Imamita.ru

I Мамита
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?

Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?

Автор: Светлана Александровна Белякова

Организация: МКДОУ «ЦРР — детский сад №1»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Лиски

« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей дошкольного возраста, которые без подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. К сожалению, сейчас у детей часто наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, агрессивность, трудности в общении со сверстниками, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Поэтому наша задача подготовить и социализировать детей уже в дошкольном возрасте, на первоначальной ступени к школе. Дошкольный возраст, наверное, самый позитивный, самый активный и самый эмоциональный. На стадии развития ребенка дошкольный возраст является фундаментом становления личности каждого ребенка. Поэтому развитие и воспитание детей требует использовать специальные методы и приемы и средства для достижения образовательных задач. В связи с этим в нашем детском саду ведущей идеей является: развитие творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях:

— особенностью данного метода является взаимодействие с изучаемым объектом;

— метод дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений;

— связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двухсторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении.

В нашем детском саду организована академия творчества, где подготовлена соответствующая РППС: инновационное пособие – стеклянные мольберты, столы для эбру, песочные световые столы, разнообразный природный и бросовый материал (трубочки, баночки, камешки, ракушки, пуговицы, лупы и т.д.), художественный материал. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, посмотреть на мир по – новому. Многогранная экспериментальная деятельность создает положительные эмоции, развивается познавательный и творческий интерес у детей, внимание, логическое мышление. Маленький ребенок — это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет взрослым много забот, но само по себе очень полезно — ведь это залог развития малыша. Как доказывает опыт педагогической работы, узнавать что-то новое полезно в форме игры или опытов — экспериментов. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-познавательный мотив (почему так?);

Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных), богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа. Но, все же имеется существенное отличие: совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию». Это новое «открытие» принесет ребенку массу положительных эмоций, впечатлений и желание дальнейших действий. После этого у детей возникает активность «творить», придумывать что – то новое, открывать новые просторы для творчества и экспериментирования, исследовать новые предметы и явления, находить ответы на вопросы «что это», «почему», «откуда», «где это происходит» и другие. Например, проводим радужный опыт с детьми «Шагающая вода». Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании цветов: желтого, красного и синего. Для этого понадобится: пять стаканов, гуашь, салфетки. Возьмем три стакана: в первый наливаем воду и добавляем гуашь синего цвета, во второй – воду и желтый, в третий — красный. Пустые стаканы поставим между стаканами с красителями. Далее возьмем салфетки, свернем их и опустим в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с краской, а второй — в пустом стакане. А теперь начинается самое главное «волшебство»: наблюдаем, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. У детей появляется улыбка на лице, восторженные лица светятся. Благодаря этому эксперименту дети заинтересовались процессом смешивания красок. Сразу у детей появляется тысяча вопросов: «как это происходит?», «почему?», «можно ли еще попробовать?» и другие. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Детей одинаково заинтересовывает как сам процесс опыта, так и его результат.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, мы стали экспериментировать с разными материалами и техниками в изобразительной деятельности, которые уже знакомы детям, а затем постепенно вовлекая, и незнакомые предметы. Например, мы познакомились со свойствами муки (мука сыпучая, белая, рыхлая и т.д.), а в дальнейшем после ряда экспериментов научились замешивать самостоятельно соленое тесто для изготовления поделок. Был проведен ряд опытов — экспериментов с мукой и тестом. Дети пересыпали муку из сосуда в сосуд, наблюдали через лупу, обследовали на ощупь муку и даже рисовали на муке. Далее я предложила детям поиграть с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, подкрашивали и пробовали на вкус (использовались экологически чистые продукты). Эмоции детей были только положительного характера, атмосфера отличалась активностью детей, желанием «открыть» как можно новых сведений, информации, ответить на свои вопросы и найти ответы на вопросы других детей.

Эксперименты с водой и цветом, наверное, самые интересные для детей дошкольного возраста. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Особенно для таких экспериментов подходят краски для «эбру» и необычная вода, поддерживающая краски на поверхности. Когда цвета начинают смешиваться, восторгу детей нет предела! А далее можно самостоятельно соединять цвета в самые причудливые узоры. Такое волшебство завораживает и детей, и взрослых. Когда необыкновенный рисунок переносится на ткань, соленое тесто или бумагу, опять у детей возникает много вопросов «как это происходит», «почему» и так далее. Самое важное, чтобы ребенок сам нашел ответы на свои вопросы. И тогда будет радость творчества, радость созидания, которая постепенно перейдет в радость непосредственного познания окружающего мира.

Развитие воображения и творчества — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста, которому порой уделяется недостаточно внимания. Эта работа эффективна, если в неё включены родители. Для совместных экспериментов создается необходимая творческая предметно — развивающая среда. Родители сначала без энтузиазма приходят на такие встречи в творческую гостиную. После первой же встречи и родители, и дети проявляют желание еще поэкспериментировать вместе. Такие встречи сближают всех участников творческого процесса, возникает взаимопонимание, общие интересы. Родители учатся слушать детей, вместе принимать какие – то решения, вместе фантазировать, прислушиваться к друг другу. Совместные мероприятия по художественному экспериментированию родители могут повторить и дома всей семьей. Это будет весело и забавно.

Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей. После завершения экспериментов дошкольники могут:

— проявлять интерес к окружающему миру, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

-осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

— собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

— проявлять элементарные навыки (умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков, новых продуктов деятельности).

Таким образом, мы пришли к выводу, что передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед белым листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное, и спользуя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество.

Читать еще:  Где сделать прививку от пневмококковой инфекции

Список использованных источников и литературы

1. Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром/ Детство-пресс, — 2010.
2.Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

3.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

4.Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. / Н.А. Рыжова. — М.; 2010 г.

5.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. /Т.М. Бондаренко. — Воронеж; 2011 г.

6. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 7.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

8. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

9. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

11.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада

Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку. Описанные опыты можно проводить с детьми 3 – 7 лет.

Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.

Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.

Задачи: Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Дети очень любознательный народ. Им интересно все. Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Порой бывает мало одного ответа, возникает потребность провести экспериментирование – показать и рассказать, как происходит то или иное действо в природе, уточнить знания о свойствах и качествах объектов, их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение различных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, увидеть закономерности своими глазами. Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Дети подводятся к умению рассуждать, делать выводы и умозаключения, что обеспечивает становлению мировоззрения ребёнка, способствует развитию личностного роста. Данный вид деятельности позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность, развивает мышление, обогащает знания и словарный запас. У детей побуждается желание созидать, а не разрушать. Виды экспериментов в ДОУ. Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным. Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы. Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить

опыты с подгруппой детей. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, как партнёров — вместе, на равных. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, как будет развиваться познавательный интерес у ребенка в процессе поисково-исследовательской деятельности. Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т. д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами. Правила проведения экспериментов:

1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта. 3. Установить план исследования.

4. Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.

5. Распределить детей на подгруппы.

6. Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

7. Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.

Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.

Опыты с водой.

Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.

2. Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.

3. Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

6. Трубочки для коктейля.

7. Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.

8. Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т. п.

9. Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока. 10. Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.

11. Часы песочные, механические.

13. Мельницы песочные, водяные.

Задача: выявить свойство воды – текучесть. Перелить воду из одного стакана в другой. Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.

«Вода прозрачная». Задача: выявить свойство воды – прозрачность. Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.

«Вода может изменить свой цвет» Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета. Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.

Читать еще:  Прививки детям от клещевого энцефалита

«Вода не имеет запаха». Задача: выявить, что вода не имеет запаха. Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха

«Вода принимает форму».

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Заполнить сосуды водой. Вывод: вода принимает форму сосуда.

«Вода имеет вес» Задача: измерить количество воды мерными ложками. В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики. Вывод: вода имеет вес.

«Животворное свойство воды».

Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды. Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.

«Вода может склеивать».

Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды. Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются. Вывод: вода обладает склеивающим действием.

«Капнем капельку в муку»

Задача: познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой. Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой. Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.

«Тонет – не тонет».

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. В тазик с водой опускаем различные по весу предметы. Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.

Задача: объяснить принцип работы фонтана. Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан. Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.

«Почему не тонут корабли?»

Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки. Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

«Набираем воду в спринцовку»

Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку. Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду. Вывод: воду можно набирать методом всасывания.

Задача: объяснить детям, что вода может идти струей из трубы, а может и разбрызгиваться из мелких дырочек под сильным давлением. Самостоятельное исследование: попробовать пользоваться распылителем. Как мелкая пыль вода садится на листья, затем собирается в капли и стекает вниз. Вывод: мелкие капельки могут объединяться в большую каплю. От тяжести она сползает вниз, образуя лужицу. Распылитель используют при поливе овощных культур на больших площадях

«Волшебный мир цветов» на участке детского сада«Волшебный мир цветов» на участке детского сада Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,.

Поделки на участке детского садаПоделки на участке детского сада Этот кусочек детского сада, очень дорог мне, так как все поделки сделаны своими руками. И детям очень нравятся все поделки на участке.

Идеи для благоустройства территории детского сада летомИдеи для благоустройства территории детского сада летом Мой детский сад для меня — это, как второй дом, да и для воспитанников тоже. А свой дом всегда хочется сделать тёплым и уютным. Весной мы.

Наблюдения за птицами на участке детского садаНаблюдения за птицами на участке детского сада «Кто прилетает на кормушку»Задачи: -учить детей различать и правильно называть птиц, -вызвать интерес к наблюдению за птицами, -воспитывать.

Насекомые на нашем участке детского садаНасекомые на нашем участке детского сада Попробуйте насытить ежедневное пребывание на свежем воздухе так, чтобы они были увлекательны и для вас. Сегодня после ночного дождя, взяв.

Оформление участка детского сада летомОформление участка детского сада летом Лето! У нас на Урале оно бывает разным и не всегда теплым и ярким. А чтобы добавить красок, мы создаём на участках вот такую красоту. Для.

Оформление участка детского сада летомОформление участка детского сада летом Оформление участка детского сада летом. Лето — это прекрасная пора, теплые деньки, хорошее настроение и сидеть в группе совсем не хочется.

Оформление участка детского сада летом «Наш сказочный островок»Оформление участка детского сада летом «Наш сказочный островок» Оформление участка детского сада летом «Наш сказочный островок»(воспитатели: Федякова Л. И. и Широкова Е. Г., детский сад №329, г. Екатеринбург,.

Поделки на участке детского садаПоделки на участке детского сада Если вы хотите получить интересное и красивое оформление участка детского сада, следует действовать по следующей инструкции: 1. изучить.

Оформление детского сада. Постройки на участкеОформление детского сада. Постройки на участке Детский сад, в котором я сейчас работаю, открыли в 2008 году. На территории детского сада практически не было построек на участках. «Чем.

Детское экспериментирование в детском саду: определение.

детское экспериментирование в детском саду

Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему ветер дует? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Зачем вводить детское экспериментирование в ДОУ?

экспериментирование в детском саду схемы

Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Виды экспериментов в ДОУ

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

  1. Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
  2. Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

уголок экспериментирования в детском саду

Как оформить уголок экспериментирования в детском саду?

Вопрос не праздный, поскольку уголок должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей. Итак, в своем уголке выделите место для:

  • Постоянной выставки. Здесь можно хранить редкие предметы (камни, раковины, кристаллы). Можно добавить лучшие поделки малышей.
  • Приборов. Исходя из плана вашей работы, здесь должны быть необходимые вещи (пипетки, банки, веревки, воронки, пластиковые бутылки и т.д.) для того чтобы обеспечить интересное и продуктивное экспериментирование в детском саду.
  • Схемы. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, «Вода» о свойствах воды, «Воздух» и т.д.). Памятки должны быть красочными и понятными малышам.
  • Материалы (природные, неприродные, неструктурированые).
  • Место для проведения опытов.
Читать еще:  Что включить в состав аптечки новорожденного

опыты для детского сада

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей?

Не следует младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т.д. Познакомьте их с воздухом (опыты «Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды), ветром («Что такое ветер?»), магнитами, водой (опыт «Тонет — не тонет», «Меняет ли вода цвет?» с использованием красок). Помните, что детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, каким вырастет ребенок!

Консультация педагога-организатора Задеевой М.В. 15.07.2019

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т.д.

Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

При организации педагогического процесса в СДС активная позиция ребенка в освоении образовательной программы является основополагающей. Наши воспитанники СДС вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, конкурсы, фестивали, в ходе которых они обучаются, развиваются, осваивают способы общения, учатся быть открытыми и самостоятельными. Ведь мама в СДС является воспитателем, а, следовательно, педагогом, умеющим организовывать интересную разнообразную деятельность: игры, занятия, детские эксперименты, исследования.

Основная задача СДС поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование в СДС — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в СДС является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

  1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Воспитатель СДС работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка.

Этапы развития экспериментальной деятельности:

  • Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности.

Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

  • Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента.

При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.

  • Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка.
  • Вывод.

На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.

В СДС целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности:

  1. Проблемно-поисковый метод.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в СДС.

  1. Наблюдения за объектом.

Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на улице. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

  1. Опыты и эксперименты.

Экспериментальную деятельность в СДС можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшего возраста, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • анализировать объект или явление;
  • выделять существенные признаки, связи;
  • выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;
  • отбирать материал для самостоятельной деятельности;
  • делать выводы.

С какого возраста предполагается начинать экспериментировать в СДС? Малыши (2-3 года) уже начинают экспериментировать с объектами. Совместно с родителем-педагогом, дети учатся проводить эксперименты при помощи сенсорики: размазывание краски по листу, пробование на вкус, испытание на прочность (укусить, бросить), извлечение звука (хлопнуть ладошками, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений исследования становятся интереснее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется.

Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.

Дети 5-7 лет в экспериментальной деятельности вполне могут обойтись без помощи взрослого. Дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты.

Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в СДС прослеживается на протяжении всего периода обучения. Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности? Для проведения опытов и экспериментов используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов используют природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т.д. В СДС отводят место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Детям должны быть предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.

Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector