Error: Cache dir: Permission denied!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Есть ли у русских сказок тайный смысл? » Я Мамита.ру - Семейный журнал для матерей. беременность, роды, семья, дети, развитие, ребенок
imamita.ru » Развитие ребёнка » Есть ли у русских сказок тайный смысл?


Есть ли у русских сказок тайный смысл?

Развитие ребёнка| 21 сентября 2009 | Просмотров: 3587

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
СО самого раннего детства нам рассказывают сказки. Дитя живет в мире волшебства, фантазии, пытается осмыслить, где хороший, а где зло. А нужны ли нам всегда сказки? Безошибочно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам вновь предстоит выведать?

О этом рассказывает воспитатель высшей категории, наставник «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился обычный дорога к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной утилиты: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Неспроста Пушкин сказал: «Сказка — брехня, да в ней намек…»

СО этой точки зрения нужно подступать к русской народной сказке. И вновь считаться народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их со точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. декламировать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку со наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно вновь мочь разбираться эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Вероятно, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, толпа не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян бытие представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Оттого и смерти не было безвозвратно. Душа возвращалась в теле ребенка.

«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки


— Сказки детям необходимы, — считает Светлана Курячая, — особо народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику байка ложится, как зернышко в подготовленную почву. Едва родителям нужно помнить, что байка должна отвечать возрасту.

Если в раннем детстве прочесть про Бабу-ягу, то дитя испугается и будет дрожать ее ввек. Начинать нужно со детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая наперво превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое тварь откусывало от колобка по кусочку. Так круглая месяц становилась все менее и менее. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

«Репка» — о том же самом, едва в обратном направлении. Месяц незаметно превращается в полнейшую луну. Дитя начинает фантазировать: глядя на высь, он представляет себе колобка или репку. Охватывающий спокойствие для него становится сказочным.

К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Изумительный гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнце. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было сильно много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — дорога неоправданно далек, т. е. это дорога, который проделывает светило. Лиса — это ночь, которая украла солнце, а кот — восход, он вернул его.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни кроме труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнце, которого сильно боится лиса — зима.

«Курочка Ряба» — байка для взрослых

По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше декламировать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его невзначай разбила мышь. Зачем плачут дедушка и дама, ведь они сами хотели его разгромить, да не смогли. Действие в том, что зародыш оказалось пустым. Зародыш является прообразом всего живого на Земле. Это знак бесконечности жизни, потому что кроме смерти нет возрождения. Зародыш должно было дух полным, спокойствие должен дух наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится бытие.

Который такая Баба-яга?

Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, клюв — в потолок врос, слепая, у нее костяная ножка, в ступе летает, помелом затем заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, загородка круг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печка пихает. Ужас да и едва.

Но, как считает Светлана Власовна, тут все не так свободно. Вид Бабы-яги нужно рассматривать со учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — дуплекс со потусторонним миром; вновь косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, будто, умершая. Костяная ножка — умершая так давно, что плоть истлело. Клюв в потолок врос. Будто, в доме у нее сильно близкий.

Летает Баба-яга в ступе, которая сильно похожа на колоду, прообраз гроба. Затем за собой заметает помелом. Сначала был манера: когда покойника везли на санях в завершающий дорога, за ним заметали санный затем, чтобы не вернулся в спокойствие живых. Зачем летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущность.

По всему будто, что Баба-яга — умершая дама. Живет она в избушке на курьих ножках. Сначала у славян был манера: за смерти человека, когда душа вновь не определилась, ей нужно было дом определить. Для этого делали ритуальную куколку, дом для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни сильно похожи на куриные ноги. Избушка кроме окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть едва въезд, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился таковой манера. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги настолько еды, что десятерым не искусать. Следовательно, она была не не трудная умершая, дружно у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная естество, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная за посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и дарование совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная благоразумие, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? СО точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы приобрести какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний спокойствие. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не невзначай в многих сказках есть камень у дороги. Благонравный гектор безусловно выбирает ту дорогу, где он умрет. Вновь сравнение — он уходит в спокойствие предков, где и получает все дары. Выведение таков: едва тот, который соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

О этимологии слова «Баба-яга». Дама — главная дама в всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину едва за рождения ребенка. Однокоренное глагол «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — горение. Был слово ягать. Это необычный визг, в котором концентрировалась вся активность. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.

Безотлагательно посажу на лопату — и в печка!

И не такая уж она была страшная, как кажется. Купить хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе со санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она едва хочет это совершить. Но существовал восхитительный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заклинание) и заворачивала в него ребенка. За этого клала на хлебную лопату и запихивала в печка на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Дитя выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На свой взор, боязно. Но если глазеть со точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в благонравный, в целителя.

Оказывается, она передает бытие ребенку сквозь свое дар и сквозь печка, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится со ног на голову. Баба-яга безраздельно благонравный гектор. Она свободно хотела перепечь Иванушку и здорового возвратить людям.

Иван — да не балбес

Практически в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не балбес абсолютно, а поумней произвольного умного. Откуда таковой гектор взялся и что тут подразумевается?

— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это российский люди, который желает, чтобы на него все со неба упало. На самом деле все абсолютно не так. Ученые считают, что слова «дремучий бор — вздремывать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное дух, другое взаимопонимание, другое мировосприятие. Дремучий бор — иной спокойствие, спокойствие мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.

Вздремывать — индивидуум тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Балбес, со точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное глагол. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает бытие несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!

Сказки для подростков

Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, который собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше скучно, предсказуемо. Рассказывается главное — как индивидуум проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает компетентность обряда, дар обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — династия будет счастливой.

Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела благоразумие, которая необходима для замужества. Она заблаговременно все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) со помощью старушки царю, сшила рубашку. Сначала рубашку шила едва невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — бракосочетание и счастливая бытие.

— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней со достоинством, обитать в ней, — считает Светлана Курячая. — К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культурность была сильно богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. И помните слова Юрия Лотмана: «Культура — это воздух, которую создает люди для собственного выживания».

Источник: http://old.vn.ru

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


-Секс не может заменить вам любви, а любовь не может заменить секса. (Мэри Маккарти)


Ключевые теги: Воспитание и развитие
Новость отредактировал - [/edit-date]
Похожие публикации:
  • Основы взаимопонимания беременной женщины и ее мамы
  • Игры-драматизации
  • Сказкотерапия для детей
  • Царевна Лягушка
  • Как понять младенца
  • Готовимся к Новому году с малышом!
  • Зачем детям машинки?
  • Оформляем первые документы малыша
  • Его величество Блин
  • Чтение и речь
  • В школу - с удовольствием!
  • Япономания и суси
  • Первый в жизни Новый год
  • Рекомендации по грудному вскармливанию
  • Все дело в генах!
  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.