, как правило, зависит от его возраста. Конечно, не все дети одинаковы, но родителям полезно понимать некоторые общие возрастные особенности.
Дети грудного возраста (от восьми месяцев до одного года)
В этом возрасте дети начинают понимать разницу между знакомыми и незнакомыми ситуациями. К восьми-девяти месяцам достигают своего пика сепарационная тревога (сильная тревога в связи с разлукой с домом или людьми, к которым ребенок имеет сильную эмоциональную привязанность), чувство паники или тревога, которую испытывает малыш, когда вы выходите из комнаты. Детей чуть постарше часто пугают повседневные ситуации, которые раньше не вызывали подобной реакции. Они могут бояться незнакомых людей или новых ситуаций. (Незнакомые люди могут служить источником напряжения в первые два года жизни.)
Дети ясельного и дошкольного возраста (от двух до четырех лет)
У маленьких детей особо яркое воображение. Они могут не понимать разницу между реальностью и своей фантазией.
В норме, к возрасту трех лет ваш ребенок должен уметь разлучаться с вами с минимальным количеством слез и цепляний, и даже самый боязливый трехлетний малыш должен адаптироваться к новой ситуации в течение нескольких недель. Если в вашем случае это не так, поговорите об этом с врачом.
Воображение ребенка ясельного возраста может усматривать иллюзорные опасности, скрывающиеся в тени темной комнаты или в маске, закрывающей знакомое лицо. Его могут пугать даже повседневные ситуации, например, отход ко сну или визит к врачу. Он может бояться предметов, издающих громкие и непонятные ему звуки, такие как работающий пылесос или смывной бачок в туалете. Взрослым человеком страхи малышей могут восприниматься как рациональные, так и иррациональные. В любом случае, важно принимать опасения ребенка всерьез. Никогда не смейтесь над ним из-за того, что он чего-то боится.
В этом возрасте дети мыслят конкретными категориями (они воспринимают все ваши слова буквально). Их могут пугать замечания или шутки взрослых людей. Помните, что вы разговариваете с маленьким ребенком (или в его присутствии). Ребенок может видеть ночные кошмары, которые заставляют его просыпаться. Если это происходит, вы должны успокоить его и убедить, что кошмары, которые он только что видел во сне, не имеют ничего общего с реальностью. Поговорите с ребенком и останьтесь рядом с ним, пока он не заснет.
Ночные страхи это не то же самое, что кошмары. Дети, которые испытывают ночной страх, могут просыпаться с криками и дрожью, при этом они просыпаются лишь частично и могут не замечать вашего присутствия. Они могут не реагировать на вас и, как правило, засыпают вновь, так до конца и не проснувшись. На следующий день они не будут помнить о том, что произошло ночью.
Дети старшего дошкольного и школьного возраста (пять лет и старше)
Страхи в этом возрасте, как правило, больше основаны на реальных событиях, таких как ураганы, пожары или травмы. Но страх может быть несоизмерим с их настоящей вероятностью. По мере того как дети учатся и начинают лучше понимать, что на самом деле опасно, а что нет, эти страхи, как правило, уходят.
Дети постарше часто беспокоятся о браке или здоровье своих родителей и могут преувеличивать значение мелких ссор или недовольств, которые они слышат. Поэтому лучше всего вести такого рода семейные разбирательства наедине с мужем/женой, подальше от детей.
СМИ также оказывают влияние и могут вызывать страхи. Кадры из фильмов, видеоигр, музыкальных клипов, с интернет-сайтов и даже истории из телевизионных новостей могут быть страшными и пугающими для ребенка.
Дети старшего возраста могут выражать свои страхи не только плачем. Они могут грызть ногти, дрожать, сосать большой палец или притворятся определенным образом. Они не всегда рассказывают родителям о том, чего боятся, поэтому следите за вышеперечисленными признаками.
Как могут помочь родители?
1. Никогда не заставляйте ребенка противостоять страху, если он еще не готов к этому. Знакомьте его с пугающей ситуацией осторожно, не спеша. Хвалите ребенка, когда он делает то, чего раньше боялся.
2.Всегда задавайте дополнительные вопросы, чтобы понять ситуацию и быть уверенным в том, что ребенок находится в безопасности.
3.Считайте страхи ребенка реальными. Нельзя недооценивать их и смеяться над ребенком.
4.Родители должны предвидеть то, что может напугать ребенка, и готовить его заранее. Например, предупредите о том, что вы придете домой с большой собакой, или сообщите ребенку, в котором часу собираетесь выходить из дома.
5.Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности физически, обнимая его, держа за руку и находясь рядом. Вы также можете научить его делать долгие, глубокие вдохи, чтобы уменьшить его тревожное состояние.
6.Попросите ребенка делиться своими страхами с куклой или мягкой игрушкой.
7.Придумайте совместно с ребенком оберег от пугающего объекта. Можно рассказать малышу, что есть стопроцентное средство от чудищ — волшебный фонарик. Когда им посветишь, страшилище каменеет. А каменная статуя не может никому причинить вреда. Подарите ребенку маленький фонарик. Оберегом может быть что угодно. Исходите из своих фантазий и возможностей (волшебная веревочка на руку, записка под подушку, фраза «чур меня», волшебная палочка). Придумайте историю и волшебные свойства для амулета. Пусть это все превратится в увлекательную игру. Оберег наделяет ребенка символическими ресурсами, которых у него нет, и помогает справляться со страхом.
8.Можно попросить ребенка нарисовать свой страх в виде образа. А затем предложить изменить рисунок так, чтобы он стал смешным, красивым, добрым. Трансформировать картинку можно как угодно, главное, чтобы конечный образ не вызывал у ребенка страха.
9.Можно придумать для ребенка сказку о его страхе, которая хорошо заканчивается. Пусть ситуация в вашей сказке напоминает ребенку его собственную. Малыш сможет идентифицироваться с героем и принять на себя его способности справляться со страхами.
10.Со страхами можно дружить. Для этого расскажите ребенку о том, что в жизни злые те, кому чего-то не хватает. И спросите, как он думает, чего не хватает тому, кто его пугает. Возможно, он одинок, хочет конфет, болен. Может, его страх сам кого-то боится. Предложите ребенку мысленно поговорить с чудищем, посмотреть ему в глаза и предложить дружбу, или конфет, или защиту. Опять же, сюжет развития дружбы со страхом вы можете придумать любой.

Читать еще:  Воспаление гланд у ребенка лечение в домашних условиях быстро

Тут и сказочке конец: как разговаривать с ребенком о смерти

Ростовский областной суд отказался удовлетворить жалобу воспитательницы детского сада на увольнение. В феврале Алла Елпашева лишилась работы за «психическое насилие» над детьми: читая сказку «Конек-Горбунок», она по просьбе ребенка объяснила, что значит «на кол посадить». Группа была особенная, коррекционная — у одного из малышей начались истерики, появился навязчивый страх смерти. Как же говорить с ребенком о смерти, чтобы его не напугать, о чем должны знать родители и педагоги — читайте в материале «Известий».

Ее конек — не Горбунок

Таганрогский детский сад № 43. 13 малышей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, «с неустойчивым эмоциональным фоном психостатуса» (формулировка из определения суда), слушают сказку «Конек-Горбунок» из уст Аллы Елпашевой. После фразы:

«…Где-нибудь, хоть под водой,

Посажу тебя я на кол.

Вон, холоп!» Иван заплакал…»

кто-то спросил — а что значит «посадить на кол»?

«Представьте, как кол пройдет через всё тело, что происходит с человеком, которого садили на остро заточенный кол и он умирал, потому что кол медленно глубоко протыкал все внутренние органы и добирался до головы», — приводят местные СМИ реплику воспитательницы из докладной заместителя заведующего детским садом.

Дети представили. Один малыш так впечатлился, что отказался ходить в детский сад. В психологическом заключении отмечается, что у ребенка начались истерики, резкая смена настроения, появился навязчивый страх смерти.

Аллу Елпашеву уволили, но женщина попыталась доказать свою невиновность через суд — объясняла, что умысла не было, как и психического насилия с ее стороны над детьми, она выполняла свои обязанности. Суд аргументы не принял.

дети книга читает воспитатель

«Воспитатель управляет процессом обучения, именно от него зависит ход обсуждения любого произведения. Возможно, следовало более абстрактно объяснить значение выражения как один из видов наказаний, увести разговор в другую сторону, не вдаваясь в такие подробности, учитывая впечатлительность детей, — говорит в беседе с «Известиями» руководитель детского сада в подмосковном Нахабино Ольга Андрющенко. — В сказках в 90% есть баланс между добром и злом, жизнью и смертью. Всегда можно выкрутиться и повернуть разговор в нужное русло. Смерть животного, человека — воспитатель старается донести смысл без лишних подробностей, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и не травмируя их психику».

Психолога, автора книг для родителей Юлию Василькину удивляет выбранный методистами репертуар со сценами средневековых пыток для группового чтения в детском саду. Если дома родители сами берут на себя ответственность ответить на все детские вопросы, учитывая особенности и текущее состояние малыша, то в групповом формате это почти невозможно.

«Воспитателей ставят в положение, когда они как-то должны ответить на вопрос любознательного ребенка и при этом нет ни одного хорошего варианта, — говорит «Известиям» эксперт. — Сказать: «Тебе мама дома объяснит» или «Кол — это такая палочка», не заметить вопрос?»

Читать еще:  Реактивный панкреатит симптомы и лечение у ребенка 6 лет

Академик, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург отмечает, что педагог оказалась в непростой ситуации и сложную фразу нужно было объяснить иначе, но и реакцию руководства детского сада считает неадекватной.

«Я думаю, очень скоро ни один нормальный человек не пойдет работать в детский сад, если каждый раз будут такие репрессии, преследования», — цитирует Евгения Ямбурга «РИА Новости».

Кстати, в этом году «Коньку-Горбунку» Петра Ершова исполняется 185 лет. В честь этого события затеяли #всемирныйфлешмоб: сказку читают на японском, сербском, армянском, даргинском, индонезийском языке и даже на хантыйском и ительменском языках. Кто знает, может при переводе «кол» пропадет.

Прививка от зверства

«У нас ключевая тема всей литературы — тема жизни и смерти. Мы этой темы избежать не можем. Мало того и не нужно, потому что не будешь ценить жизнь, если не узнаешь смерть, — говорит «Известиям» учитель русского языка и литературы, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Анна Инютина. — Не надо акцентировать внимание на каких-то варварствах — само собой, натурализм детям младшего возраста не нужен, но избежать этой темы невозможно. Ребенок должен понимать, что смерть есть, а жизнь надо ценить. В старших классах, уже в 7-м классе, читают «Тараса Бульбу» со всеми зверствами, затем «Войну и мир», «Тихий Дон» с таким страшным военным натурализмом. Дети должны это знать, это прививка от зверства — человек переживает этот ужас, и он не хочет видеть его в жизни. Это нормально, это воспитание чувств. Естественно, с учетом возраста детей, но программа это учитывает».

Картина Эдварда Мунка «Мертвая мать и дитя» 1899 год

Картина Эдварда Мунка «Мертвая мать и дитя» 1899 год

Тема смерти — одна из самых трудных для разговора с детьми, и в разном возрасте отношение к ней разное. Психологи отмечают, что, отвечая на вопрос о смерти, нужно учитывать возраст и состояние ребенка. Для детей от 2 до 5 лет смерть — это что-то временное, абстрактное и обратимое, как в сказке: поцеловал принц спящую красавицу, и она ожила. С 5 до 9 лет приходит осознание, что всё рано или поздно заканчивается и продолжения не будет, формируются визуальные образы, снятся сны со смертельными ассоциациями, появляется страх смерти. После 9 лет ребенок понимает, что смерть необратима и его жизнь тоже закончится.

«Если ребенок спрашивает о том, умрет ли мама, папа, брат, то важно честно сказать: «Да, все люди умирают. Но до смерти они проживают долгую и интересную жизнь, заводят семьи, путешествуют. Впереди жизнь, наполненная яркими и интересными событиями. Люди умирают, когда жизнь заканчивается, а твоя еще только началась», — говорит Ольга Андрющенко.

Специалисты отмечают, что важно отвечать прямо, честно и реагировать на вопрос спокойно, потому что ваш страх провоцирует страх ребенка. Так что сначала договоритесь с собой.

«Если для ребенка эта тема станет запретной, то его вопросы останутся без нужных ему ответов. Однако, если вопрос прозвучал в очереди в супермаркете, вы можете взять тайм-аут: «Я запомню твой вопрос, и мы поговорим об этом дома», — советует Юлия Василькина. — Отвечайте именно на тот вопрос, который задал ребенок. Пусть ваш ответ уложится в 2–3 несложные фразы. Если ему будет нужно, то он задаст новый вопрос (возможно, через некоторое время). Темы смерти обрабатываются очень неспешно».

«Давай откопаем собаку хоть на немного»

Мама 4-летнего Богдана рассказывает «Известиям», что сын не понимает, что значит «наша собака Ева умерла».

«Предлагает «сходить выкопать ее хотя бы ненадолго». Куда дедушка делся, тоже не объяснить. То ли так объясняем, то ли забывает…» — теряется в догадках мама.

«Это порыв ребенка, привязанного к животному и не осознающего пока, что такое смерть. Можно объяснить, что тот, кто умер, не может ходить, дышать, есть и делать всё, что обычно», — советует психолог.

СТОЛИЧНОЕ КЛАДБИЩЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

У ребенка с животными вообще незримая связь, потеря питомца воспринимается болезненно. Кому-то хочется побыть одному, у кого-то трагическая новость вызывает слезы и истерику.

«Важно принять любые эмоции ребенка и дать ему возможность прожить и пережить сложную ситуацию, — говорит Ольга Андрющенко. — Можно вместе похоронить животное, положить цветы на могилу — нужно выстроить границу между жизнью и смертью. Разрешите ребенку оплакивать, горевать — это абсолютно нормальные эмоции в сложившейся ситуации. «Наш щенок умер». Пауза. Осмысление. «Его больше с нами нет и никогда не будет». Пауза. «Но его образ всегда останется в твоем сердце, ведь он был тебе так дорог. Я знаю, как ты переживаешь, как тебе сложно и трудно принять это».

Табу на «спит вечным сном»

Объясняя ребенку смерть домашнего питомца, близкого человека, психологи просят, почти умоляют избегать вредных шаблонов. Забудьте про звезды на небе, к которым добавилась еще одна, и дальние походы в неведомые страны, откуда не возвращаются.

«Заснул вечным сном» может вызвать страх засыпания. «Ушел далеко-далеко» — у ребенка может появиться страх расставания («они уйдут и не вернутся») и злость на того, кто ушел, не попрощавшись. «Улетел на далекую звезду» усложнит разговоры о космосе и спровоцирует навязчивую тему «давай тоже полетим туда», — отмечает психолог Юлия Василькина.

Эксперт поясняет, что исследование темы смерти — необходимый этап, с которого ребенок учится осознавать ценность жизни. Ольга Андрющенко добавляет, что самое страшное для ребенка — «неназванные эмоции».

игрушки цветы память

«Ему гораздо спокойнее, когда все его страхи «озвучены» родителями, когда мы прямо признаем, что случилось горе, а не рассказываем сказки о том, что бабушка ушла в магазин или переехала», — отмечает педагог.

«Однажды мы всем классом хоронили одноклассника — мальчик погиб. Все вместе это переживали. Я не думаю, что это надо проговаривать. Чем меньше пафосных слов, тем лучше. Лучше сделай что-то. Сделай хорошее в память, сделай хорошее родственникам. Никого не надо обвинять, задевать, попытаться как можно тоньше подойти к этой ситуации, — говорит Анна Инютина. — Я не говорю про животных — малыши и кошечек оплакивают, и собачек. Они всегда проговаривают это, им важно поделиться и, конечно, ты должен разделить с ним боль утраты. Но говорить, что этого нет, махнуть рукой, «забудь и спи спокойно», закрыть на это глаза и создавать вокруг атмосферу сплошного оптимизма, радости и счастья… Так нельзя. Потом удивляемся, почему дети не чувствуют чужую боль, почему они такие? Да потому. Это воспитание чувств. Чем больше переживает, тем лучше будет человек. И боль в литературе тоже надо переживать, иначе какими мы вырастем?»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector