Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не пройдёт само. Психотерапевт о заикании и методах лечения

«Не пройдёт само». Психотерапевт о заикании и методах лечения

Автор: Анна Золкина

Когда для одних общение — главная радость в жизни, для заикающихся людей оно становится настоящим испытанием, которое приносит волнение и тревогу. Каково же бывает удивление заик, когда после многолетних страданий они начинают правильно и без запинок говорить после первого занятия со специалистом.

Сегодня, 22 октября, отмечается Международный день заикающихся людей. Проблемы такого характера есть у многих. Некоторые до зрелого возраста не могут справиться с постоянными запинками в речи, при этом считая, что всё должно пройти само. Врач-психотерапевт Максим Дубовец рассказал корреспонденту "Омск Здесь", почему заикание нужно лечить и у кого существует большая предрасположенность к логоневрозу.

— Что такое заикание и в каких формах оно проявляется?

— Заикание может быть тоническим и клоническим. Либо человек повторяет слоги, либо не может выдавить из себя какой-либо звук. Это неврологическая проблема, причём возможность заикания наследуется. Предрасположенность к заиканию больше у левшей, переученных левшей. Порой дети переучиваются не специально, а потому, что смотрят на своих сверстников и родственников и начинают вместо левой руки что-нибудь делать правой рукой.

— Откуда оно берётся?

— В первую очередь, это неправильное взаимодействие клеток мозга, у них разная амплитуда. Иногда может показаться, что у человека, когда он спокоен, нет заикания. Но у него оно есть, даже если он не говорит: он так думает. И в моменты, когда человек начинает нервничать, у него не речевой аппарат начинает сбиваться и срабатывать таким образом, а мыслительный процесс в голове.

Какие провоцирующие факторы заикания существуют?

— Когда ребёнка торопят говорить: "Давай быстрее, говори уже". Когда голос матери монотонный, быстрый, невыразительный, если у близких плохо артикулируемая речь, так называемый, деревенский акцент, когда люди говорят, не разжимая челюсти.

Ещё одна из причин — родовая травма. При ней возникают тяжёлые формы заикания, причём дети начинают запинаться вместе с тем, как начинают говорить. Лечить это будет трудно и тяжело.

— Можно ли начать заикаться во взрослом возрасте?

— Обычно люди начинают заикаться в возрасте 3,5-6 лет. В зрелом возрасте человек тоже может начать заикаться. Такая вероятность есть, если только он принимает нейролептики. Я не видел взрослых, которые внезапно начали говорить с паузами.

У взрослых скорее может возникнуть мутизм (отказ от речевого общения, — прим. ред.). Это острое состояние, лечится быстро и просто, если обратиться к специалисту сразу. Спровоцировать его может стресс, психотравма. Также может возникнуть селективный мутизм, когда конкретно с кем-то или в определённой ситуации человек перестаёт говорить.

— Какие есть заблуждения по поводу заикания?

— Я часто слышу: "У нас всё хорошо, просто ребёнка собака напугала!". У нас нет такой собаки, которая бегает по городу и заражает детей заиканием. Все когда-то пугались, но не все стали заикаться. Это некий фактор, триггерный механизм, который мог в данном конкретном случае запустить заикание.

Иногда рассказывают, что обращались для решения проблемы к народным целителям. Бабушки не лечат заикание. Все методы, которые они применяют — это методы аутогипноза. То есть, и пациент, и родственники сами себе объясняют, почему это заикание пройдёт. Никаких лечебных факторов здесь нет.

— Заикание может пройти само?

— Нет. В редких случаях, когда у человека было индуцированное заикание, само по себе оно может пройти. О чем идёт речь: ребёнок пришёл в детский сад, начинает общаться с заикающимся и сам начинает из-за этого заикаться. В этой ситуации пока идёт общение — запинки есть. Перестали общаться — ребёнок говорит нормально.

— Можно ли полностью вылечить заикание?

— Здесь нужно понимать: "Вам как: шашечки или ехать?". Плавно говорить или устранить причину заикания? Свою генетическую предрасположенность к заиканию вы никуда не денете, но заставить, вынудить клетки мозга функционировать правильно мы можем. Это реально. Кстати, совершенно неважно, в каком возрасте человек решил обратиться за помощью и избавиться от проблем с речью.

Когда мы говорим о лечении заикания, должны понимать, что мы нормализуем ритм, выразительность речи (выделение какого-то главного слова), паузы. В дальнейшем может возникнуть следующая проблема: когда человек понял, что он может говорить, появляется необходимость выражать свои мысли. А он не привык думать полными предложениями, у него может страдать словарный запас и запас общеупотребительных слов. Может так получиться, что у него не сформированы стратегии поведения в той или иной ситуации: он просто "прятался" за свою речь. Тут начинается психотерапия: мы его учим говорить, писать эссе, общаться с незнакомыми людьми в общественных местах и другое.

Есть пять факторов, по которым можно определить, правильно вы лечитесь от заикания или нет.

Правило № 1. Вы занимаетесь у специалиста: заиколога или логопеда-заиколога.

Правило № 2. Эффект должен быть сразу на первом же занятии. Родственники и сам человек должны видеть, что техника действительно работает и способствует тому, что прямо сейчас человек говорит без запинок.

Правило № 3. Техники, которые используются, должны быть простыми, понятными и применимыми.

Правило № 4. Человек должен понимать, как это работает. Когда, например, идёт речь о гипнозе, пациенты не понимают, как он происходит. Человека можно загипнотизировать и заставить сказать фразу без запинок, но как это сработало — он не понимает.

Читать еще:  Сколько банана можно давать ребенку в 10 месяцев

Правило № 5. При рецидивах человек знает, что делать. Он без обращения к врачу может исправить ситуацию. Научить этому должен специалист.

— Много ли в Омске таких специалистов?

— У нас в городе есть один-два специалиста-заиколога. И так было всегда, потому что это узкоспециализированная профессия.

— Как общаться с заикающимися людьми? Помогать ли договаривать слово, если он сам не может этого сделать?

— В первую очередь, относиться нужно уважительно. Никогда не нужно торопить. Договаривать или нет — зависит от человека. Если ему спокойнее, когда за него договаривают, то пусть так. Но если есть возможность сказать самому, имейте уважение и дождитесь. Другой вариант — это договориться с человеком и спросить: "Тебе как проще, чтобы я договаривал за тебя слова, которые тебе тяжело произнести, или ты сам справишься?". Ну это возможно, если это близкие отношения. И, конечно, можно предложить человеку помощь и обратиться к специалисту для лечения.

Заикание у детей

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.

Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание; .
Читать еще:  Ангина у ребенка 6 лет симптомы и лечение

Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща

Физиологические итерации

Физиологические итерации (лат.  iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2 лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности её моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2—3 месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения запинок несудорожного характера:

  1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
  2. Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
  3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
  4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
  5. Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Как предупредить заикание? Бесплатная рассылка внутри!

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Специалисты Центра Речи в Зеленограде помогут устранить заикание у вашего ребенка.

Познавательная страничка

Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями). И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Читать еще:  Постоянная заложенность носа без насморка у ребенка причины и лечение

Заикание — это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Помните! Чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание!

В системе коррекции заикания принимают участие и невролог, и психиатр, и психолог, и логопед, и логоритмист.

Логопедические методики восстановления речи — читать здесь.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия,песочная терапия, арттерапия.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

Мама будет Логопедом

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  • При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  • Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
  • Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры!

Копилка знаний

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

  • Игры с музыкальными инструментами. Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.
  • Мыльные пузыри. Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.
  • Воздушные шарики. Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.
  • Игры с ватой.

  • «Расчищаем снег» — сдуваем ватку с какого-либо предмета.
  • «Забиваем гол» — задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.
  • «Фокус» — кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

Детский невролог (невропатолог) — врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы, а также поражением периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.

Коррекция заикания в Центре Речи

Как это происходит?

  • Сначала необходима комплексная диагностика невролога и нейропсихолога.
  • Затем ребенок ребенку ставится правильное речевое дыхание, используя дыхательный тренажер БОС.
  • Назначается специальный массаж при заикании.
  • Может быть назначена процедура ТОМАТИС и ТКМП.
  • На занятиях Логоритмики ребенок учится владеть голосом и чувствовать плавность речи. учит ребенка говорить с использованием навыков правильного речевого дыхания и различных речевых ритмов

Видео-интервью со Свириной Е. Л., руководитель Центра Речи, нейропсихолог.

Говорим о причинах возникновения, профилактике и лечении запинок в речи с руководителем зеленоградского Центра речи, нейропсихологом Еленой Леонидовной Свириной.

Коррекция заикания в Центре Речи.

Успейте получить бесплатную рассылку!

Дорогие друзья, команда Центра Речи сделала для ваших детей самую полезную подборку развивающего материала по теме "Картотека игр для развития эмоциональной сферы ребенка".

Рассылка придет вам 18 мая. Принимайте участие!

Открыта запись на ЛОГОИНТЕНСИВ

Центр Речи начинает набор детей от 2 до 7 лет на оздоровительно-развивающую программу в формате ЛОГОИНТЕНСИВ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector