Error: Cache dir: Permission denied!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Чтение и речь » Я Мамита.ру - Семейный журнал для матерей. беременность, роды, семья, дети, развитие, ребенок
imamita.ru » Книги и Игры » Книги Родителям » Чтение и речь


Чтение и речь

Книги и Игры » Книги Родителям| 12 мая 2009 | Просмотров: 6088

Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.
Н. К. Крупская




Связная речь ребенка развивается в постоянном речевом общении. Ему присуща потребность делиться своими мыслями, переживаниями. Установлено, что внимание взрослого к тому, что излагает в данный момент ребенок, проявляемый интерес к разговору очень влияет на развитие его речевой активности.
В свою очередь, вникая в разговор с малышом, вы лучше познаете его внутренний мир, определяете, четки ли его представления, понятия, каковы стремления. Ведущие педагоги на основе исследований и наблюдений предупреждают о вреде двух ошибочных тенденций, бытующих в семьях.

Во-первых, это злоупотребление словом, когда делают его самодовлеющим, стремятся ускорить процесс развития ребенка и сообщают ему большое количество словесных знаний, не увязывая их с жизненным опытом малыша, его возможностями, ориентировкой в окружающей жизни, с запасом представлений. В результате такое словесное натаскивание приносит только вред. Ребенок начинает отставать во многих видах деятельности, не любит, не хочет даже себя обслуживать, становится легко возбудимым, не умеет сосредоточиться. У него одно стремление — к словесной деятельности. Словесная перегрузка отрицательно влияет на его поведение в целом.

Не менее вредна и вторая ошибка, нередко встречающаяся в семье. Некоторые родители не уделяют или уделяют слишком мало внимания удовлетворению потребности ребенка в речевом общении с ними. От этого задерживается развитие речи и, следовательно мышления. Отмечены случаи, когда пассивный ребенок просто становится замкнутым. Он привыкает скрывать свои переживания от взрослых. Более активные дети действуют часто исподтишка. Другие кратковременным возбуждением компенсируют напряженное молчание — поднимают крик. Естественно, что все это не содействует развитию ребенка и его речи.

Знакомьте малыша с произведениями художественной литературы. Устное народное творчество, фольклор, произведения классиков — какое они оказывают огромное влияние не только на взрослых, но и на детей! Они приучаются слушать, развивается способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

В младшем дошкольном возрасте основное место занимают два вида художественного слова — сказки и стихи. Разумеется, они должны быть доступны по содержанию. Сказки, стихотворения, потешки, прибаутки рождают любовь к художественному слову.
Многие народные потешки, прибаутки используются с целью забавить малыша, удовлетворить его потребность в подвижности, побудить к игровым действиям уже на первом году жизни. Так, потешки «Ладушки», «Сорока, сорока кашку варила» сопровождаются игрой пальчиками или ручонками малыша — эмоциональная двигательная игра, так радующая его!

На втором году жизни его радуют напевная речь взрослого, ласково произносимые повторы, короткие стихотворные строчки. Установлено, и это отмечено в литературе, что потребность в ритмической речи присуща ребенку раннего возраста и обоснована ходом его развития. Образы художественных произведений должны опираться в основе своей на конкретные представления. Чтобы малыш умел и желал слушать художественное слово, надо чаще пользоваться стихами, потешками, поговорками. Например, умывание вы сопровождаете потешкой «Водичка, водичка, умой мое личико» и др. Художественное слово влияет не только на развитие речи, оно расширяет представление об окружающем мире, а это, как уже говорили, обогащает содержание кругозора ребенка, воспитывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается.

Чтобы художественное слово, с которым вы знакомите ребенка, воздействовало на его чувства, надо постараться как можно выразительнее произносить его — менять силу и высоту голоса, интонацию, правильно расставить ударения — использовать игровые действия. Художественное слово своей ритмичностью, рифмами, тональностью радует ребенка, формирует умение слушать и развивает активную речь, эмоциональное, положительное отношение к окружающему.

Дети любят стихи, как сказки. Однако со стихами не следует торопиться. Они запоминаются детьми более старшего возраста. Подбирая стихотворение, обратите внимание на то, что- , бы изображенные в нем образы были знакомы ребенку. Его радует, если вы обратите внимание на какое-то явление или предмет, упоминаемые в стихотворении.

Например, кошка сидит на окне, вы обратили внимание на нее и читаете: «Серенькая кошка села у окошка, хвостиком виляла, деток поджидала». А вот на прогулке малыш следит за голубями, они уже знакомы ему, можно прочесть: «Голуби, голубочики на крыше сидят, друг на друга глядят».
Стихи помогают развитию чувства ритма. Например: «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал». Предложите ребенку подпрыгивать на двух ножках в такт словам.

К концу второго года, на третьем читайте небольшие сказки, художественные рассказы.
Сказки. Знакомство со сказкой можно начать к двум годам. Для раннего возраста рекомендованы такие сказки, как «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Козлята и волк» и др. Это сказки из русского эпоса о животных. Развертывающиеся действия, интересные для ребенка образы, говорящие животные воспринимаются им легко и с интересом.

Сказку ребенку лучше рассказывать, а не читать. Малыш воспринимает выражение вашего лица, жестикуляцию. Рассказывая, нельзя делать никаких пояснений. В противном случае нарушается восприятие сказки. Ребенку должны быть знакомы, понятны действия и представленные в сказке животные. Если сказка длинная для вашего ребенка, ее можно сократить, а потом постепенно удлинять. Когда рассказываете сказку повторно, желательно сопровождать ее иллюстрациями, отдельно наклеенными на картон или нарисованными, а также показом фигурок настольного театра. Сказку можно драматизировать — для этого организуйте сверстников, друзей вашего ребенка. Вы доставите большую радость им и себе.

Сказки о животных учат справедливости, вызывают желание помочь слабому. Читайте (рассказывайте) не спеша, просто, задушевно, обращаясь непосредственно к малышу. В сказке животные очеловечены — они говорят, как люди, и так же действуют. Одни из них всегда добрые (они побеждают), другие — злые. Своим чтением, ласково произнося доброе и наоборот — злое, вы вызовете сочувствие к доброму. Закончив чтение, дайте ребенку подумать. Пусть побудет под впечатлением и осмыслит содержание. Сказка должна соответствовать возрасту, быть доступной и понятной. Создайте условия, чтобы ребенок во время чтения не отвлекался, чтобы никто и ничто не мешали ему сосредоточиться. Надо приучить ребенка к тому, что слушать — это важно и серьезно, интересно для него.

Никакой пользы не приносит чтение во время еды или перед сном. Это вредно — отвлекает малыша от еды и сна, мешает воспринимать образы. Вы, наверное, и сами заметили, как любят малыши, чтоб им читали вслух. Двухлетний ребенок делает вид, что он читает сам. Он точно запоминает, что написано на каждой странице и сразу заметит, если вы что-нибудь измените. Пусть в вашей семье станет традицией чтение детям вслух. Такое общение оставляет след в душе малыша на всю жизнь, воспитывает в нем любовь к книге — источнику знаний, расширяет кругозор, развивает эстетически.


-Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться. (Оноре де Бальзак)


Ключевые теги: Чтение и речь
Новость отредактировал - [/edit-date]
Похожие публикации:
  • Развитие речи
  • Подготовка к школе
  • Игры-драматизации
  • Работа с картинками
  • Чтение книг и и беседы по ним
  • Нужно ли форсировать его обучение
  • Полечим куклу Олю
  • Особенности психики и поведения
  • Сказкотерапия для детей
  • Аппликация
  • Что значит мама для малыша
  • Развивающие игры Воскобовича
  • Загадки и словесные игры-упражнения
  • Влияние телевизора на детей
  • Как разговаривать с малышом?
  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.